Москва. Кино в объятиях «рябого черта»

Москва. Кино в объятиях «рябого черта»

Аналитика
1812
Ukrinform
Особенности национального кинопроизводства и кинопразднования в РФ

38-й Московский международный кинофестиваль проходил сумбурно и, как бы это сказать, странно. Понятно, что главная трудность - усиливающиеся санкции, подразумевающие разрыв контактов по всем направлениям, в том числе и культурным. Но это уже постоянная величина. А были и переменные.

ИСЧЕЗНУВШИЙ ПРЕЗИДЕНТ И СОМНИТЕЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ

Такой неразберихи на ММКФ не случалось давно - чувствовалось отсутствие хозяйской руки. В прямом смысле. Начнем с того, что впервые с 1999 года (с тех пор, как президентом ММКФ стал Никита Михалков) на фестивале не присутствовал «сам». Никиты Сергеевича не было ни на открытии, ни в дни работы фестиваля. Заболел. Хотя официальных заявлений о болезни не прозвучало. То ли пневмония, то ли инфаркт.

То ли «дипломатическая болезнь» - скрывается от вызовов к следователям. Дело в том, что именно во время фестиваля стало известно об аресте Сергея Федотова, гендиректора Российского авторского общества (уличен в махинациях с недвижимостью на сумму более 500 миллионов рублей), давнего друга и соратника Михалкова. Такой вот фон для «праздника кино»... Впрочем, на церемонии закрытия, хоть и припоздав, Никита Сергеевич все же появился. (Был он, буквально мельком, и еще на одном мероприятии ММКФ, но об этом чуть позже).

Далее - организаторы умудрились обидеть разом всех журналистов, за исключением пары-тройки телеканалов, передовиков в телепромывке мозгов (чтобы вы понимали - среди обиженных был даже ТАСС!). 90% журналисткой братии не имели официального доступа на церемонии открытия и закрытия. Банально и хамски не пускали в зал. При этом трансляция церемоний на панельном экране, как это делают в приличных местах, организована не была. Корреспондентам, принципиально желавшим узнать, что же все-таки там происходит, приходилось «просачиваться» в зал, с независимым видом пристраиваясь к гостям с приглашениями.

Ну и спасибо мэру Москвы Сергею Собянину! За уникальную, фантасмагорическую декорацию. Москва перекопана - вся! Арбат и Тверская, на которых разворачивались основные мероприятия ММКФ, перерыты-перекрыты. Добраться куда-либо сложно, поэтому нередко участники пресс-конференций и показов опаздывали. Одним словом, развороченная Москва задавала некий постапокалиптический тон всему фестивалю. Невольно думалось: «А не последний ли это ММКФ?»

А теперь - о паре-тройке мероприятий ММКФ, которые были интересны и познавательны для украинского зрителя и читателя.

ГЛАВНОЕ В ДИСКУССИИ - НЕ НАГОВОРИТЬ НА СТАТЬЮ

Вот, например, круглый стол «Патриотизм в кино: миф или реальность?» в Московском Доме кино. Организовывала его Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, что важно. Поскольку в нынешнем СК, давно уж возглавляемом монархистом-имперцем Михалковым, киноведы и критики числятся либералами. И чтобы сидящие за круглым столом совсем не распоясались, первый выступающий, собственно президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин задал отличный тон и высокий уровень смелости всей дискуссии:

- Держите себя в рамках! «Национализм», «патриотизм» - темы по нынешним временам острые, можно и на «статью» наговорить...

Увы, он совсем не шутил. Законы по борьбе с терроризмом и экстремизмом в России и раньше были не радостные. А уж теперь, после триумфального шествия по всем инстанциям «антитеррористического пакета» Яровой, настроения и ожидания в этом смысле совсем унылые.

Благословленные таким образом, мы начали «дискутировать», сразу незримо поделившись, как и в прежние годы, на «либералов» и «патриотов». Правда, особо пламенных «патриотов» в зале на сей раз не оказалось. А вот несколько видных «либералов» присутствовали.

Например, знаменитый кино- и телекритик Юрий Богомолов. Юрий Александрович четко зафиксировал советские «родимые пятна» нынешнего режима (Удивительно, как он с его взглядами до сих пор остается колумнистом державной «Российской газеты»):

- И в советское время государственный патриотизм был кормушкой, и сейчас остается ею же. Есть общество, есть государство. А есть режим в этом государстве. Нам говорят - вы, либералы, вечно против государства! Нет, мы не против государства. Мы просто не хотим такого режима, при котором человек находится на сотом месте!

Затем выступал Виктор Матизен, другой видный российский либерал (и, видимо, именно поэтому теперь уже бывший президент Гильдии киноведов и кинокритиков РФ). Он заострил тему, перешел от прошлого к будущему. И от его слов, спокойно произносимых в теплом июне, становилось холодно и страшно:

- Мы, Россия, готовимся к Третьей мировой войне. Это практически и не скрывается. Многие в это не верят, но это очевидно. Сейчас слово патриотизм связывается с войной. В стране осуществляется именно военно-патриотическое воспитание. У этой подготовки - помимо самой войны - есть вторая цель. А именно: какой человек нужен стране, на кого работает вся эта пропаганда? На кого направлены средства кинематографа? На воспитание гражданина? Нет, никоим образом. Анти-гражданина! Военно-патриотическая позиция - это послушание приказам, исполнение того, о чем тебе говорит начальство. Плюс - безусловное восхваление своей роли: мы воюем, значит, мы правы! А кто пытается критиковать, тот враг народа, пятая колонна!.. Будет война или нет - дело второе. Важен в первую очередь выходной продукт этого воспитания: человек, который не видит, что происходит вокруг, поддерживает любые действия начальства, который готов действовать по приказу.

И итог всему подвел Юрий Богомолов, связавший темное прошлое с непонятным будущим:

- Мы проданы рябому черту на три поколения вперед!

«Рябой черт», как вы понимаете, это Сталин. И в подтверждение слов Богомолова половина прилавка книжного киоска в Доме кино была завалена изданиями, посвященными генералиссимусу. Почему-то особо запомнились две книги: «Как Сталин победил коррупцию» и «Великие шутят. Сталин». Тридцать лет назад такой чуши на здешнем прилавке невозможно было бы представить. Значит, в этом смысле Россия даже не пошла по кругу, но деградировала.

Коррупцию не победила, но дошутилась.

А БЫЛ ЛИ МАГНИТСКИЙ?

В дополнительной программе фестиваля «Русский след» при полном аншлаге был показан скандальный документальный фильм режиссера Андрея Некрасова «Закон Магнитского. За кулисами». Причем показу сопутствовало чудо - первое неожиданное и непродолжительное явление народу пропавшего президента ММКФ Никиты Михалкова.

- Приехал специально из больницы, чтобы поддержать Андрея, - возвестил Никита Сергеевич, выглядевший действительно изможденным и болезненным. - Этот фильм - пример движения к правде. Это пример того, как художник, двигаясь по материалу, изучая информацию, узнает правду - и принимает решение сказать эту правду, несмотря на ее расхождение с первоначальным замыслом. Это поступок настоящего художника, настоящего мужчины. И это особенно важно сейчас, во время двойных стандартов и беззастенчивой лжи, льющейся на наше Отечество из-за рубежа!

Отчего такой пафос? Прежде режиссер был известен как ярый антипутинец - на его счету фильмы о взрыве домов в Москве, о деле Литвиненко, о грузинской войне 2008 года... А тут такая резкая смена курса, уже отрефлексированная и осужденная его бывшими единомышленниками. Общее мнение: «Интересно, а на какой крючок его подловили?» Что говорить, новая работа Некрасова очень хорошо вписалась в кампанию Кремля за отмену санкций, в данном случае - принятого на Западе «списка Магнитского».

Если коротко, суть двухчасового фильма такова: аудитор Магнитский никого не разоблачал, а его самого никто не убивал, просто такие плохие условия содержания в российских тюрьмах и СИЗО. Первая часть ленты - рассказ о том, как режиссер взялся снимать документальный фильм, веря в правоту Магнитского и его работодателя Билла Браудера. Вторая - про то, как по ходу дела у него «открывались глаза». Теперь Некрасов обвиняет Браудера в том, что тот обманул весь мир, манипулируя гибелью Магнитского в тюрьме и добившись принятия того самого «Закона Магнитского» - санкций против российских должностных лиц, замешанных в этом преступлении.

Фильм изобилует датами и цифрами, от которых у обычного зрителя под конец начинается «кипение мозгов», однако люди, хорошо знакомые с материалом, считают, что никаких новых фактов в этих документах нет - специалистам и цифры эти, и даты известны давно.

Представители оппозиции, присутствовавшие 28 июня на показе, обвинили Некрасова во лжи. Некоторые в знак протеста покинули зал во время обсуждения... Напомним, новая лента Некрасова - как порочащая честь и достоинство Магнитского - весной была запрещена к показу в Европарламенте и совсем недавно, в конце июня, удалена из программы фестиваля документального кино в норвежском городе Гримстад.

Однако в начале июня ее показывали в Вашингтоне в кинозале Музея новостей. Затем - 25 июня в Доме кино в Осло состоялся открытый показ с обсуждением. Три дня спустя случился российский дебют на ММКФ. И это, надо полагать, лишь начало. Можно не сомневаться, что и Никита Сергеевич, всегда готовый дать отпор «клеветникам России» (а уж после ареста Федотова, только усиливший патриотическую активность), поспособствует раскрутке, в том числе и международной, как только сможет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К САМОЦЕНЗУРЕ

«Мы не могли не включить в программу фестиваля эту картину!» - заявил член отборочной комиссии ММКФ известный российский режиссер и культуртрегер Петр Шепотинник. Так он представил на пресс-конференции ленту голландского документалиста Михила ван Эрпа «МН-17: нация скорбит». Речь, понятно, о трагедии Боинга, сбитого 17 июля 2014 года над Донбассом.

Фильм трогательный, душевный. Подчеркнуто аполитичный. В центре повествования - три семьи из Нидерландов, потерявшие в той трагедии близких. Люди учатся жить с утратой. Поддерживают друг друга. Заботятся о достойных похоронах. Особенно впечатляют кадры встреч самолетов с останками погибших. Каждую партию останков в Нидерландах встречали облаченные в траур члены королевской семьи, представители правительства, главы муниципалитетов. И, конечно, просто сочувствующие люди. Фильм действительно оставляет в памяти образ скорбящей нации.

Часть съемок проводилась в Нидерландах, другая - там, где разбился «Боинг», на оккупированный территориях. Помня о том, насколько сложно было международным экспертам пробиться к месту крушения, как долго сепаратисты не пускали их туда, и как распространены были случаи мародерства, корреспондент Укринформа задала Михилу ван Эрпу конкретный вопрос о мародерах - доводилось ли слышать о них, сталкиваться? А если да, то почему эта информация никак не прозвучала в фильме?

«По причине этики!» - опережая Михила ван Эрпа, изрек г-н Шепотинник, обличая мою бестактность. А вот голландец отнесся к вопросу совершенно нормально - ответил буквально следующее: о мародерстве, разумеется, слышал, читал. Но, отправляясь на место крушения, он не ставил перед собой задачи провести журналистское расследование, ему нужен был человеческий отклик, истории людей, и он получил для своего фильма, что хотел.

Что же касается комментариев модератора, скажу одно: подчас внутренний цензор страшнее внешнего. Вести пресс-конференцию, как на иголках, постоянно опасаясь, не нарушил бы кто правил индифферентности и благожелательности, - грустная доля. Все это мы уже проходили - в 70-х. Думалось - проехали. Ан нет, вернулись к «истокам», как ни в чем не бывало. Причем без окриков, без понуждений, сами вернулись. Действительно - скорбная доля.

Ну и наконец - о наградах фестиваля.

Приз «Верю!» или, как справедливо сказала сама его обладательница «За выслугу лет» получила знаменитая и любимая народом Марина Неелова. Главная награда, статуэтка «Золотого Святого Георгия» досталась иранскому режиссеру Резе Миркарими за фильм «Дочь». Согласно новым правилам, он станет председателем жюри следующего, 39 ММКФ. Если, конечно, он состоится.

Рита Болотская, Евгения Богоявленская. Москва.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-