Седьмой Одесский кинофестиваль: На пляж ни ногой!

Седьмой Одесский кинофестиваль: На пляж ни ногой!

Аналитика
2110
Ukrinform
Укринформ проанализировал: на Одесском международном кинофестивале таки будет что посмотреть

Одно из главных событий украинского киногода - Одесский международный кинофестиваль, сочетающий демонстрацию интеллектуальных хитов с атмосферой непринуждённого курортного празднества, пройдёт с 15-го по 23-е июля.

Попробуем выделить самые значимые картины и события фестиваля.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

В главную программу фестиваля, международный конкурс, в этом году вошли двенадцать картин. Немногие из них могут похвастаться наградами авторитетных смотров и особенной известностью, но постоянным посетителям ОМКФ известен нюх его отборщиков на подлинные таланты. О достоинствах и недостатках конкурсных «тёмных лошадок» упомянем уже после знакомства с ними, пока же отметим среди соперничающих работ те, что уже получили определённый резонанс в киносообществе.

Лента Леа Фенер «Людоеды», получившая приз зрительских симпатий на МКФ в Роттердаме, рассказывает о людях, чей образ жизни почти так же далёк от наших скучных будней, как и мир сказочных великанов-каннибалов. Отправной точкой сюжета служит турне труппы-кабаре по провинциям юга Франции с шоу, основанным на одноактной комедии Чехова «Медведь». Свои частные проблемы актёры пытаются разрешить в промежутках между репетициями и выступлениями, но постепенно творческие и личные неурядицы становятся почти неразличимыми.

Обладатель специального приза жюри на МКФ «Санденс», фильм Агнешки Смочинской «Дочери дансинга», предстаёт подлинной сказкой, разыгранной в декорациях варшавских ночных клубов конца 80-х, куда попадают две очаровательные русалки. Героини этой занятной смеси мюзикла и фильма ужасов беспечно покоряют танцполы и юных музыкантов, однако постепенно сами преисполняются любовными страстями, которые пробуждают их монструозное начало.

Нашим собственным внутренним демонам посвящена психологическая драма «Незаконнорожденное» Адриана Ситару, одного из видных представителей румынской новой волны (завсегдатаи ОМКФ помнят его по превосходным «Людям и зверям», также показанным в международном конкурсе). Фильм, получивший премию Международной конфедерации артхаусных кинотеатров на Берлинском МКФ, повествует о дружном семействе преуспевающего доктора, члены которого не видят большого зла ни в нарушении врачебной этики, ни в инцесте.

На ОМКФ нередко можно увидеть лучшие образцы современного грузинского кино - достаточно вспомнить такие знаковые картины, как «Длинные светлые дни» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса, получившие награду за лучшее актёрское исполнение на Четвёртом ОМКФ,  и «Свидания вслепую» Левана Когуашвили, лучший фильм по версии жюри Пятого. Нынешний фестиваль не стал исключением благодаря ленте Русудан Глурджидзе «Чужой дом», несколько дней назад получившей Гран-при конкурсной программы «К Востоку от Запада» МКФ в Карловых Варах. Эта картина рассказывает весьма актуальную в свете развязываемых Россией конфликтов историю о двух семьях, после войны в Абхазии занявших дома изгнанных представителей проигравшей стороны, став таким образом соучастниками этнических чисток.

«Очень большой фильм» Мир-Жана Бу Шаайа стал первым в конкурсе ОМКФ представителем ливанской кинематографии, едва ли не самой примечательной в арабском мире. Авторы этой остросюжетной картины создают ироничный образ союза теневых дельцов с андеграундными кинематографистами, подтверждающий, что гений и злодейство - вещи вполне совместимые.

В конкурсе участвует и украинская картина, «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко,  в буквальном смысле одна из наиболее ожидаемых отечественных лент - её съёмки прерывались не только из-за перебоев с финансированием, традиционных для отечественного кинопроцесса, но и из-за смерти исполнителя главной мужской роли Виталия Линецкого. Трагические перипетии создания вполне соответствуют драматизму темы, которую поднимает картина - вынужденного пребывания наших сограждан за границей на заработках.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС 

«Гнездо горлицы» участвует и в другой конкурсной программе - Национальном конкурсе, куда, кроме фильма Ткаченко, вошло ещё четыре полнометражных картины, в том числе и «Моя бабушка Фанни Каплан» Алёны Демьяненко, чьё производство едва ли заняло меньше времени. Этот фильм, создатели которого также испытали и недостаток средств, и гибель актёра (россиянина Алексея Девотченко, исполнившего роль Ленина), повествует о молодой эсерке, известной своим покушением на лидера большевиков. Авторы представили весьма нестандартный взгляд на её судьбу, отличающийся от общепринятого не только изображением обстоятельств покушения, но и экскурсом в её личную жизнь.

В фильме Игоря Минаева «Голубое платье» не столь отдалённое прошлое сплелось с настоящим - центральным персонажем фильма выступает молодой француз, обнаруживший, что его недавно скончавшаяся мать была уроженкой Советского Союза и актрисой, которая эмигрировала после развала страны. Герой пытается узнать больше о самом близком для него человеке, знакомясь с её дневниками и фильмами.

В национальный конкурс вошли и документальные картины, «Varta1» Юрия Грицыны и «Холодный Яр. Интро» Алины Горловой. «Varta1», уже знакомая отечественным зрителям по киевскому фестивалю правозащитного документального кино Docudays UA, является весьма необычным отражением событий времён Евромайдана. В картине используются записи переговоров молодых львовян, патрулировавших улицы после расстрела на Майдане.

«Холодный Яр» повествует об историческом регионе, много раз исполнявшим роль пороховой бочки народного гнева. Авторы картины пытаются выяснить, какие условия сформировали неукротимый дух местных жителей.

КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ЖАНР 

Настоятельно рекомендуем не пропустить и короткометражную секцию национального конкурса, состоящую из 21-й картины, которые будут показаны в три захода. Среди авторов этих работ можно встретить одного из ведущих отечественных режиссёров, Владимира Тихого, и ряд наиболее талантливых и перспективных молодых постановщиков - Филиппа Сотниченко, Валерию Сочивец, Антонио Лукича, Валерию Кальченко, Наримана Алиева, Екатерину Горностай, Надежду Парфан, Юрия Шилова, Ирину Цилык и других. Вполне вероятно, участие в этом конкурсе ознаменуется прорывом и для кого-нибудь из начинающих кинематографистов, чьи имена пока неизвестны даже кинокритикам.

РЕТРОСПЕКТИВА

Посетители ОМКФ смогут узнать много нового и о прошлом отечественного кинематографа, с чьими достижениями 90-х годов широкая публика знакома ещё в меньшей степени, чем с современными украинскими картинами. В подготовленную Национальным центром Довженко ретроспективу «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» вошли пять картин: снятый Михаилом Беликовым первый фильм об аварии на ЧАЭС с пророческим для близкого будущего СССР названием «Распад» (1990); причудливый шедевр Киры Муратовой «Чувствительный милиционер» (1992); поставленный Александром Игнатушей ранний пример остросоциальной драмы «Цветение одуванчика» (1992); приключенческая комедия Вадима Кастелли «Вперёд, за сокровищами гетмана!» (1993); любовно-социальная драма Натальи Андрейченко «Шамара» (1994), ставшая одной из немногих в украинском кино попыток переосмыслить Период застоя.

КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛИСТОВ

Возвращаясь к настоящему, необходимо упомянуть новую конкурсную программу фестиваля, конкурс европейских документальных фильмов, в который вошло шесть картин. В этом нововведении отражено то особое значение, которое приобрела документалистика в нашу драматичную эпоху. Помимо упоминавшегося выше «Холодного Яра», программу составили:

- «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич о наиболее заметном и обаятельном лидере российской оппозиции, чья трагическая гибель потрясла и наших сограждан;

- «Не я пересёк границу: Граница пересекла меня» Тома Чагелишвили о взаимоотношениях обитателей грузинских и осетинских деревень, через земли которых после недавнего военного конфликта прошло очередное разделение;

- «Земля просветлённых» Питера-Яна де Пю о жизни афганских детей, чьим источником заработка является продажа взрывчатки, извлечённой из откопанных советских мин;

- «Олег и редкие виды искусства» Андреса Дуке о знаменитом авангардном музыканте Олеге Каравайчуке, месяц назад ушедшем из жизни;

- «В Калифорнии» Шарля Редона, в котором режиссёр, рассказывая о своей супруге, балерине, создаёт собственный киноавтопортрет, отражённый в зеркале балетного искусства и любви к спутнице жизни.

ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ

Из внеконкурсных программ наибольший интерес представляет «Фестиваль фестивалей», подборка победителей крупнейших мировых смотров. Посетители ОМКФ смогут увидеть обладателя «Золотой пальмой ветви» Каннского кинофестиваля, картину классика британского кино Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блейк» о пожилом столяре, который пытается добиться социальных выплат, когда из-за проблем со здоровьем теряет работу. Несмотря на остросоциальную тематику, лента приобрела репутацию одной из самых захватывающих и трогательных картин последнего времени.

Победитель Берлинского МКФ, «Море в огне» документалиста Джанфранко Рози, повествует о трагедии беженцев из горячих точек Африки и Азии, преодолевающих Средиземное море в попытке спасти себя и своих близких, и об их взаимоотношениях с обитателями итальянского острова Лампедуза, много лет не переживавшего социальных потрясений.

Венецианский кинофестиваль представлен «Кланом» аргентинца Пабло Траперо, получившим «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Эта картина рассказывает невероятную, чудовищную и при этом реальную историю о людях, использовавших связи с правящей в стране военной диктатурой для организации семейного бизнеса, заключающегося в похищениях и убийствах.

В роуд-муви Би Ганя «Кайли-блюз», среди многочисленных наград которого - приз лучшему молодому режиссёру МКФ в Локарно, - реальность сонных провинциальных китайских городков и скучной, размеренной жизни их обитателей размывается, сплетается с причудливыми, поэтичными, волшебными образами, словно в классических китайских романах о странствиях людей и животных, живых и мертвецов.

Преодолению взаимной неприязни и собственных стереотипов посвящён «Перекрёсток 48» израильтянина Уди Алони, получивший приз зрительских симпатий в программе «Панорама» Берлинского МКФ и приз как лучший игровой фильм на нью-йоркской «Трайбеке». Творческие устремления центрального персонажа ленты, молодого палестинского репера, наталкиваются на жёсткие рамки традиционного уклада жизни его окружения и националистические воззрения еврейских коллег по сцене.

Среди других картин программы отметим один из главных предметов гордости отечественного кино последних лет, фильм Романа Бондарчука «Украинские шерифы», удостоенный специального приза жюри на престижном Международном фестивале документального кино в Амстердаме. Фильм рассказывает о жизни в селе Херсонской области, несколько обитателей которого пытаются поддержать порядок в условиях социальных неурядиц и практически полного бездействия властей.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ

Жемчужиной программы «Специальные показы» станет картина «Родные» выдающегося российского документалиста Виталия Манского, известного отечественным поклонникам кино по таким фильмам, как «Труба» и «В лучах солнца». Новый фильм Манского посвящён его украинским родственникам, семейным и дружеским связям, распавшимся из-за революционных волнений и российской военной агрессии.

Ещё один российский документалист Мария Павлова, с которой отечественные киноманы также могли познакомиться благодаря «Докудейзам» (её «Дорогой дядя Вова» о Болотном деле стал одним из лучших фильмов конкурса) представит ленту «Здесь и сейчас» о людях, застрявших на жизненном перекрёстке между любовью к родной провинции и стремлением вырваться в большой мир.

Также упомянём художественный фильм Яна Комасы «Город 44» об одном из наиболее драматических эпизодов Второй мировой, когда в течение трёх месяцев варшавских уличных боёв был уничтожен цвет польского народа.

Программа «Галла-премьеры», составленная из фильмов, обещанных к выпуску в отечественный прокат, предлагает четыре картины мэтров и молодых звёзд авторского кино, способных составить конкуренцию дежурным блокбастерам. Наиболее примечательным фильмом подборки можно назвать «Светскую жизнь» Вуди Аллена, о которой мы упоминали в материале об июльских премьерах.

В «Джульетте» Педро Альмодовар обращается к одной из сквозных тем своего творчества, трудным взаимоотношениям матери и дочери. Сценарий картины написан им по мотивам рассказов из сборника «Беглянка» выдающейся канадской писательницы Элис Манро.

«Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна является привычным для этого датского режиссёра нуаром, выдержанным в неоновых тонах. Фильм повествует о злоключениях девушки, пытающейся выбиться в примы в мире лос-анджелесских фотомоделей, для чего ей приходится преодолеть страх крови и членовредительства.

«Тони Эрдманн» немки Марен Аде, известной нашему зрителю по очаровательной любовной истории мазохистки и ничтожества «Все остальные», посвящён трудностям общения отца и дочери, словно воплощающих различные стороны национального характера- прагматичного здравомыслия и жизнерадостного бунта против филистёрства. Эта отчаянно забавная и при этом глубокая трагикомедия получила награду ФИПРЕССИ на Каннском МКФ.

На ОМКФ будет проведена ретроспектива одного из наиболее уважаемых земляков Марен Аде, лидера т.н. «берлинской школы» Кристиана Петцольда, который лично представит четыре картины посетителям фестиваля.

РАЗНОЕ

Пять лент составили «Турецкий фокус», наиболее представительную на украинском большом экране программу турецкого кинематографа, переживающего сейчас расцвет. Помимо современных картин, зрители смогут увидеть «Надежду» Йылмаза Гюнея 1970-го года, один из наиболее любимых зрителями и критиками турецких шедевров.

Подборка «Шекспир в кино» представит экранизации произведений человека, без творчества которого турецкое искусство представить так же сложно, как немецкое или украинское. В организованную к 400-летию со дня смерти Барда ретроспективу войдут наиболее прославленные, наиболее спорные и наиболее любимые киноверсии «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Макбета», «Короля Лира» и «Бури» - не считая фильмов Григория Козинцева, и без того засмотренных поклонниками кино и литературы до дыр.

ОМКФ-ДЕТЯМ

В программу «ОМКФ- детям», организованную совместно с фестивалем кино для детей и подростков «Чилдрен кинофест», войдут лента Лукаса Мудиссона «Мы лучшие!», обаятельная история о школьницах, организовавших панк-группу, арктическая робинзонада трёх подростков «Операция «Арктика»» Грете Бое-Вол, мультипликационный экшн Жана-Лупа Фелисиоли и Алена Ганьоля «Мальчик-фантом» о призрачном мальчике и полицейском, составивших эффективную команду по борьбе с преступностью, и ретроспектива лент британской анимационной студии «Aardman», прославленной образами Уоллеса, Громита и барашка Шона.

Для традиционного показа немой классики на Потёмкинской лестнице выбран «Шерлок Холмс» американского режиссёра Артура Бертелета. Эта киноверсия весьма популярного в своё время спектакля, основанного на произведениях Артура Конан Дойля, была снята в 1916-м году, причём главным её достоинством называли воплощение образа великого сыщика театральным актёром Уильямом Джилеттом, игравшим эту роль и на сцене. Фильм считался утраченным вплоть до 2014-го года, когда сотрудники Французской синематики сообщили миру радостную весть о его обнаружении в одном из затерянных закоулков этой кинематографической Вавилонской библиотеки.

Из парадных показов осталось отметить фильмы закрытия и открытия, привычно собирающие даже тех поклонников прекрасного, которых не встретишь на других сеансах фестиваля. Откроет ОМКФ лента Ксавье Джанолли «Маргарита», трагикомическая история о даме из французского высшего света 1920-х, упоённой музыкальным искусством и уверенной, что ей под силу внести в него весомый вклад собственными вокальными упражнениями.

В качестве же последней картины Седьмого Одесского кинофестиваля выбран «План Мегги» Ребекки Миллер, известной писательницы и постановщицы, дочери величайшего американского драматурга прошлого столетия Артура Миллера. «План Мегги» посвящён нашим чувственным вожделениям и грёзам о счастливой совместной жизни, чьё благополучное осуществление иной раз приносит гораздо больше огорчений, чем любовные неудачи.

В общем, похоже, в эти дни в Одессе, таки будет что посмотреть.

Александр Гусев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-