Село, где до сих пор поклоняются огню

Село, где до сих пор поклоняются огню

591
Ukrinform
Корреспонденты Укринформа имели возможность наблюдать уникальный тысячелетний обычай, сохранившийся в горном селе на Закарпатье

...Большая удача встретить в наше время сохранившийся обычай. Поэтому когда узнали, что в далеком горном селе Вышка на Закарпатье существует интересный обряд, связанный с огнем, поехали посмотреть. На праздник Петра и Павла в этом селе (этот обычай, к слову, практикуют еще только в двух соседних селах, также затерявшихся в горах, - Люта и Тихий) жгут большие костры на лесных выступах, урочищах, долинах. Называют эти костры «субитками». Огней - по количеству улиц или мест в селе. В Вышке мы их встретили четыре.

РУБИТЕСЬ, БУКИ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ!

Готовят субитку заранее, а зажигают поздно вечером 12 июля, часов в 10 вечера. Занимаются этим мальчишки с каждой отдельной улицы.

Мы идем посмотреть, как заканчивают собирать свою субитку на одном из краев Вышки. Здесь зажигают субитки в четырех урочищах, что лучше всего просматриваются из села - Магерка, Загорды, Плишка, Скала.

Наш проводник из местной мальчишеской ватаги - Юра Качмар. По дороге к Скале, где будут разжигать субитку, он рассказывает о специфике обычая. (Стоит отметить, что парень гордится вниманием к их традиции со стороны, рассказывает с гордостью, отмечает малейшие подробности).

Итак, узнаем, что субитка - это название большого костра, который готовят ребята, и зажигают на Петра-Павла по горам. Собственно, это не просто костер, это целая конструкция, которая готовится к торжественному поджогу. Используют на субитку бук и березу. Из высоких бучков делают жерди высотой минимум 5 метров, их закапывают в землю на 1,2 м. Здесь - скала, поэтому такие ямы вырубать трудно, вот почему субитки организуют всегда на одних и тех же местах. Каждая улица имеет два таких в постоянном использовании, меняет их через год. Установленные буковые жерди ребята связывают вверху толстым проводом (доматывают взрослые), перекладывают 2-3 метровыми перекладинами и на них впоследствии накладывают березовые ветки, предварительно высушенные. Получается конусообразная или трапециевидная конструкция. Ее еще этаж обкладывают высокими сухими березами.

Интересуюсь, нет ли имеют проблем с лесниками - разрешают  ли рубить деревья на субитку.

- Наоборот, взрослые еще и помогают, - рассказывает коллега Юрия Федько Костик, который тоже строил субитку на Скале, - еще на этапе подготовки ходим по селу, с каждого двора дают какие-то деньги - ведь покупаем бензин, обливаем им субитку, чтобы быстрее и ярче вспыхнула, дают от 20 до 100 грн. Туристические базы, которые работают в Вышке, дают и по 1000 грн. На эти деньги покупаем материал, платим за доставку, еще и остается немного на пир ребятам возле субитки.

Субитка на Скале, к которой привел нас Юра Качмар, в этом году была 6 метров в высоту. На нее ушло четыре бука и минимум 150 берез. А бывают и 10-метровые и выше. Это уже как ребята постараются.

- Раньше субитки готовили больше недели, это же надо было нарубить деревьев, стянуть их на одно место, обтесать, дать, чтобы высохли - потому что сырые не горят, - рассказывает Юра, для которого эта субтка уже наверное десятая по счету, а начинают вышковские мальчишки разжигать субитки, к слову, лет с десяти. - Сейчас проблем меньше: есть бензопила, трактор, которым это можно свезти в одно место, поэтому готовим буквально за 2-3 дня. В этот раз так решили, что не будем работать в праздник, поэтому субитку составили еще вчера (обычно составляем на Петра-Павла). А ночью ребята оставались на пастбище, сторожили.

ГОТОВУЮ СУБИТКУ НАДО СТОРОЖИТЬ - ПОТОМУ ЧТО СОСЕДИ ПОДОЖГУТ

Спрашиваю, для чего - неужели кто-то может субитку повредить? Здесь же с таким трепетом к этому сохранившемуся обычаю относятся. Оказывается, еще как! Ведь между подростковыми ватагами в селе происходит целое соревнование - конечно, на лучшую субитку. Победители будут иметь добрую славу в селе - а это, кто знаком с сельской дипломатией, дорогого стоит. Ведь еще до зажигания оппоненты могут вам ее развалить или даже раньше поджечь. Поэтому каждая мальчишеская ватага свою субитку бережет, словно зеницу ока.

Соревнования между ребятами не прекращается даже тогда, как уже собственно приходит время субитку поджигать. Происходит это как только стемнеет. Здесь уже идет борьба на выдержку, и победитель - тот, кто позднее зажжет свою субитку. Смысл соревнования, видимо, в том, что она дольше будет гореть - то есть, у моего противника уже догорает, а моя еще пылает над горами. За этим наблюдаем уже вечером.

ДЕЛО НАСТОЯЩИХ ПАСТУХОВ...

До момента, когда приходит время идти на субитки, успеваем пообщаться с местными об обычае. Кого из мужчин не спросишь - с радостью говорят об этом, у стариков еще и слеза блеснет, как начнут вспоминать о временах молодости. Люди рады, что к их обычаю такое внимание. Рады взрослые и тому, что ребята не ленятся, обычай берегут. Хотя и отмечают, что все меньше народа этим интересуется - так же парней в селе становится меньше. Ранее субитковые отряды насчитывали до 15-20 человек, сейчас - 5-6. Примечательно, что угрозу исчезновения обычая видят не в халатности и безразличии молодежи, а со стороны Евросоюза.

- Как придет Европа - субитки могут запретить, потому что там вообще запрещено в лесу разводить огонь, - переживает Юрий Качмар.

Чтобы успокоить парня, использую два аргумента. Первое: мы еще не Европа, и при всем оптимизме вряд ли так быстро ею станем, а второе: в Европе умеют чтить и хранить обычаи, тем более в туристических регионах.

Интересно, что местные верят, что субитки - это не просто древний обычай, который здесь помнят с деда-прадеда. Здесь верят, что этот огонь защищает село, людей, скот и даже урожай. Очищает и освящает все и всех.

А истоки традиции субиток нам объясняет Марина Жганич, методист Великоберезнянского районного дома культуры. Мол, с давних времен жители Великоберезнянщины, в частности сел Вышка, Люта и Тихий, занимались выпасом коров. Пастухи не только ухаживали за скотом, но и очищали пастбища от старых деревьев и кустарников, которые из года в год разрастались и захватывали часть земель, уменьшая площадь пастбищ. Поэтому первыми устроителями субиток были именно пастухи, подростки и юноши, которые вместе пасли каждый свой скот. Однако сейчас не каждое домохозяйство держит скот, поэтому и стадо поредело, и пастухов стало меньше. Уже почти двадцать лет в этих селах установили очереди и потребность выпасать скот вместе исчезла. Однако обычай разжигать субитки остался.

ОТ СУБИТКИ ЕЩЕ НИ РАЗУ ЛЕС НЕ ГОРЕЛ!

Тем временем вечереет. По дороге в горы поднимаются группы взрослых с детьми, «модные» базы вывозят своих туристов на внедорожниках и квадроциклах: им тоже хочется посмотреть на забаву, аутентичное «фаер-шоу» в горах. Много людей остаются смотреть на субитки внизу, ведь в селе видно все 4 локации, где горят субитки.

Мы идем наверх, на Скалу. Здесь ребята заканчивают последнюю подготовку, другие устраиваются у костра, разожженного неподалеку от субитки. Среди еды есть и пиво, водка. Но пьяных не вижу. Наоборот, все местные сдержанны, даже разговаривают вполголоса. Чувствуется, одним словом, что они здесь не есть-пить собрались, а священнодействовать.

Один из мальчишек, Федя Костик, залазит на 6-метровую субитку. Спускает веревку, внизу к ней привязывают канистру с соляркой. Федя обливает ею конструкцию из древесины, и спускается. Но, несмотря на нетерпение, костер еще не зажигают. Тем временем видим, что загорелось на берегу напротив.

- Это в Лютой ребята «приманку» зажгли, - объясняет Юра Качмар. - Это делается для того, чтобы заставить нас зажечь свою субитку первыми. А нас не проведешь, мы умеем различить, где субитка, а где приманка.

В ответ лютянским, вышковские ребята на Скале тоже зажигают приманку. Это тоже внушительный костер, расположенный метрах в 5-6 от субитки. Пламя поднимается на 4 метра. Пока догорает приманка, ребята зажигают еще и шину. Когда она хорошо разгорелась, ее запускают вниз, в направлении села.

- Там же подлесок, вы не боитесь, что пожар спровоцируете?

- Ни капельки, - уверенно, с каким-то необъяснимым знанием отвечает мой визави. - Еще ни разу от субитки лес не горел!

...И ФАКЕЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ В ЗАВЕРШЕНИЕ

Через несколько минут после того, как сгорела приманка и покатилось вниз горящее колесо, ребята таки зажигают субитку. И все как один громко кричат: «Ура-а-а-а-а!» Огненный столб поднимается в небо, его священные искры рассыпаются золотом вокруг, воздух становится раскаленным... мгновение все стоят очарованные - и молчат. Что тут скажешь, в отношении огня и мы - как неандертальцы, способны ему поклоняться, и наши души наполняются каким-то блаженным трепетом. Стояли бы мы на этом месте века назад, то вероятно, что в момент возгорания кто бы из мужчин затянул какую-то обрядовую субитковую песню, которая исполнялась только в этот день и в этом месте. Но мы в этом смысле уступаем предкам, поэтому можем только молча диву даваться. Или улюлюкать, свистеть, хлопать в ладоши и кричать «ура». Правда, среди массы нашелся и оригинал, кто-то из «подогретых» не огнем туристов не выдерживает и затягивает: «Горіла, со-осна, па-алала!» Мысленно благодарю, что это хоть не сакраментальная фраза из «Двенадцати месяцев» о «гори, гори ясно».

Тем временем, с десяток подростков берут приготовленные заранее факелы (это 2-3-метровые палки, на конце которых просмоленные лохмотья), поджигают их и с криками «Ура, ура» быстро начинают бежать с ними вниз, к селу. Они идут вереницей, через сотню-полторы метров останавливаются в урочище, минут пять ходят тут кругом, ходят быстро и энергично, так же выкрикивая «Ура! Ура!». Ловлю себя на мысли, что это похоже на рудимент какого-то обрядового танца-хоровода с огнем (к слову, Юра Качмар говорил, что он со своей ватагой несколько лет назад тоже обязательно здесь останавливались и ходили «восьмеркой», то есть по воображаемому знаку бесконечности ?).

В это время в Вышке отовсюду слышны эти выкрики «Ура! Ура!» - так же из других четырех урочищ в селе спускаются подростки с факелами, они несут их вниз, в село, и конечная цель - затушить эти «факли», как их здесь называют, в капусте.

Смысл обряда «тушение факелов в капусте» мне так никто и не объяснил. Местные по поводу этого озвучивают сакраментальную фразу украинцев: «на урожай». Еще услышала такое: на защиту от тли. Примечательно, что некоторые из ребят просто бросают свои пылающие «факли» в поток.

Тем временем в долине еще догорают субитки. Возле них остаются старшие парни и мужчины, угощаются, поют народные песни. Интересно, что идя вниз, каждый поворачивается и крестит догорающую субитку. Примечательно, что в Вышке на субитки ходит и местный священник с сыновьями.

В общем, праздник заканчивается около двух ночи.

ОТКУДА КОРНИ?..

Спускаясь вниз, думаю над смыслом этого несомненно древнего, каким-то чудом сохранившегося здесь, на задворках Закарпатья, обычая. Несомненно, что вышковские субитки - это одна и та же система купальских игрищ с огнями. Ведь все знают название этих огней «соботки». В толковом словаре Брокгауза и Эфрона есть статья о соботках. «Так называют купальские огни белорусы, галицкие поляки и словаки в Венгрии. Устроив костры из дерева или соломы на горе или какой-нибудь возвышенности, парни и девушки, взявшись за руки, прыгают вокруг этих огней и припевают. Старейшее упоминание о соботках встречаем у поляков Мартина z Urzedowa (1596 г.) и Яна Кохановского (1639). Обычай зажигать купальские огни и скакать вокруг и через них известен и другим славянам, но название «соботки» ни у кого, кроме белорусов, галицких поляков и словаков теперь не встречается, хотя ранее оно употреблялось, вероятно, на большем пространстве: в Прусской Силезии есть гора с названием Sobotka (нем. Zobten)».

Села Вышка, Лютая и Тихий расположены аккурат на стыке трех стран - Словакии, Польши и Украины. Поэтому название понятно. А вот сам обычай, да еще тушение в капусте «факлей» - нет. Ведь вокруг этих субиток ни хороводы не водят (может ли быть отголоском хороводов факельное хождение по кругу или восьмеркой?), никто через них не перескакивает. Да и готовят, жгут субитки, и находятся на горе мальчишечья ватага - девушки разве что со взрослыми находятся здесь как зрители, а не участники действа. Да и собственно само время проведения - почему именно на Петра-Павла, когда купальские огни (и языческие на солнцестояние 20 июня, и смешано-христианские Ивано-Купальские 7 июля) уже отгорели?

Интересна в этом смысле теория исследовательницы закарпатских традиций, гида Елены Кудри.

- Я часто привожу сюда туристов, на них эти места на Великоберезнянщине производят огромное впечатление. Кроме всего прочего, здесь очень архаичные христианские обычаи, непривычные иконы в церквях, мелодика гимнов на службах... В трудах настоятеля Мукачевского монастыря Василия Пронина, который изучал историю христианства на этих землях, я нашла интересную информацию. Он писал, что вероятно, христианство пришло на Закарпатье намного раньше, до святых Кирилла и Мефодия.

Ссылаясь на различные исторические источники, Пронин частности, а кроме него и другие исследователи распространения христианства у славян, писал, что сюда, на Закарпатье, на край Римской империи когда-то ссылали первых христиан, в частности, на соляные шахты. Особенно много их появилось здесь во времена Нерона, после пожара в Риме, в котором обвинили христиан. Поэтому вероятно, что первыми были христиане, которые помнят пожар Рима и апостолов - в частности, Петра и Павла. Примечательным в этом отношении является этот обычай на Петра-Павла - тушить факелы в капусте. Заметьте: не в огурцах, не в кукурузе или картофеле, а именно в грядке с головками капусты. Вспомним на минутку, какое удивительное совпадение - относительно головок капусты и апостолов Петра и Павла. Ведь Павла как гражданина Римской империи за христианство казнили, отрубив голову (перекличка с головкой капусты), а Петра распяли вниз головой (факел тушат в капусте именно «вниз головой»). Поэтому можем предполагать, что этот обычай имеет не только языческую природу, но и рассказывает нам о первых христианах на Закарпатье.

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото: Сергей Гудак/Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-