Призрак оперы и вечный НКВД: первый день одесского кинофестиваля

Призрак оперы и вечный НКВД: первый день одесского кинофестиваля

Аналитика
1550
Ukrinform
Бездарность не означает низости, а талант не подразумевает благородства, - доказывает фильм «Маргарита»

Первый день ОМКФ - всегда разминка перед восьмидневным киномарафоном, присказка к сказке, начинающейся в 10 утра в субботу с показа первого фильма международного конкурса. Однако эта присказка может задать определённую тональность, обозначить сквозные темы и мотивы всего фестиваля.

К сожалению, на этой тональности сказались драматические события нашей бурной современности. В перерывах между первыми пресс-конференциями журналисты и сотрудники фестиваля обсуждали не столько предстоящие показы, сколько кровавый теракт в Ницце, а торжественная церемония открытия началась с минуты молчания в память о погибших.

Действие же фильма-открытия фестиваля, «Маргариты» французского постановщика Ксавье Джанолли, разворачивается в тот блаженный период истории, когда оправившаяся после ужасов мировой бойни Европа пребывала в уверенности, что человечеству больше не грозят масштабные политические катаклизмы.

Итак, 1920-й год, богатое поместье неподалёку от Парижа, в котором представители высшего света собираются на концерт классической музыки, организованный хозяйкой Маргаритой Дюмон для сбора пожертвований в пользу сирот. Маргарита известна как деятельная покровительница талантливых музыкантов и знаток классики, в которой увлечение искусством пробудило артистическое честолюбие. Увы, её амбиции сочетаются с решительным отсутствием всякого дарования, более того - её исполнение классических арий, призванное стать кульминацией концерта, оказывается самым душераздирающим чередованием завываний и визга, какое только могло слышать человеческое ухо.

Разумеется, близкие и знакомые героини осыпают доморощенную певицу похвалами - кто из любви, кто из жалости, кто - ради возможности пользоваться щедрыми дарами её гостеприимства. Однако бойкий молодой журналист, дерзкий и саркастичный, выносит сор из избы, описав в своей статье её выступление в восторженных и наполненных ироничными намёками выражениях. Мадам Дюмон, прочитав статью, решает покорить сцену профессиональной оперы - к ужасу одних и злорадству прочих.

Эта основанная на подлинной истории американки Флоренс Фостер Дженкинс трагикомедия как нельзя лучше соответствует концепции арт-мейнстрима, интеллектуальных фильмов для широкого зрителя, которую стремятся воплотить организаторы фестиваля. Яркие образы, отточенные диалоги, описание нравов французской богемы межвоенной эпохи, доходящее в своей выразительности до гротеска, воспринимаются как притча о неразрывном сплетении реальности, искусства и наших самонадеянных иллюзий о них.

Для создателей ленты мадам Дюмон могла бы стать таким же источником насмешек, как и для знакомых героини, за её спиной обсуждающих её вокальные данные. Вместо этого центральный характер фильма оказывается не только обаятельным, но и неожиданно величественным, трагическим образом, примером человека, самозабвенно преданного своему творчеству, не находящему отклика ни у публики, ни у критиков, человека, мечтающего, конечно же, о славе и признании, но готового выступать и для единственного зрителя - себя самого.

У украинской аудитории героиня вызывает особенную симпатию, учитывая, что в нашей стране не только аматорские упражнения в прекрасном, но и подлинное искусство остаётся уделом самоотверженных энтузиастов, чьи усилия зачастую не находят поддержки у общества и государственных институций.

«Маргарита» также свидетельствует, что бездарность не означает душевной низости, а талант не подразумевает благородства, напротив - как показывают события картины, одарённый художник подчас готов на самую отчаянную подлость, если на алтарь его искусства требуется принести человеческие жертвы.

Между тем, в герое ленты, представленной вскоре после открытия на Ланжероновском спуске, гениальность сочеталась с бескомпромиссной честностью, что и привело его к трагическому финалу. Документальный фильм американского режиссёра Дэйвида Новака «В поисках Бабеля» не просто проливает свет на малоизвестные факты биографии великого одесского писателя, но и говорит об актуальности драм нашего прошлого.

В одном из наиболее выразительных эпизодов ленты российский православный священник, настоятель храма, когда-то осквернённого использованием в качестве тюрьмы НКВД, говорит о том, что страна, подобная России, в которой самые бесчеловечные преступления остались без покаяния, обречена на повторение исторических трагедий. При этом первыми жертвами государственного террора и трусости простых граждан становятся наиболее достойные представители общества, выдающиеся художники и люди, готовые исполнять свой гражданский долг вопреки смертельной опасности.

Дэйвид Новак, лично представивший свою картину одесской публике, завершил съёмки в середине 2013 года. Последовавшие за этим события подтвердили справедливость посыла его фильма самым драматичным образом, как подтверждает его и то обстоятельство, что Олег Сенцов, чьё имя раз за разом звучало и со сцены во время церемонии открытия, и в кулуарах, три дня назад отметил своё сорокалетие в якутской колонии.

Отражения прошлого в настоящем, воздействие исторических трагедий на нашу повседневность является темой многих картин, с которыми посетители фестиваля смогут познакомиться в последующие дни ОМКФ.

С наиболее интересными из них «Укринформ» будет продолжать знакомить своих читателей в дальнейших публикациях об Одесском кинофестивале.

Александр Гусев. Одесса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-