О мире, который театр, Майдане и водевильном Холмсе: Второй день Одесского кинофестиваля

О мире, который театр, Майдане и водевильном Холмсе: Второй день Одесского кинофестиваля

Аналитика
1420
Ukrinform
Леа Фенер поразила честностью, Грицына разделил аудиторию, а Альмодовар разочаровал

Во время  финальной пресс-конференции жюри на Втором ОМКФ прозвучал вопрос, почему остался без призов один из лучших фильмов конкурса, «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова о гастролях антрепризы по российской глубинке. Выступившая тогда  одним из членов жюри Ада Роговцева ответила, что артистов хочется видеть высшими существами, блистающими и недоступными - так зачем же раскрывать зрителям горькую правду о том, что представляет из себя мир по ту сторону кулис?

Посетителей первого конкурсного показа нынешнего фестиваля должно весьма порадовать то обстоятельство, что Ада Роговцева не является членом жюри в этом году. Озвученный ею подход к делу не оставил бы никаких шансов на награду представленному фильму - «Людоедам» Леа Фенер, который хочется наперёд назвать одной из самых сильных работ международного конкурса. При всём обилии произведений, рассказывающих, из какого сора растут цветы творчества, сложно представить фильм, в котором возвышающий обман художественного вымысла было бы труднее отделить от низких истин существования его создателей. Картина повествует о труппе бродячего театра. Ее турне по провинциальным городкам постепенно сходит с накатанной колеи, когда актрису, травмированную из-за неосторожности партнёра, переборщившего с антидепрессантами, заменяет бывшая возлюбленная руководителя труппы. Это приводит в исступление ещё одну актрису, жену руководителя. Непростой период, который переживает эта супружеская пара, и личные проблемы других членов труппы постепенно превращают гастроли в форменный бедлам и превосходят по накалу перипетии их спектакля.

Личные неурядицы здесь не просто неотделимы от творческих проблем, а являются ими, подчас становясь также отправной точкой для выступлений. Герои с упоением выставляют напоказ истерики и семейные скандалы, и это свидетельствует, что душевный эксгибиционизм для художника является важнейшим творческим методом. Более того - что для него неизбежно стирается грань между внутренним миром и публичным представлением.

В этом бескомпромиссно честном высказывании о блеске и нищете сценического искусства (точнее, о любой профессии, которая превращается в образ жизни) впечатление о театре, в который превратился мир, подчеркивается слиянием самого повествования с жизнью его создателей. В «Людоедах» Леа Фенер отразила собственный опыт актрисы бродячего театра и сложных взаимоотношений с родителями, возглавлявшими труппу - которые в этом фильме сыграли самих себя.

Национальный конкурс начался не менее эффектно. «Varta 1» Юрия Грицыны вызвала восторг одних зрителей (по большей части кинематографистов и критиков) и привела в недоумение прочих. Визуальный ряд и звуковое сопровождение в этой ленте не просто плохо сочетаются друг с другом, но представляют как бы два различных пространства, два случайно столкнувшихся мира. При этом аудиодорожка воспринимается как основная часть, поскольку именно она выстраивает повествование, а изображение играет роль иллюстрации- по мнению многих, весьма неудачно подобранной.

Грицына смонтировал записи переговоров львовян, объединившихся во время Революции достоинства в дорожный патруль. Их напряжённые диалоги, доходящие до перебранок, описание различных инцидентов и погонь живо напоминают об атмосфере, царившей в «зиму тревоги нашей». Сопровождающие же их кадры демонстрируют безлюдные спальные районы, пустынные промзоны, в которых невозможно ни узнать Львов, ни увидеть отражение страстей, звучащих в голосах дружинников.

В этом обескураживающем несоответствии гнева, решимости и растерянности революционной поры, той апатии и равнодушия, что, кажется, владеют улицами, снятыми Грицыной через несколько месяцев после Евромайдана, можно увидеть одну печальную истину. О том, что порывы гражданской активности, не подкреплённые преобразованиями, могут быстро сойти на нет, раствориться, исчезнуть в повседневных хлопотах и душевной лени.

Программу «Галла-премьеры», составленную из лент мэтров авторского кино, открыл фильм Педро Альмодовара «Джульетта». Кассовый провал, который потерпела эта картина у себя на родине, продюсер и брат режиссёра Агустин Альмодовар пояснял скандалом с «Панамскими бумагами», где обнаружились и их имена. Рискну предположить, что причина крайне скромных сборов заключается всё-таки в другом. Эта история о женщине, которую в один прекрасный день вроде бы без всякого повода оставляет горячо любимая дочь, поставлена по рассказам блестящего мастера психологической прозы Элис Манро. Однако экранизация, несмотря на привычно изысканный визуальный ряд, оставляет ощущение мыльного сериала. Превосходные актёры разыгрывают вымученные, нелепые, фальшивые ситуации, а дождаться финала этого утомительного действа стоит хотя бы для того, чтобы убедиться, что глупость развязки соответствует всему остальному. Никогда ещё Альмодовар не был столь неубедителен, мелодраматичен и лишён даже проблеска самоиронии.

Гораздо более примечательный вариант мелодрамы был представлен на традиционном показе классики немого кино на Потёмкинской лестнице. «Шерлок Холмс» американца Артура Бертелета 1916-го года представляет собой киноверсию популярного в те годы спектакля, в котором история о великом сыщике выдержана в жанре приключенческого водевиля, напоминающего о произведениях Эжена Скриба. Детективная фактура с исследованием места преступления, вещественными доказательствами и дедуктивными умозаключениями заменена чехардой засад, покушений и потасовок. Шерлока Холмса в исполнении театрального актёра Уильяма Джилетта можно узнать по орлиному профилю и ироничным репликам. Однако в целом он больше похож на аристократа, излишне щепетильного и не чуждого романтическим увлечениям. Благо - место хитроумной авантюристки Ирэн Адлер занимает беспомощная и бестолковая девица, которую постоянно приходится спасать. Двусмысленная улыбка, с которой доктор Ватсон в финале ленты оставляет Холмса с приглянувшейся ему дамой наедине, можно назвать одним из главных впечатлений от второго дня фестиваля.

Александр Гусев. Одесса

Фото: http://oiff.com.ua/


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-