Смертные и смешные: Третий день Одесского кинофестиваля

Смертные и смешные: Третий день Одесского кинофестиваля

1056
Ukrinform
Бельгиец Ксавье Серон, Марилия Роши из Португалии и россиянка Мария Павлова представили на кинофоруме свои фильмы

Предчувствие близкой смерти, обоснованное или надуманное, подчас позволяет нам парадоксальным образом обрести почву под ногами, отыскать смысл своего существования - или обнаружить его решительное отсутствие.

Но главный герой ленты из международного конкурса - «Смерть от смерти» бельгийца Ксавье Серона, решив, что у него рак, далёк от того, чтобы бросить трезвый взгляд на свои свершения и неудачи, попытаться провести с пользой последние дни или на худой конец привести дела в порядок. Напротив, мысли о роковой болезни приводят его психическое состояние и образ жизни в столь плачевный вид, что смерть может показаться для него единственным возможным исходом дела.

Этот 36-летний увалень, электрик, в свободное время подрабатывающий в кино исполнением эпизодических ролей гибнущих персонажей, поначалу кажется воплощением невозмутимости, эмоциональной отстранённости от забот окружающих и нехитрых событий собственной жизни. Его внутренний мир не нарушают ни профессиональные амбиции, ни взаимоотношения с возлюбленной.  Однако болезнь матери, видимо, обречённой на скорый уход, пробуждает героя от душевной спячки. Он пытается сохранить упорядоченность своих будней, в которые необходимость ухаживать за матерью вносит соответствующие коррективы. Но, когда возникает подозрение, что у него самого появилась злокачественная опухоль, ситуация стремительно выходит из-под контроля.

Драмы нашего существования, тяжёлая болезнь родителей, смерть детей, убийства животных, не говоря уже о любовных огорчениях, представлены в ленте Серона чередой нелепых, парадоксальных, подчас отчаянно забавных ситуаций, что заставило поклонников кино вспомнить о таких образцах бельгийской чёрной комедии, как «Человек кусает собаку» Реми Бельво, Андре Бонзеля и Бенуа Пульворда и «Убейте меня, пожалуйста» Олиаса Барко, некогда получившего несколько наград ОМКФ.

Готовность использовать самое трагичное и самое отвратительное как повод для острот сочетается с подлинным состраданием к неизбывному человеческому несчастью и глупости, эпатажный цинизм служит эффектным выражением страха смерти. Кажется, не только для персонажей фильма, но и для его создателей смерть представляется бездной небытия, и наше неотвратимое приближение к её краю делает смешными и бесполезными все поиски смысла жизни.

Мексиканский поэт Амадо Нерво в своём знаменитом стихотворении призывал ближних перед лицом немой и безгласной ночи искать утешения в любви. Серон же в качестве экзистенциального антидепрессанта предлагает использовать юмор (своей аудитории, во всяком случае, поскольку его героям совсем не до смеха). Неудивительно, что одним из главных объектов высмеивания выступает здесь религия. Мир «Смерти от смерти» - мир без Бога, отсутствие которого особенно ощутимо благодаря приметам вырождения веры вроде распятия, представленного кухонным украшением и Туринской Плащаницы, изображённой на ковре.

Религиозные символы являются для центрального персонажа причудливой формой без содержания, которая (вполне естественно для человека, лишённого каких бы то ни было духовных запросов и зацикленного на собственных проблемах) в его воображении начинает заполняться им самим. Зловещее уплотнение на его груди кажется карикатурой на стигматы, в ряде сцен героя изображают напоминающим Христа, а в одном из эпизодов он и вовсе предстаёт в образе Богородицы, кормя грудью котёнка.

В целом эта насыщенная шутками картина воспринимается  как мрачное отражение духовного кризиса, переживаемого современной цивилизацией, распада социальных и родственных связей. Недаром именно упомянутый котёнок исполняет функцию младшего отпрыска семьи, призванного заменить уходящее поколение.

Кризис переживают и персонажи другого конкурсного фильма, бразильско-португальского «Города, в котором я взрослею» Марилии Роши. Две молодые уроженки Лиссабона, подруги детства, встречаются в бразильском городе после многолетней разлуки. Одна только что уехала из Португалии, другая собирается покинуть Бразилию. Мы не знаем, почему одна оставила родину, причины же, толкающие в путь вторую, не слишком понятны ей самой. Обе не удовлетворены своей жизнью, с самой юности пошедшей как-то не так, и рассчитывают, что смена окружения позволит им начать с чистого листа. При этом, если одна скучает по близким и друзьям, вторую гнетёт, что она не смогла по-настоящему привязаться ни к кому из тех, с кем знакома, что никто не удерживает её от желания уехать.

Зыбкость сюжетных перипетий, обилие сцен, скорее сгущающих меланхолическую тональность, чем развивающих действие, сродни характеру тоски, грызущей героинь. Тоски щемящей и при этом смутной, не поддающейся объяснению.

Неясному и неотступному беспокойству, невысказанной толком мечте об иных краях, где может, наконец, получится то, что не удалось до сих пор, посвящён фильм «Здесь и сейчас» Марии Павловой. Она знакома украинскому зрителю по картине «Дорогой дядя Вова», одной из лучших работ конкурса последнего кинофестиваля Docudays UA. «Здесь и сейчас», мировая премьера которого состоялась именно на Одесском кинофестивале, изначально предполагалось включить в конкурсную программу европейской документалистики. Однако, когда продюсер ленты Марина Разбежкина стала членом соответствующего жюри, её демонстрацию перенесли в «Специальные показы».

Герои ленты - пара из Южно-Сахалинска: тридцатилетние, вполне успешные, вроде бы счастливые вместе. Многие из их друзей уехали в Москву или Канаду, но им хорошо и здесь. Напряжение нарастает почти незаметно для аудитории, и, кажется, для самих персонажей, которые, при всей взаимной откровенности, не могут объяснить друг другу причины своей неудовлетворённости. В какой-то момент их бурные споры начинают напоминать пьесы Беккета, в которых диалоги распадаются на монологи людей, не способных ни описать другому свои мысли и переживания, ни понять собеседника.

Предельно искренняя картина Павловой передаёт всю мучительную сложность любовных отношений с их эмоциональной прихотливостью, изменчивостью настроений и желаний. Её просмотр невольно заставляет задуматься: что лучше помогает сохранить брачные союзы – нравственное усилие или страх перед переменами, которые в один прекрасный момент также могут обернуться разочарованием?

Александр Гусев. Одесса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-