Борьба злободневности с незаурядностью: награды Одесского кинофестиваля

Борьба злободневности с незаурядностью: награды Одесского кинофестиваля

Аналитика
1576
Ukrinform
Лучший фильм программы – «Незаконное» Адриана Ситару, пример того как  отличное кино можно снять за 7000 евро

Раздача призов неизбежно разделяет фестивальную аудиторию на рукоплещущих оценкам жюри и тех, кто готов кричать «судей на мыло!» После церемонии награждения Седьмого ОМКФ вторых было гораздо меньше, чем первых, что случается весьма нечасто. В самом деле, большую часть судейских решений можно признать безукоризненными.

Жюри ФИПРЕССИ, оценивающее Национальный конкурс, как и полагается кинокритикам, отдало главную награду наиболее оригинальной ленте программы, «Varta1» Юрия Грицыны, сочетающей актуальность тематики с поиском новых средств художественного выражения .

В короткометражной секции члены Международной федерации кинопрессы отметили ленту Ирины Цилык «Дом», ставшую нестандартным отражением исторических катаклизмов отечественной истории. Партизанское отшельничество молодых супругов, скрывающихся в Карпатах в годы Второй мировой от советских войск, перемежается с картинами из их довоенной жизни в Львове. Сплетение двух временных пластов не только показывает, как война, вторгаясь в мирную жизнь, становится нашей повседневностью, но и создаёт образ исчезнувшего мира, за возвращение которого мы готовы отдать жизнь.

Выбор команды главного жюри национального конкурса можно назвать столь же уместным. Лучшим украинским полнометражным фильмом было названо «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко, представившее наиболее яркое кинематографическое изображение социальных проблем украинского общества.

Победителями короткометражной программы были выбраны две картины, которые можно назвать наиболее талантливыми представителями зрительского и экспериментального кинематографа - «В Манчестере шёл дождь» Валерии Кальченко и Антонио Лукича и «Гвоздь» Филиппа Сотниченко.

Фильм «В Манчестере шёл дождь» предстаёт чередой невероятно забавных ситуаций, в которые попадает своеобразный герой нашего времени, молодой человек, неглупый и обаятельный, но инфантильный, неспособный на решительные действия. «Гвоздь» Филиппа Сотниченко, отличающийся исключительно достоверной стилизацией под любительскую съёмку середины 90-х и остроумными монтажными решениями, предстаёт глубоким киноэссе о возможности/невозможности перемен в обществе и в жизни отдельного человека.

Многообразие достойных работ в этой секции было отмечено вручением ещё двух специальных дипломов, которые достались «Панораме» Юрия Шилова и «Дедочку» Владимира Тихого. Каждую из этих картин можно назвать размышлением о взаимосвязи реальности и киноискусства. Если действие фильма Шилова разворачивается в кинотеатральном закулисье, описывая будни киномеханика киевского кинотеатра, то «Дедочек» показывает застывшее, законсервированное пространство украинского поэтического кино, которое можно воспринять и как метафору некоторых особенностей социально-политических реалий нашей страны.

Приз за лучшее актёрское исполнение получил один из ведущих украинских режиссёров Мирослав Слабошпицкий, весьма неожиданно исполнивший роль Дмитрия Ульянова в «Моей бабушке Фанни Каплан» Алёны Демьяненко.

Особенных похвал фестивальных завсегдатаев удостоились члены жюри конкурса Европейских документальных картин, столкнувшихся в своей работе с достаточно нелёгкой задачей. В эту программу вошло несколько по-настоящему хороших работ, посвящённых важным, актуальным проблемам современности, среди которых было практически невозможно выбрать явного победителя. В результате одной из этих картин, «Моему другу Борису Немцову» Зоси Родкевич, достался специальный диплом. Главную же награду вручили ленте Шарля Редона «В Калифорнии», не имеющей никакого отношения к злободневным темам - и совершенно незаурядной.

Эта предельно откровенная, наполненная проявлениями болезненных страстей картина является своеобразным исследованием любовной страсти. Редон преследует свою возлюбленную с бесцеремонной навязчивостью, порой доходящей до жестокости, раскрывая тем самым тёмную сторону любви и самого творчества, чьим источником вдохновения нередко оказываются драмы, переживаемые близкими художника.

Главное жюри основного, международного конкурса отметило своими наградами ряд талантливых и весьма несхожих друг с другом картин. Приз за лучшее исполнение разделили Розали Томасс и Каори Момои, сыгравшие в ленте «Привет из Фукусимы» Дорис Дерри представительниц двух разных миров, медленно, трудно находящих общий язык.

Специальные дипломы достались фильмам «Людоеды» Леа Фенер  и «Загар» Аргириса Пападимитропулоса, посвящённым одержимости своей профессией и кризису среднего возраста.

Приз за лучшую режиссуру получил Ксавье Серон, с чрезвычайной изобретательностью представивший в картине «Смерть от смерти» образ абсурдности человеческого существования.

Лучшим же фильмом жюри признало ленту «Незаконное» Адриана Ситару, семейную драму с виртуозными диалогами и неоднозначным идейным посылом. Этот снятый за семь тысяч евро фильм многие отметили как пример (на который следовало бы обратить внимание украинским кинематографистам) выдающегося кинопроизведения, созданного чрезвычайно скупыми выразительными средствами.

Гран-при Седьмого Одесского кинофестиваля по результатам зрительского голосования получил, в соответствии с нашими предсказаниями, фильм «Кто горит горит горит» Чании Баттон, в котором рассуждения на темы жизни и смерти сочетаются с мелодраматическими мотивами и комедийной интонацией.

Организаторы уже объявили сроки проведения следующего кинофестиваля- 12-22 июля 2017-го года. Будем надеяться, что за этот год как можно больше достойных картин, с которыми смогли познакомиться посетители Седьмого Одесского кинофестиваля, выйдут в отечественный прокат, не оставшись интеллектуальным и эмоциональным достоянием киноманов, сумевших выбраться в Одессу на девять июльских дней.

Александр Гусев. Одесса.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-