Станислав Стеценко, писатель, автор романа «Войны художников»
Это книга для взрослого читателя. И речь не только об эротике
08.08.2016 12:48 767

- Впервые о Николае Глущенко я услышал во время личного общения с двумя антикварами, которые обсуждали продажи картин. Речь шла о том, что Глущенко является одним из самых дорогих на сегодня украинских художников. Примерно в это время появилась информация про шпионские моменты его биографии, а у меня - желание узнать о его жизни как можно больше.

Позже, когда я возглавлял художественный журнал «АРТ-Ukraine», мы подготовили несколько материалов о его жизни и творчестве.

- А живопись вашего героя? Как она повлияла на ваш замысел, как вы к ней относитесь, где видели?

- Глущенко был чрезвычайно трудолюбивым художником. Он мог за день написать картину. По разным подсчетам, его творческое наследие может достигать 5-8 тысяч полотен. Я старался посещать все выставки, где экспонировались его работы, и собираю книги и художественные каталоги, касающиеся его творчества. Таких изданий, датированных 1960-70-ми годами, еще немало у букинистов.

Адольф Гитлер считал Глущенко лучшим пейзажистом Европы

Видел немало его работ и маслом, и карандашом, и даже фломастером в частных коллекциях. Что повлияло на книгу... Для меня особенно ценен «Автопортрет» 1940 года. Я видел его в экспозиции Национального художественного музея. Хотелось иметь представление, каким был главный герой.

Интересный «Портрет сына» - маленький сын Глущенко тоже среди героев романа. И конечно - пейзажи. Это любимый жанр Глущенко. «Киев в цвету», «Весна приближается», «Осеннее утро». Напомню, Адольф Гитлер считал Глущенко лучшим пейзажистом Европы. И, по некоторой информации, они были лично знакомы.

- На обложке вашей книги стоит пометка «16+». Почему? Вы с этим согласны? А мне 23 – можно мне ее читать?

- Это книга для взрослого читателя. Там действительно есть сцены не для детей. И речь не только о каких-то эротических вещах. Вряд ли стоит читать детям, как агенты НКВД пытаются убедиться, похоронен ли этот человек на кладбище в Берлине, либо сцену дуэли снайперов Гестапо и НКВД, сцену избиения Лаврентием Берией поэта Демьяна Бедного. Пусть дети читают Гарри Поттера. Хотя, как по мне, то я бы на этой книге тоже поставил 16+: огромные змеи, которые выползают изо рта каменных статуй, василиски и другие ужасы.

А вам «Войны художников» читать уже можно. Надеюсь, не пожалеете потраченного времени.

- Знакомы ли вы с родными Николая Глущенко, с людьми, которые его знали, ведь художник-разведчик конец своей жизни провел в Киеве...

- Как я уже упоминал, я несколько лет работал редактором журнала «АРТ-Ukraine». Тогда мне повезло познакомиться с художниками, искусствоведами, чиновниками от искусства, которые знали Глущенко лично. Их было немного, но достаточно для того, чтобы составить общее впечатление о нем: характер, манеру одеваться, говорить, писать, отношение к женщинам или коллегам по цеху. Много о Глущенко рассказал искусствовед Эдуард Дымшиц, который любезно согласился написать послесловие к моей книге.

- Насколько значимой, по-вашему, является роль Глущенко-разведчика? Каков его вклад в победу над Гитлером?

Глущенко был разведчиком-нелегалом. Человеком, который каждый день рисковала попасть на гильотину

- Как это ни странно, роль разведчика достаточно серьезная: речь идет о добытыи для СССР чертежей нескольких сотен узлов военной техники: французской и английской. А относительно войны с Германией...

Есть рапорт руководителя разведотдела НКВД на имя Берии, рапорт Берии на имя Сталина со ссылкой на агента Художника, датированный июлем 1940 года, о подготовке Германии к войне с СССР. В частности, речь идет об издании секретных военных немецко-украинских словарей и военных карт Украины. Известно и то, что Сталин не поверил этой информации. Он не верил ни одной информации о войне с Германией.

- Получается, что Глущенко – советский чекист. Мягко говоря, не слишком положительная, по нашим временам, информация о человеке. Как это повлияло на его личность?

- Глущенко был разведчиком-нелегалом. Человеком, который каждый день рисковал попасть на гильотину. Во Франции за шпионаж приговаривали к смерти.

На тот момент, когда он начал свою разведдеятельность, Глущенко никогда не был в СССР и ничего не знал о преступлениях НКВД. В 1918 году его мобилизировали в деникинскую армию, и с ее остатками он попал в Польшу, а потом – сбежал в Германию.

- Глущенко дружил с Винниченко 10 лет. Почему они поссорились?

- Они были очень близки. Дружили семьями. Часто рисовали вместе. В художественных работах Винниченко оказывал очень заметное влияние на творчество Глущенко.

Глущенко никогда ничего негативного публично о Винниченко не говорил, более того, точно известно, что Глущенко всю жизнь хранил альбом рисунков Винниченко, подаренный ему еще в 1935 году. А это в СССР было очень опасно.

О причинах конфликта пришлось слышать несколько версий: среди них и такая - Винниченко не смог понять и принять отъезд Глущенко в Советский Союз. Слышал и другую – Винниченко приревновал свою жену к красавцу и спортсмену Глущенко.

Доподлинно известно, что Винниченко когда-то сказал, что в спорте, живописи и влиянии на женщин никогда не сможет сравниться с Глущенко.

Лично я - сторонник первой из озвученных версий.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-