Стас Жирков, режиссер, художественный руководитель театра «Золотые ворота»
Мы потеряли Крым намного раньше, потому что в севастопольских школах не было уроков украинского языка
16.08.2016 09:49 3417

- Во всем этом должна присутствовать личная инициатива. Если режиссер понимает, о чем он хочет поговорить со зрителем, то я не вижу причины, почему ему нужно отказывать себе в этом. Мне часто задают вопрос, почему я не поставил спектакль про события на Майдане. Но я пока этого сделать не могу. И не потому, что хорошо или плохо к нему отношусь. Просто я пока для себя еще не ответил на многие вопросы. И в силу этого тема для меня пока закрыта. Должно пройти время. А вот на тему Донбасса можно говорить уже сейчас, так как проблема началась намного раньше. Не в 2013 году. Я это понимал, так как часто туда ездил. Думаю, тут мне есть о чем говорить со сцены. Поэтому мне и был близок спор героев в пьесе Павла Арье «Слава героям». И я знал, о чем ставил спектакль.

Мы абсолютно отказались от российского продукта - гастролей московских театров и антреприз

- Как вы думаете, с чем связан всплеск интереса зрителей к украинскому театру, ведь таких аншлагов не было лет двадцать?

- Самое главное: мы абсолютно отказались от российского продукта - гастролей московских театров и антреприз. Благодаря этому образовалась ниша, которую нужно было срочно заполнять. Поэтому зритель, который раньше шел на российских артистов, повернулся лицом к украинскому театру. И оказалось, что у нас есть и хорошие актеры, и хорошие режиссеры. Плюс, не забывайте, что изменился и зритель. К нам приходят люди, рожденные в 80-тые и 90-тые годы. Они готовы получать за свои честно заработанные деньги то, что им хочется видеть. Их не нужно загонять в наши национальные театры. К тому же, не везде есть аншлаги. И сегодня театры работают с разным успехом. Есть лидеры и аутсайдеры как среди больших, так и среди камерных театров. А все потому, что зритель сейчас научился выбирать именно тот продукт, который ему нужен.

- После рабочей поездки в Германию я действительно не понимаю театры, которые за государственные деньги создают спектакли по пьесам того же Рэя Куни (английский драматург ХХ века, писавший второсортные комедии - авт.).  Если хочешь производить подобную  драматургию, пожалуйста: открывай антрепризу,  и ставь за свои деньги. Так это делает наш киевский продюсер Слава Жыла. И никто не против. Это его продукт, его деньги, его понимание театра. Хотя у Славы есть и очень серьезные проекты. Вопрос в другом: за государственные деньги театр обязан поднимать социальные вопросы. Безусловно, комедия тоже нужна, но и комедии бывают разные. Есть комедии Куни, а есть комедии Шекспира или Чехова. И повторюсь: сейчас коренным образом изменилась публика. Еще совсем недавно невозможно было представить, что такая специфичиская комедия, как «Сталкеры», сможет собрать полный зал в Молодом театре. А сейчас это происходит. И говорит о том, что зритель готов идти на интеллектуальный продукт.

- Но в том-то и дело, что там серьезные проблемы подаются в смешной форме, поэтому зритель получает удовольствие от спектакля, и только потом задумывается о проблемах, которые там подняты.

- Это вы говорите уже о режиссерской трактовке. Если автор хочет, чтобы это было на большой сцене и увлекало зрителей, тогда это уже его проблема сделать так, чтобы постановка ярко прозвучала для зрителя.

- А вы можете назвать Киев театральным городом?

- Нет. И вот почему: в советское время, если ты действительно был хорошим режиссером, актером или сценографом, то переезжал в Москву. А если не хотел работать в Москве, то должен был творить хуже тех, кто туда уехал, даже если твой уровень был выше их всех, вместе взятых. Так рассказывали мне мои старшие коллеги, и я в это верю. И эта ситуация привела к тому, что все те люди, которые остались в Украине, так как для столицы СССР были не очень хороши, сегодня управляют театральной жизнью в Киеве. Безусловно, не все, но тенденция есть. И это убило развитие репертуарного театра. Не знаю, был ли Киев театральным городом в прошлом веке, но на некоторое постановки Театра имени Франко очередь стояла аж до метро. Сейчас подобного уже нет.

- И в Театр имени Леси Украинки во времена работы там Ады Роговцевой тоже билеты раскупались за месяц…

- Но все же -  давайте не сбрасывать с весов тот факт, что раньше не было такого количества средств получения информации, как сегодня. У нас сейчас есть интернет, кино и телевидение, которое работает на совершенно другом уровне. И все же последние два сезона в «Золотых воротах» внушают мне надежду, что театральная постановка тоже может стать событием, обсуждаемым людьми, которые никогда раньше не пришли бы в театр. Я уверен, что задача молодых актеров и режиссеров - вытащить театр из той зоны комфорта, в которой он так долго пребывал. А нужно просто забыть, что театр - это элитарное искусство. Сегодня он призван привлекать в свой арсенал другие виды искусства (музыку, кино, перформенс - авт.)  и людей из других сфер деятельности. Именно это и произошло со спектаклем «Сталкеры». Зрители, которые первыми пришли на спектакль, написали свои отзывы на Фейсбуке, и публика потом шла, уже ориентируясь на посты владельцев мнений. Это говорит о том, что мы должны привлекать другие отрасли для того, чтобы театр развивался дальше.

- И все же тут таится большая опасность для актрис, что они отдадут свои лучшие годы какому-то театру, а после сорока из просто выбросят, потому что не будет ролей. Ведь весь мировой репертуар построен так, что мужских ролей в спектаклях намного больше,  чем женских. А для возрастных актрис вообще предлагается очень мало героинь.

- Для меня это не вопрос. Если ты интересный востребованный артист, то всегда будешь занят. Это рынок - и по-другому невозможно! У нас страна, где все время думают о стариках. А что будет с молодыми, для которых не остается места в театре?

- Мне кажется, что сейчас вообще время молодых.

- Это так кажется. Мы должны думать комплексно. И самый главный момент - это ротация кадров. В этом весь смысл. Как только мы к этому прибегнем в больших театрах, то сразу увидим другие результаты. Самые успешные театры последних лет - это те, где сменились руководители. Богдан Струтинский в Театре оперетты, Ростислав Держипильский в Ивано-Франковском театре, в Молодом - Андрей Билоус. Про себя говорить нескромно, но все же - «Золотые ворота».

- Утверждают, что театр полноценно живет десять лет, а потом его нужно полностью перезагружать. Кем вы видите себя через десять лет?

- Не знаю. Я вообще не думал, что буду заниматься театром или режиссурой. Худруком становиться вообще не планировал. Может, я уеду в Европу, и буду там подавать людям завтраки в ресторане. Я не держусь ни за свое место, ни за эту профессию. Я случайно в нее попал и поэтому могу случайно из нее уйти.

- Так ваш успех был случайным?

- Если он длиться уже энное количество лет, наверное, это закономерно. Случайно не означает, что этот успех не заработан. Просто так сложились звезды. Судьба меня вела. Бог направлял.

Лилиана Фесенко, Людмила Шевченко, Киев

Фото: спектакля "Нужны лгуны", "Сталкеры" Павел Багмут / Укринформ; из архива режиссера.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-