Антон Долин, российский журналист, кинокритик
Для России самое желанное будущее - это воображаемое прошлое
28.08.2016 09:00 1142

- Раньше. В 1990-х. Напомню историю создания этого фильма. Герман задумал его очень давно, в 60-х, сразу, как только вышла повесть Стругацких. С тех пор, естественно, многое изменилось - соответственно, замысел менялся, трансформировался. Финал с выходом в светлое коммунистическое будущее с годами казался все более смехотворным. И к 90-м годам, когда сценарий был окончательно доработан, стало ясно, что возвращаться главному герою дону Румате некуда, нет той прекрасной земли, где противоречия разрешены, а люди живут наконец-то гармонично. Поэтому Румата остается на жуткой планете Арканар, и мы понимаем то, что, в общем-то, было понятно всегда, - Арканар это и есть наша земля.

Фильм действительно пророческий - он отражает и то, что делается сегодня в мире, и то, что происходит в России. Ясно, что, несмотря на надежды, ни из какого Арканара мы не выросли, не вылезли и не спаслись. Представление человека о прогрессе - это всегда представление о будущем. А в России самое желанное будущее - это некое воображаемое прошлое, которого нет. Для некоторых это воображаемое советское прошлое, для других - воображаемое имперское русское прошлое. То есть - всегда прошлое. А как выглядит будущее, никто не догадывается, не предполагает. Мне кажется, в фильме «Трудно быть Богом» это гениально передано: перед нами мир будущего, космические океаны бороздят космические корабли, но, как только пересекаешь этот океан и перелетаешь на другую планету, вновь видишь там прошлое и снова попадаешь в средневековье, которое не кончается!

- Кинематограф тесно связан с национальным самосознанием. Это самосознание должно быть адекватно реальности. Румыния понимает, что она маленькая бедная страна с огромными проблемами, и у нее в воображаемом контексте нет советского кино, которое существует в подсознании жителей постсоветского пространства. Украина же, как и Россия, считает себя наследницей - в той или иной степени - советского кинематографа. И пытается делать большие фильмы со сложными эффектами, исторические, костюмные драмы - в то время, как румынское кино и болгарское, которое сейчас подтягивается за ним, концентрируются на простых, житейских, всегда современных историях, снятых за три копейки с молодыми или непрофессиональными актерами. Себестоимость таких фильмов ничтожна. Зато актуальность их - обжигающая, щемящая - затрагивает любого зрителя. Насколько мне известно, в Украине таких фильмов очень мало. В России их почти нет.

- Кстати, об Одессе. Ваши прабабушка и прадедушка по материнской линии - родом оттуда. Хранится ли в семье память об этих корнях?

- Конечно. Мы всегда помним об Одессе. Правда, в пору моего детства там жила уже достаточно отдаленная родня - двоюродная тетка моей бабушки. Но это не имело значения - принимали они нас, как родных, все время, пока жили в Одессе, потом они оттуда уехали - кто в Германию, кто в Америку. В общем, практически каждое лето мы туда приезжали и прекрасно проводили время на 10-й станции Фонтана. Одесса, она всегда во мне - в ДНК воспоминаний о детстве, юношестве. Мы с женой, тогда еще подругой, будучи студентами, заработав первые деньги, потратили их на поездку в Одессу, на море. Так что Одесса - город, который совершенно по-особому мне дорог. А в последнее время там появилось много новых друзей, в основном связанных с Одесским кинофестивалем.

Рита Болотская, Евгения Богоявленская, Москва

Фото: kaluga24.tv, eisenstein.ru, rusfilm.pitt.edu.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-