Красивые кони и качественный джаз

Красивые кони и качественный джаз

Аналитика
1641
Ukrinform
Cубъективные заметки о джазовом фестивале Equi Jazz Fest, собравшем и тех, кто любит музику и тех, кому по душе дорогой антураж

...Возможно, это был лучший джазовый концерт, который вы могли услышать и почувствовать когнитивный диссонанс. Или же не самый лучший, и вы не почувствовали диссонанса...

Правильный парень обязан любить красивых лошадей, красивые спортивные машины, привлекательных женщин и качественный джаз. И если это все собрать в одном месте в одно время, то... возникает когнитивный диссонанс. Иногда, если смешать в одном бокале VIP-ивент, то есть, светский раут с желанием сделать большое культурное событие, это срабатывает (во всяких там карнеги-холлах, к примеру). Но иногда смахивает на смешивание виски, пива и вина сразу. Радует только то, что культура – в нашем случае джаз – остается вечной.

Впрочем, не каждый «правильный парень» признается вам, что джаз для него – это просто дорогой антураж. Он, и такие же как он, уже после первой композиции в исполнении выдающихся музыкантов мелкими стаями начнут убегать со своими красивыми телками к своим красивым авто, «потому что они замерзли». Они могли и не осознавать, что ушли, пожалуй, с самого лучшего концерта, на котором вообще когда-либо бывали. Но это уже десятое дело.

Хотя, еще одно: каждый правильный мужик любит запах бензина и запах лошадиного кизяка. И тут ты вспоминаешь, что сцену установили прямо посреди ипподрома. Это одновременно и сюрреалистично, и даже круто. Это не запах каких-то гламурных духов, а запах жизни.

Наше дело – музыку писать. И, вообще, если музыка прет, тебе уже безразлично, какой там «антураж».

О НАШИХ

Компашка/банда Jazz in Kiev – это, на самом деле, хобби-бенд компании Jazz in Kiev. Алексей Коган (ведущий фестиваля) на бас-гитаре и Владимир Каминский на клавишных. Для большего понта и качества они постоянно в группу привлекают настоящих джазменов. Но в этот раз основателей группы во время выступления не было. Как сказал Коган, «Мы с Каминским решили, что не имеем никакого морального права стоять как исполнители на одной сцене с Чиком». И за эту фразу им низкий поклон.

Группу они укомплектовали лучшими украинскими джазменами. О них можно писать много, но все они не прозвучали. То ли погода такая, то ли ансабля не было, то ли просто так случается.

Энвер Измайлов – этнический крымский татарин, легенда Украины. Он принципиально живет в захваченном «вежливыми зелеными человечками» Крыма, ведь вернулся из Узбекистана на историческую родину сознательно.

Измайлов – один из тех пионеров, кто играет на гитаре тепингом: это когда ты не бряцаешь по струнам, а бьешь по ладам обеими руками. Такое себе переносное фортепиано. К тому же, чувство ритма и метра у крымских татар – это просто вынос мозга для рядового украинца.

Если ты слышишь Измайлова впервые, то это нечто заоблачное. Когда ты знаешь его более 20 лет – это уже «бытовуха». Впрочем, это выступление было даже исключительным. Он просто поиграл – как играют дети с игрушками, с песнями The Beatles, Pink Floyd и с легендарной Don'T Worry, Be Happy Бобби Макферрина. Правда, он в нее «вмонтировал» фрагменты от прекрасного «Я на солнышке лежу» и блатной «Мурки» – и тут ливнем аплодисментов зал показал, чем он есть на самом деле.

Что-то серьезное Энвер подарил, выполняя то ли народные, то ли собственные крымско-афро-татарские мелодии. К исполнению одной из них он позвал пианиста Руслана Болатова – тоже крымского татарина. Очень скоро он станет в мире звездой – большей, чем Измайлов.

Чем все кончилось, не скажу, ибо после «Мурки» мальчики любят погулять, на красивые тачки посмотреть.

О ГЛАВНОМ

Чик Кориа, рояль

Авийшай Коэн, контрабас

Маркус Гилмор, барабаны

Трио Чика Кориа играло лично для тебя. Буквально. Они начали концерт с 500 Miles High, что было настолько неожиданно, что взорвало мозг. Одна из самых красивых и наименее растиражированных песен Кории. А его трио – это единый организм, который остановит только голод или смерть.

Остальная история такова: в конце 1980-х Кориа вместе с партнерами, которые подобны олимпийским богам в плане техники, покинул свои электрические экзерсисы. А потом он нашел других музыкантов, которые больше занимаются музыкой. А главное – хипповые и стильные. Один из них – контрабасист Авишай Коэн и, в нашем случае, барабанщик Маркус Гилмор.

Вопрос техники для тебя уже второстепенен. С какого-то момента ты начинаешь заниматься собственно музыкой. Для тебя начинает открываться целый мир. И его ты «выливаешь» на аудиторию. Как слушатель ты иногда думаешь о технике, но с каждой нотой они тебе говорят: «Отключи мозг, дурак, и слушай сердцем».

Кориа смог «разыграть» композиции подобно тому, как правильно заигрывают с девушкой в баре. Она еще не знает, что ее ждет, но уже через час... – ну, вы понимаете. Словом, ни одна композиция не звучала даже близко так, как на альбомах или в твоем воображении. И они в каждую из них вложили естественную хитрость, изобретательность и вдохновение. И это круче, чем ездить на феррари.

Трибьюты пианисту Биллу Эвансу (песня из фильма Alice in Wonderland), Баду Пауэллу и, одновременно, своему отцу, который включал его пластинки дома (Tempus Fugit в подчеркнуто афрокубинськом окрасе). Абсолютно новые, еще незаписанные «дебюсишная» Contiuance Кории и Gesture №1 Коэна, который, как всегда, рассказывает что-то в духе «если бы Бах был евреем»... Все это составляет какую-то неповторимую экзотическую лазанью.

И вот, композиция Spain. В оригинале она начинается цитатами из классического Хоакина Родриго Concerto de Aranjues. Поскольку Измайлов уже успел поиграть до того, Кориа – strikes back – начал без всякого Родриго просто намеками на Spain. Намекал очень долго и классно, а потом дал аудитории спеть ее. Действительно, это настолько известная тема, что ее наверное знает и кенгуру в Австралии. «Очень ценю, как вы спели, – сказал он со сцены. – А ваш голос я оценил особенно», – и попал пальцем в кого-то, кто был в первых рядах. Ипподром, извините, зал на тот момент был полупустым, но его крики и аплодисменты точно было слышно в Киеве.

Кориа окончательно «добил» Телониусом Монком и его темой Blue Monk. Это был скорее прикол, чем что-то серьезное. Но это было тоже «специально для тебя».

Трио было готово играть два часовых сета, хотя пришлось немного сократить программу из-за некоторых организационных и прочих штук. Но показалось, что сокращенная программа дала ощущение лаконичности и того, что ты сбежал с праздника, стащив весь мешок Санта Клауса.

И ЕЩЕ О EQUI JAZZ FEST И СИНДРОМЕ ЧАСТНОЙ ВЕЧЕРИНКИ

Судя по многим мелочам, организаторам Equi не дают спокойно спать лавры львовского Alfa Jazz Fest. А это не только крупнейший джаз-фест в Украине, но и очень заметное явление в джазовой Европе. Там тоже имеются свои «гламурные» моменты. Но...

Дорогу на Equi вам укажет только GPS-навигатор, или же довезет автобус от метро Выдубичи. И потом отвезет обратно. (Не берем во внимание завсегдатаев конного клуба Equides – хотя, как они на своих спортивных тачках едут туда по этим дорогам?..)

И это всего 15 км от Крещатика (так они пишут).

Чисто эмоционально, доехать на Альфа-Фест легче (это более 600 км от Крещатика), поскольку, как в том анекдоте о Красной Шапочке: «Дорогу знаю, секс люблю». Тот фест охватывает весь город. Ты туда приезжаешь, как в собственный дом.

Впрочем, когда ты приезжаешь на Equi, возникает впечатление, что ты в чужом особняке на частной вечеринке. Очень дорогой. Тебя любят, и все такое. Разглядываешь всевозможные цацки. На фоне играет одно из лучших трио в мире. И на тебя не смотрят, как на дебила, только если твоя неглаженная мятая рубашка – от Унгаро. А они в этом шарят.

А культурой у нас преимущественно интересуются и занимаются люди хипповые, не слишком богатые (или строящие из себя таковых). То есть, они тоже любят посмотреть на новый Jaguar, красивых лошадей и послушать первоклассный джаз. Но есть подозрение, что, как говорится, «мухи – отдельно, компот – отдельно».

Хотя здесь присутствует один момент. Когда истинные поклонники музыки переключат тот тумблер, то те, гламурные, для которых джаз – это антураж, сами станут антуражем для тех, кто любит музыку. Тогда в мире воцарится гармония.

NB. В случае, если у читателей имеется подозрение, что автора текста просто жаба задушила, то, возможно, да. Ведь у него нет красивой спортивной тачки и собственной лошади. А с остальными – все в порядке. Главное – красивая жена любит джаз и не любит тусоваться.

Вячек Криштофович – мл., (джазовый журналист)

Фото: Олег Ницко


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-