Когда в Украине будут снимать «Игру престолов»?

Когда в Украине будут снимать «Игру престолов»?

Аналитика
1996
Ukrinform
Рекламой отечественных пейзажей занялись Трускавецкий кинофестиваль «Корона Карпат» и Госкино Украины

В один из дней работы Трускавецкого международного кинофестиваля, который проходил с 15 по 19 сентября в курортном центре Прикарпатья, гостей привезли в Тустань, – заповедник, где на очень крутых скалах стояла неприступная древнерусская крепость.  Выяснилось, что об этой жемчужине гор немногие знали. Преодолев с огромными трудностями подъем на верхний дитинец, деятели киноискусства сразу начали фантазировать, как здесь можно  было бы снимать новый сезон «Игры престолов», бросая каждую серию главного персонажа со скалы.

Впрочем, именно рекламе наших пейзажей и чудесных местечек для локаций международного кино и была посвященная работа VІ Трускавецкого фестиваля «Корона Карпат». Организаторы рассуждали над тем, как создать региональные фильмкомиссии ради привлечения в Украину международных инвестиций в кино. К воркшопу «Создание и развитие фильмкомиссий в Украине» также присоединилось Госкино Украины во главе с Филиппом Ильенко. Поэтому, не исключено, что фантазии представителей киноискусства о съемках в Тустани были вполне реалистичны. Главное, чтобы заработали региональные фильмкомиссии.

Фильмкомиссии – это неприбыльные организации, созданные для продвижения страны или определенного региона в качестве кинопроизводственной базы. Они оказывают разнообразные услуги для поощрения кинематографистов, дабы те использовали местные локации и услуги. Следовательно, создание в Украине фильмкомиссий заграничного образца должно стать одним из наиболее перспективных направлений развития регионов в отрасли культуры, туризма и, соответственно,  экономики. Так, например, съемки вышеупомянутого американского сериала «Игра престолов» существенно повлияли на экономику многих регионов Европы. Местные локации в Испании, Черногории, Хорватии не только обогатили их финансово, но и стали туристическими объектами, куда почитатели картины спешат посмотреть, где снималась очередная серия. Этот пример и поощрил украинских кинематографистов к заимствованию позитивного опыта. На воркшопе в Трускавце выступили приглашенные кинодеятели из Италии, Грузии и Великобритании.

Фронтменом стал директор Генуэзско-Лигурийской фильмкомиссии Андреа Рокко, который детально рассказал о деятельности своей организации. Фильмкомиссия Генуи работает по популярной европейской модели, где под патронат берется весь регион во главе с мегаполисом. Это дает возможность использовать разные локации на всей территории. Непосредственно фильмом его компания занимается минимально, потому что основное задание – это популяризация определенного региона для инвесторов. Андреа Рокко рассказал, что первые такие фильмкомиссии в Европе появились четверть века назад.  Генуэзская организация работает уже 17 лет и входит в объединение европейских комиссий, которое насчитывает 27 стран. В целом же в мире работает около 180 фильмкомиссий. Лектор настаивал, что такие структуры должны быть независимыми от власти, режиссеров или предпринимателей. Чаще всего это независимые фонды, работающие на благо региона. Интересными были доклады и других лекторов, однако они больше делились техническими деталями собственного опыта работы фильмкомиссий.

Такая форма, как фильмкомиссия, в Украине будет предусмотрена законодательно, отметил председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко.  Однако украинское законодательство еще нужно адаптировать к существованию этой структуры. «Мы начали серьезную конструктивную работу по созданию фильмкомиссий в Украине. Но для того, чтобы они создавались и были эффективными инструментами для каждого региона и страны в целом, необходимо сначала изучить опыт  стран, где это было успешно реализовано. Поэтому мы пригласили экспертов мирового уровня, которые детально рассказали руководителям местных органов самоуправления, что конкретно им нужно делать, чтобы использовать этот мощный инструмент. Нас ожидают очень многие изменения и вызовы в этих вопросах». Филипп Ильенко также высоко оценил карпатский регион как место кинолокаций. И отметил, что именно этот регион имеет наибольший потенциал для привлечения сюда международных кинопроизводителей.

В качестве наглядного примера работы Трускавецкой фильмкомиссии в кинотеатре «Злата» был показан рабочий вариант ленты «Осенние воспоминания», договоренность о съемках которой была достигнута на прошлом кинофестивале «Корона Карпат». Эту картину об украинском селе на Прикарпатье снял иранский режиссер Али Фахр Мусави при поддержке чешского продюсера Виктора Вильгельма.

Картина рассказывает о том, как доброволец АТО, молодой музыкант Анатолий (актер Дмитрий Линартович) после ранения приезжает на Западную Украину. Там он находит новых друзей и влюбляется в иракскую девушку-беженку (актриса Назанин Ахмадишахпоурабади). «Осенние воспоминания» – это ко-продукция Украины с Ираном и Чехией. Однако для нас это кино интересно, прежде всего, тем, что  его съемки состоялись в селе Доброгостев рядом с Трускавцом. Фильмкомиссия во главе с директором Трускавецкого кинофестиваля Олегом Карпыным возила кинематографистов по окрестностям региона, пока они не облюбовали равнинное место.

Все события картины происходят в реальных хатах местных жителей. В массовых сценах и эпизодах крестьяне даже играли сами себя. Поэтому на показ пришли едва ли не всем селом. В зале не было ни одного свободного места, даже стоячего. Громкими аплодисментами зрители встречали исполнителей главных ролей – Дмитрия Линартовича, Татьяну Юрикову, Назара Регуша. Вспоминали, как проходили съемки и благодарили фильмкомисию, которая выбрала именно их село в качестве локации для картины. Продюсер Виктор Вильгельм сознался, что им всем очень понравилось снимать фильм именно в этом регионе, и они планируют создавать новые проекты.

Показали на фестивали и триумфатора нынешнего Одесского кинофестиваля – картину Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы», которая также снималась в Карпатах. Это щемящая история о современном выживании семей в закарпатских селах. Местная женщина Дарья (актриса Римма Зюбина) вынуждена была поехать в Италию, чтобы прокормить семью в Украине. Роль ее мужа сыграл Виталий Линецкий. Это последняя работа известного актера из Киевского театра на Левом берегу. Впрочем, его смерть не отразилась на картине. Все сцены, которые успели отснять, вошли в фильм, лишь дублирование режиссер вынужден был поручить другому исполнителю. Герой Линецкого – слабый духом мужчина, который не только соглашается жить на заработки жены, но и поощряет ее ехать на чужбину, потому что имеет планы построить новый дом. И хотя он подозревает любимую в измене с итальянским хозяином, но для него это меньшее зло, чем отсутствие в семье денег. Эта грустная и разоблачительная картина существования украинцев настраивает на философские размышления – почему все проблемы должны разрешать наши женщины, и почему мужчины не способны быть опорой своих семей? Имеет ли право государство побуждать  своих граждан становиться гастарбайтерами из-за  безработицы на Родине? 

Немало эпизодов фильма было снято в Генуе. Поэтому продюсер фильма «Гнездо горлицы» Андрей Суярко на воркшопе рассказал об опыте сотрудничества с итальянскими фильмкомиссиями, где нашим кинохудожникам оказывались услуги по производству картины – от бытовых до творческих.

Показали на фестивале в Трускавце и фильм «Гетман» режиссера Валерия Ямбурского по  одноименному роману Виктора Веретенникова. В украинский прокат лента вышла еще 29 октября 2015 года. Это история о трагической любви гетмана Богдана Хмельницкого к молодой полячке Гелене Чаплинской. Действие фильма разворачивается в середине 17 века – во время восстания украинского казачества против польской шляхты. Съемки происходили в замках и исторических локациях Львовщины и Киевщины. в частности в Олеском замке, Свирже, Золочевском замке и Киево-Печерской лавре. А для эпизодов, которые должны были сниматься в Крыму, в связи с аннексией полуострова пришлось создавать специальные декорации в студии. Картина наглядно засвидетельствовала, что немало мест в Украине являются готовыми декорациями для создания исторических картин. И это должно вдохновлять кинематографистов на съемки бюджетных картин, которые рассказывали бы правдивую историю нашего государства. Ведь на создании исторического антуража уже можно сэкономить. 

После окончания фильма зрители долго аплодировали создателям «Гетмана», а потом еще длительное время не отпускали, задавая вопросы. Режиссер Валерий Ямбурский рассказал, что на их картину не ушло ни одной государственной копейки. Это был полностью коммерческий проект, который оказался успешным. Впрочем, Госкино присвоило ленте статус национального фильма Украины, что предоставило определенные налоговые льготы. И этот опыт создания фильмов стоило бы закрепить для прочих кинопроизводителей.

Интересно, что сначала авторы смонтировали четырехсерийную версию «Гетмана», которая была рассчитана для показа на телевидении. Однако прокатчики сразу заинтересовались фильмом, поэтому заказали двухчасовую картину для широкого экрана. Исполнитель главной роли Богдана Хмельницкого актер Константин Линартович рассказал, что ему не пришлось вживаться в роль, потому что он сразу почувствовал родство с гетманом. «Я много читал о Хмельницком, вдохновлялся романом Лины Костенко «Берестечко». Отметил, что моя гражданская позиция похожа на ту, которую имел  гетман. Я ненавижу спесь и измену, ценю порядочность».

Актер снимался вместе со своим сыном Дмитрием Линартовичем, однако это не отразилось на их работе. «Сниматься с сыном Дмитрием мне было несложно, потому что на съемочной площадке не существует родственников. Требования ко всем равны. Во время создания роли происходит напряженная внутренняя борьба, чтобы показать правду на экране. Из-за этого мне был роднее тот сын Тимош, который в картине, чем собственный. А деть нашего режиссера, которые играли в картине моих чад, до сих пор обращаются ко мне «тато». 

Всего на фестивале было презентовано десять фильмов и три мультфильма. Примечательно, что зал кинотеатра «Злата» на три сотни мест был всегда заполнен. И это кардинально отличало нынешний фестиваль от предыдущих. Арт-директор фестиваля режиссер Борис Савченко отметил, что очень тщательно работал над программой кинофеста. Ни одного случайного фильма показано не было. «Мы не хотели, чтобы фестиваль оставался неизменным. Стремились, чтобы кинофорум развивался и жил дальше. Поэтому и обратились к созданию фильмкомиссий. Понимаем, что сразу на местах пылкого содействия кинохудожникам не будет. Но люди должны привыкать к мысли, что кино не должно жить исключительно от щедрот госбюджета, а находить финансирование на местах. И это окупится регионам сторицей».

Лилиана Фесенко, Людмила Украинка. Трускавец.

Фото: Павел Багмут, Укринформ.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-