Кинооктябрь: Нацистский Аушвиц, Киевская Русь былин, Флоренция иллюминатов

Кинооктябрь: Нацистский Аушвиц, Киевская Русь былин, Флоренция иллюминатов

Аналитика
1832
Ukrinform
Киношный октябрь – один из самых насыщенных, во многом – благодаря главному событию украинского киногода – 46-й «Молодости»

В октябрьском прокате исторические трагедии недавнего прошлого и современности сплетаются с преданьями старины глубокой. Те же, кого оставляют равнодушными приманки широкого проката, наверняка найдут себе зрелище по вкусу среди фестивального многообразия.

С 6 октября

Сын Саула / Saul fia

Если вам кажется, что вы и так видели слишком много фильмов, посвящённых Холокосту, всё же обратите внимание на эту дебютную картину венгра Ласло Немеша, ставшую подлинной киносенсацией прошлого года. Среди многочисленных наград этой картины, вошедшей едва ли не в каждый авторитетный кинотоп 2015-го - Гран-при Каннского МКФ, «Золотой Глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Фильм произвёл сильное впечатление и на украинских зрителей и критиков, которые смогли увидеть его в рамках прошлогоднего Одесского кинофестиваля и на показе, организованном в Киеве МКФ «Молодость» (на последнем картину представил исполнитель главной роли, поэт Геза Рёриг).

Центральный персонаж картины - узник Аушвица, член отобранной нацистами группы заключённых, вынужденных участвовать в обслуживании конвейера смерти, выносить трупы из газовых камер и сортировать одежду погибших. В теле одного из детей он узнаёт своего сына - или ему это только кажется, - после чего пытается отыскать раввина, который мог бы провести над ним погребальный обряд.

По словам Немеша, на создание этого фильма о поиске Бога в самом сердце земного ада его вдохновили романы Имре Кертеса, нобелевского лауреата, пережившего Аушвиц и Бухенвальд, и знаменитые строки из поэмы Уильяма Блейка «Мильтон»:

...Светил ли сквозь туман и дым
Нам лик Господний с вышины,
И был ли здесь Ерусалим
Меж тёмных фабрик сатаны

Осенние воспоминания

Этот ирано-чешско-украинский проект, дебют иранца Али Фахра Мусави, стал первой полнометражной лентой, героем которой выступает боец АТО, пытающийся адаптироваться к мирному существованию. Впрочем, для персонажа «Осенних воспоминаний», чью роль исполнил Дмитрий Линартович, пребывание вдали от линии фронта носит временный характер. Молодой музыкант Анатолий, отправившийся сражаться с боевиками и оккупантами прямо с Майдана, получил серьёзное ранение и вынужден, несмотря на стремление поскорее вернуться в строй, отправиться на поправку в сельскую местность. Там он неожиданно оказывается одной из вершин любовного четырёхугольника вместе с немолодым вдовцом, влюблённой в него сестрой его покойной жены и слепой беженкой из Ирака, которую незадолго до появления Анатолия в селе обнаружили в чаще неподалёку.

Мелодраматические коллизии этой истории полностью подчиняют характеры персонажей, заставляют их раз за разом вести себя самым предсказуемым и вместе с тем нелепым образом, и только удачное исполнение некоторых актёров, в первую очередь замечательного Александра Игнатуши, подчас придаёт происходящему минимальное правдоподобие. Нельзя не отметить и обескураживающую операторскую работу - визуальный ряд картины практически полностью выстроен на крупных планах, когда же дело доходит до средних, камера начинает так дрожать, что, кажется, того и гляди выскользнет из пальцев оператора.

Вместе с тем фильм передаёт, пускай и в достаточно условной манере, неприкаянность, растерянность наших солдат, вернувшихся с передовой в защищаемое ими общество, которое, кажется, предпочитает не вспоминать об их существовании.

Мой друг Борис Немцов

Скриншот в видео.

Прокатное отделение фестиваля «86» выпускает на отечественные экраны ленту россиянки Зоси Родкевич, чья украинская премьера состоялась в рамках конкурса европейских документальных фильмов на Одесском кинофестивале, где картина получила специальный диплом жюри. Подробнее о ней мы писали в нашем одесском фестивальном дневнике.

С 13 октября

Инферно / Inferno

Через семь лет после появления киноадаптации «Ангелов и демонов» на экраны выходит очередная экранизация Дэна Брауна, автора детективных бестселлеров, с оскорбительным для современной цивилизации успехом играющего роль властителя дум. Его романы, кощунственные не столько даже по отношению к религии или хотя бы культуре и истории, будучи для этого слишком мелкими, сколько по отношению к понятию интеллектуального и «культурологического» детектива (да и детектива вообще), кажутся при этом весьма подходящими для перенесения на экран. Написанные бледным, невыразительным языком, изобилующие самым нелепым псевдоискусствоведческим вымыслом и фантазиями на исторические темы (выданные за научно-популярные откровения), они вместе с тем насыщены действием. Подчас они воспринимаются как сценарий к компьютерному квесту, в котором игроки, перебирая общеизвестные образы классических шедевров, передвигаются от одного иллюминатского тайника к другому.

Вместе с тем, предшествующие экранизации, снятые, как и «Инферно», Роном Харвудом, оказались до обидного вялыми и невнятными, так что надежда увидеть увлекательное зрелище на этот раз не слишком велика.

Как бы то ни было, в «Инферно», как можно понять из названия, досталось Данте Алигьери. Профессор Роберт Лэгдон (в его роли вновь выступил Том Хэнкс), едва не пав во Флоренции жертвой покушения, пытается расшифровать «Ад», в чьих терцинах содержится тайное послание. Загадка «Инферно» должна помочь герою не только спастись от преследующих его убийц, но и раскрыть заговор могущественной террористической организации, угрожающей гибелью  человечеству.

Никита Кожемяка

Герой украинских сказок и преданий, чьим прототипом стал безымянный герой «Повести временных лет», одолевший печенегского богатыря и тем самым спасший Киев от вторжения свирепых кочевников, впервые выступил мультипликационным персонажем ещё полвека назад. Созданный в 1965-м году на студии «Киевнаучфильм» «Никита Кожемяка» Нины Василенко стал одним из лучших анимационных произведений на древнерусскую тематику: в разработанной ею исторической версии событий центральный персонаж ленты сражался именно с вторгшейся в пределы Киевской Руси печенежской ордой.

Выходящий теперь на экраны первый отечественный полнометражный трёхмерный анимационный фильм, снятый Мануком Депояном, интерпретирует сказку о Кожемяке-змееборце, при этом трактует её достаточно вольно. Заглавный герой предстаёт мальчиком, сыном Кирилла Кожемяки, в своё время одолевшего дракона. Когда огнедышащая рептилия объявляется вновь, маленький Никита решает бросить вызов чудищу, рассчитывая больше на сноровку, чем на физическую силу.

Нужно отметить, что в фильме предпринята попытка воспроизвести мотивы и стилистику фэнтези западноевропейского и американского кинематографа. Расчёт сделать «Кожемяку» понятным и приемлемым для иностранной аудитории можно увидеть и в образах персонажей - Рокки, эльфоподобного приятеля Никиты, летучей мыши Эдди, ведьмы Сиринги.

Будем надеяться, что фильм Манука Депояна компенсирует впечатление, оставленное предшествующим опытом отечественных аниматоров - первым украинским полнометражным мультфильмом - «Бабаем» Марины Медвидь.

С 20 октября

Полный расколбас / Sausage Party

Ещё один трёхмерный анимационный фильм также рассказывает об опасных приключениях, впрочем, на этот раз вовсе не рассчитанных на внимание детской аудитории. Напротив, это произведение Грэга Тирнана и Конрада Вернона оказалось столь самозабвенно непристойным, что получило в Америке жёсткий прокатный рейтинг «R», запрещающий зрителям, не достигшим 17-летнего возраста, посещать фильм без сопровождения взрослых. А заокеанские критики расценили ленту едва ли не как самую забавную и самую безжалостную и бесстыдную сатиру на трёхмерные блокбастеры «Диснея» и «Пиксара». И если один из режиссёров «Полного расколбаса», Конрад Вернон, известен как автор относительно мягких пародий наподобие второго «Шрэка», то среди сценаристов значатся Сэт Роген и Эван Голдберг, авторы одного из самых скандальных фильмов последнего времени, «Интервью». По утверждению Рогена, первоначальная версия сценария была готова ещё восемь лет назад. Эти годы ушли на то, чтобы убедить студии реализовать столь дерзкий проект.

Персонажами ленты Тирнана и Вернона выступают продукты из супермаркета - сосиски, овощи, булочки и хлопья, мечтающие, чтобы могущественные и благосклонные существа поскорее забрали их с полок в свои тележки и унесли за раздвижные двери, в иной мир. Однако вожделенный рай оборачивается преисподней - оказавшись на кухне, герои становятся свидетелями безжалостной расправы, учинённой над несколькими беззащитными картофелинами и сардельками.

Потрясённые страшной правдой, продукты решают объединиться и дать отпор людям.

ФЕСТИВАЛИ МЕСЯЦА

1-го октября в столичной «Кинопанораме» украинским зрителям будет впервые представлен La Guarimba Film Festival, кинофестиваль короткого метра, проводящийся в итальянской Амантеа. Программу, состоящую из лауреатов престижнейших МКФ, таких, как кинофестивали в Венеции, Торонто и Анси, лично представит директор фестиваля Джулио Вита.

Более детальная информация размещена на сайте Киевского международного фестиваля короткометражных фильмов, выступающего организатором мероприятия.

Киевский международный фестиваль короткометражек также вновь организовывает уникальный смотр «100 фильмов за 100 минут», который стартует в «Кинопанораме» 6-го октября. Посещение программы ультракороткометражных лент может показаться слишком уж экстремальным способом проверить свою кинематографическую восприимчивость, чуткость реакции. Тем более, что столь короткая форма, существующая вне коммерческих обязательств, тяготеет к разнообразным экспериментам, упражнениям в стиле и эстетическим поискам, поэтому среди авторов представленных работ немало как студентов ведущих мировых киношкол, так и представителей контемпорари-арта, работающих на стыке живописи и кинематографа.

Однако отборщики известны способностью совмещать в своих подборках радикальные киноэксперименты, произведения на злободневную тематику и чисто развлекательные картины. Это позволит зрителям не только совершить короткую прогулку по неизведанной территории киноавангарда, но и приятно провести время.

Помимо Киева, показы «100 фильмов за 100 минут» пройдут в Днепре, Черновцах, Харькове, Львове, Черкассах, Сумах, Виннице и других украинских городах, а также в Познани, Варне и Софии. Их полный список с указанием дат и кинотеатров можно увидеть на сайте, а также ФБ-странице фестиваля.

Фестиваль «Британский театр в кино» в кинотеатре «Киев» продолжится 4-го октября повторением спектакля «Ричард  III» в постановке театра «Алмейда», где роль одного из наиболее прославленных шекспировских злодеев, ставшего в нашем сознании своеобразным архетипом беспринципного политика, исполнил Рэйф Файнс.

11-го октября состоится показ спектакля Королевского национального театра «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Рэттигана, которая считается одним из главных явлений послевоенной британской драматургии. Произведение посвящено нравам английского истеблишмента середины 20-го столетия и перипетиям несчастливого брака и запутанных любовных отношений, не слишком меняющихся от века к веку.

21-го октября «Шекспировский театр Глобус», знакомый завсегдатаям фестиваля по блестящим интерпретациям Шекспира и его современников, представит постановку комедии «Мера за меру», осуществлённую главным режиссёром театра Домиником Дромгулом. Стоит заметить, что определение этого произведения как «комедии» достаточно условно - несмотря на общий комический тон повествования, обилие драматических поворотов и довольно невесёлые рассуждения об особенностях человеческой природы и государственного устройства вынуждали шекспироведов прибегать к терминам «трагикомедия» и «проблемная пьеса».

Организатор «Британского театра в кино», Британский Совет, начинает ещё одну примечательную ретроспективу, в которой кинотеатральное пространство пересечётся с музейным. Фестиваль «Фильмы-выставки на большом экране» откроется в «Киеве» 7-го октября фильмом «Леонардо HD» об уникальном проекте лондонской Национальной галереи «Леонардо да Винчи: художник миланского двора», впервые в истории собравшем в одном месте свыше сорока работ великого художника.

Лента «Матисс», которая будет показана 16-го октября, расскажет о выставках так называемых декупажей прославленного фовиста, которые прошли в лондонской «Тейт Модерн» и нью-йоркской MoMA.

11-й фестиваль «Дни польского кино» откроется 6-го октября в кинотеатре «Киев» показом ленты «Эксцентрик» Януша Маевского, одного из патриархов польского кинематографа. Картина, действие которой разворачивается в провинциальном городке в конце 50-х, в жанре шпионского детектива с элементами любовной драмы описывает атмосферу борьбы с инакомыслием, царящую в Народной Польше.

Среди наиболее значимых фильмов смотра нужно отметить «Тело» Малгожаты Шумовской, получившее «Серебряного медведя» Берлинского МКФ за лучшую режиссуру. Лента посвящена людям, пережившим личную трагедию и пытающимся не сорваться в пропасть своего горя, хватаясь за ближних, таких же несчастных и одиноких.

Польский взгляд на беззащитность эмигрантов перед безжалостной бюрократией цивилизованных стран представлен в «Чужом небе» Дариуша Гаевского, основанном на реальной истории лишения родительских прав супружеской четы поляков, живущих в Швеции.

Превратностям семейной жизни в родной стране посвящена трагикомедия Кинги Дембской «Мои дочки - коровы».

Возможно, самым значимым событием фестиваля для украинского зрителя станет киевская премьера документального польско-украинского фильма Кшиштофа Копчинского «Диббук. История странствующих душ», который вызвал бурную и весьма неоднозначную реакцию на прошлогоднем Одесском МКФ, где получил приз ФИПРЕССИ как лучший фильм Национального конкурса. Эта умная и честная картина рассказывает о взаимоотношениях жителей Умани и паломников-хасидов, раскрывает природу ксенофобии, национальных стереотипов, исторических мифов - и свидетельствует о нашей способности их преодолеть.

Также в рамках фестиваля к 75-летию со дня рождения Кшиштофа Кесьлёвского в кинотеатре «Лира» будут показаны две картины польского классика, «Двойная жизнь Вероники» и «Случай».

«Дни польского кино» также пройдут в Одессе, Виннице, Харькове, Луцке и Мариуполе. Более детальная информация размещена на сайте Польского института.

Одно из немногих мероприятий, призванных готовить смену нынешнему поколению киноманов, фестиваль кино для детей и юношества «Крылья», который уже девятый год проводит продюсерское агентство «Артмедиа», откроется 8-го октября лентами, одержавшими победу на прошлогоднем смотре - «Мой друг Кеес в летнем лагере» голландки Барбары Бредеро и «Белль» француза Николя Ванье.

Показы фестиваля пройдут в кинотеатрах «Киев» и «Кинопанорама». Информация о фильмах и расписании доступна на ФБ-страницах фестиваля.

Старейший среди отечественных смотров национальных кинематографий, фестиваль «Новое немецкое кино», организованный компанией «Артхаус Трафик» и Гёте-институтом, начнётся в кинотеатре «Киев» 13-го октября. Хедлайнером программы 22-го фестиваля, в которую вошли пять полнометражных фильмов и подборка короткометражек, выступает одна из самых нашумевших лент года, «Тони Эрдманн» Марен Аде. Фильм посвящён трудностям общения отца и дочери, словно воплощающих различные стороны национального характера - прагматичного здравомыслия и жизнерадостного бунта против филистёрства. Эта отчаянно забавная и при этом глубокая трагикомедия получила награду ФИПРЕССИ на Каннском МКФ.

«Тони Эрдманн» был впервые представлен украинскому зрителю на кинофестивале в Одессе, там же, в рамках конкурсной программы, можно было увидеть и «Привет из Фукусимы» Дорис Дёрри. Об этой картине мы писали в наших одесских репортажах.

«Государство против Фрица Бауэра» Ларса Крауме повествует об одном из национальных героев послевоенной Германии, которого, как это нередко случается, многие из его современников считали предателем национальных интересов. Активный участник антифашистского сопротивления, назначенный генеральным прокурором земли Гессен, Фриц Бауэр стал в 50-е годы инициатором серии процессов против нацистских преступников, в ходе которых ему пришлось преодолевать сопротивление коллег и чиновников самого различного уровня, связанных с Третьим рейхом либо считавших подобные меры несвоевременными, способными поколебать стабильность в обществе и испортить международную репутацию страны.

Действие ленты известного режиссёра Оскара Рёлера «Смерть хиппи! Да здравствуют панки!» разворачивается в 1980-м, в Западном Берлине, куда из бюргерской провинции приезжает завоёвывать большой мир юноша, готовый приобщиться к блеску и нищете столичной ночной жизни.

Трёхчасовое документальное кинополотно «Заигравшиеся» Лутца Даммбека посвящено психотерапевтическим практикам, внедрявшимся через телевидение и другие СМИ в 60-х годах и послужившим отправной точкой для манипуляций с массовой аудиторией, применяющихся в современной Германии.

Кроме Киева, показы фестиваля пройдут в Днепре, Одессе, Львове, Харькове и Черновцах. Информация о кинотеатрах размещена на сайте компании «Артхаус Трафик».

С 13-го октября в кинотеатре «Киев» также стартует уникальный смотр голландских короткометражек, который позволит нашим зрителям лучше узнать культуру страны, с которой Украина оказалась связанной столь драматическим образом. Второй фестиваль «Короткий метр из Нидерландов» составлен из 19-ти работ, разбитых на две программы. В подборку, предоставленную Институтом кино Нидерландов, включены номинанты и лауреаты премии «Оскар», международных кинофестивалей в Берлине, Клермон-Ферране и проч.

Описание лент и расписание сеансов вскоре будет размещено на сайте кинотеатра.

Едва ли не главное событие украинского киногода, 46-й Международный киевский кинофестиваль «Молодость», пройдёт с 22-го по 30 октября. Крупнейший в мире фестиваль кинодебютов (участие в конкурсе которого стало отправной точкой в карьере Дэнни Бойла, Жака Одиара, Брюно Дюмона, Нури Бильге Джейлана, Франсуа Озона, Ким Ки-Дука и нескольких десятков других звёзд современной кинорежиссуры) как обычно характеризуется превосходным отбором конкурсных секций, чьи добросовестные посетители смогут познакомиться с первыми работами режиссёров, которые составят славу искусства кино ближайшего будущего.

Зрители фестиваля смогут познакомиться и с традиционными параллельными конкурсными программами, конкурсом украинского короткого метра, ориентированной на подрастающее поколение синефилов подборкой «"Молодость"- детям», «Солнечным зайчиком», составленным из лент ЛГБТ-тематики. Среди ежегодных внеконкурсных подборок стоит отметить, в первую очередь, программу хитов престижнейших мировых смотров «Фестиваль фестивалей», национальные смотры French Connection, German Wave и «Скандинавская панорама».

Из новых программ упомянем превосходную подборку венгерских фильмов, представленную в ознаменование 60-летия со дня венгерского восстания, подавленного советскими танками. В «Венгерскую программу» вошли ленты главных национальных классиков, таких, как Золтан Фабри, Миклош Янчо, Иштван Сабо и Марта Мессарош, а также самые нашумевшие среди современных венгерских картин. Нужно отметить, что эти фильмы будут демонстрироваться на 35-миллиметровой киноплёнке.

Программа «Литовский фокус» познакомит отечественных киноманов с наиболее примечательными литовскими картинами последних лет, а также позволит увидеть отреставрированные произведения недавно скончавшегося режиссёра Витаутаса Жалакявичуса, включая культовый фильм «Никто не хотел умирать».

В программу «Шекспир в кино», организованную к 400-летию со дня смерти человека, без творчества которого венгерское искусство представить так же сложно, как литовское или украинское, вошли четыре полнометражные экранизации, а также подборка короткометражных лент, снятых в период с 1899-го по 1910-й.

Фестивальным центром остаётся кинотеатр «Киев», показы пройдут и на других главных артхаусных площадках города, «Кинопанораме» и «Жовтне», а также в «Синема-Сити», «Планете Кино», «Украине» и муниципальных кинотеатрах. Беспрецедентная поддержка, которую оказывает в этом году фестивалю КГГА, позволила команде «Молодости» освоить ряд новых локаций, таких, как Софиевская площадь, где будут показаны жемчужины украинского кинематографа, и даже метрополитен, где обещают провести показ хоррора.

Полная программа и расписание «Молодости» ожидаются на сайте фестиваля.

 Александр Гусев. Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-