Виталий Манский, руководитель фестиваля «Артдокфест» (Рига-Москва)
Мы показывали и будем показывать фильмы об Украине
11.10.2016 09:04 1431

- Чтобы мы поняли, на каком фундаменте возникло все то, что сейчас происходит в Украине. Никакая пропаганда не заставит людей воевать - но она может подтолкнуть к войне, опираясь на реально существующие противоречия. И в этом смысле то, что сделала Россия, - абсолютно циничный, просчитанный проект. Реально существующие в Украине противоречия были использованы российской властью для удовлетворения своих политических амбиций. В «Родных» объясняется - как, почему это могло произойти. И ставится вопрос - как прекратить агрессию со стороны России? Это сейчас главное, все остальное потом.

«ПУСТЬ РОССИЙСКИЙ МИНКУЛЬТ ПОДАВИТСЯ!»

- Уже третий год подряд вы начинаете «Артдокфест» в Риге. Тем не менее, работа в Москве продолжается. Объясните, пожалуйста, фестиваль переехал в Латвию или нет? Или переехал частично?

- У нас два офиса: один в Риге, другой в Москве. Поскольку с 2007-го по 2014-й фестиваль проводился в Москве, и в России по-прежнему есть огромный запрос на его проведение, мы продолжаем там работать. Более того, открыли две дополнительные российские площадки - в Петербурге и Екатеринбурге. Первая существует благодаря инициативе команды, которая прежде делала прекрасный фестиваль короткометражного кино «Open Cinema» (закрытый несколько лет назад), вторая - благодаря Фонду Бориса Ельцина и «Ельцин Центру». А в Риге у нас латвийские спонсоры, например, Фонд Эберта (Фридрих Эберт, первый демократически избранный в 1919 году президент Германии - Ред.), Евросоюз и другие. Рижская площадка принципиально отличается от всех остальных тем, что это действительно абсолютно свободное пространство, где мы, не опасаясь каких-либо последствий, и показываем картины, и обсуждаем их. Именно в Риге мы проводим все круглые столы, потому как по нынешним временам дискуссии «Война и мир. Опыт Украины», «Нацизм: от гитлеровской Германии до путинской России», «Русский. Язык Путина или Пушкина?» в России в принципе невозможны, а это как раз те самые темы, которые поднимаются в фестивальных лентах, они волнуют людей и требуют обсуждения.

- Давайте напомним, после чего, собственно, у «Артдокфеста» возникли проблемы в России. Они появились в 2014 году после того, как вы открыто высказались в поддержку Украины, а министр культуры РФ Мединский заявил: «Пока я министр, ни один проект Манского поддержан не будет!»

У министра культуры РФ уже все заместители сидят в тюрьме за экономические преступления - это о чем-то да говорит

- Не заявить о своей позиции по поводу того, что делает Россия в отношении Украины, я просто не мог. Это было для меня естественно. А что касается финансирования, которого минкульт лишил фестиваль, то мы нашли деньги - и в 2014-ом, и в прошлом году, и сейчас. Во-первых, помогают спонсоры и единомышленники. Во-вторых, собственные деньги - те, которые зарабатываю за свои фильмы, - я тоже вкладываю в проведение «Артдокфеста». Так что пусть минкульт подавится своим финансированием! У Мединского уже все заместители сидят в тюрьме за экономические преступления - это о чем-то да говорит.

- Надеюсь, на «Артдокфесте» покажем. И подборку внеконкурсных фильмов об Украине «Война и мир» тоже покажем. Но вы спросили о работах, которые приходится удалять из российской конкурсной программы. На этом настаивают сами режиссеры, создатели фильмов, потому что боятся за героев своих лент. К примеру - «Грозный блюз», швейцарская картина о современной кадыровской Чечне. Так сложились обстоятельства, что в России мы не смогли показать этот фильм. Изъяли его из конкурса, хотя картина была очень важна и принципиальна для нас. Как только мы объявили о фильме, представили трейлер, в Чечне была украдена героиня этого фильма. Пришлось взвешивать «за» и «против», думать, прежде всего, о безопасности героини - и в результате до Москвы фильм не дошел, только при таком условии украденную женщину вернули. А в Риге ленту показали, было мощное обсуждение, резонанс, авторы приезжали.

- Странно, почему вы до сих пор не упомянули фильм Аскольда Курова об Олеге Сенцове? Он готов? Мы увидим его на нынешнем фестивале?

- Знаете, я уже устал спрашивать у Аскольда и его продюсерской команды, когда, наконец, будет смонтирован этот фильм. И Аскольд, и продюсеры знают мою точку зрения - считаю, что это недопустимая задержка в производстве, никакие аргументы из тех, что они приводят, для меня не являются убедительными. Никакие! Я считаю, эта лента должна была выйти значительно раньше. Но это не мой фильм, поэтому могу только лишь сожалеть о том, что его до сих пор нет!..

- Виталий, вы видите много работ украинских коллег. Какое у вас мнение о современной украинской документалистике?

- Украину сейчас захлестывает актуализация и публицистическая составляющая. С одной стороны, это естественно, и в этом есть свои плюсы. Но, с другой стороны, в этом есть очевидные минусы, потому что любая публицистическая составляющая, так или иначе, отодвигает на второй план художественные составляющие картины. А украинское кино, документальное в частности, всегда славилось своим кинематографическим качеством, поэтичностью, образностью - и я, конечно, хотел бы, чтобы это не было утеряно. На войне, как на войне. Но кино - это ведь вечное искусство, поэтому его авторы должны, в том числе, думать о вечности.

Рита Болотская, Евгения Богоявленская, Москва

Фото: Alexander Khitrov/Alexhitrov.livejournal.com/ Vl.ru; cinemotionlab.com; Владимир Песляк, Укринформ; Марина Головнева, ivona.bigmir.net.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-