Анджей Вайда: гений на светлой стороне

Анджей Вайда: гений на светлой стороне

Аналитика
1162
Ukrinform
Несмотря на почтенный возраст художника мировой величины, его смерть стала настоящим шоком

Его с нетерпением ожидали через несколько дней на международном кинофестивале в Риме, где режиссер должен был презентовать свою последнюю работу – фильм Powidoki («Остаточные изображения» – рус.), выход на широкий экран которого ожидается в январе следующего года. К сожалению, за овациями он будет наблюдать уже с небес...

В возрасте 90 лет, довольно неожиданно для всех, отошла в вечность одна из величайших фигур современности в мировом киноискусстве, выдающийся польский кино- и театральный режиссер Анджей Вайда.

Легендарная личность в мировом кино, более полувековое творчество которой приравнивается к легендарным Федерико Феллини, Акиры Куросавы или Ингмара Бергмана, для многих поколений поляков стала не только образцом интеллектуальной совершенства, но и моральной стойкости и духа бунтарства против социально-политической несправедливости.

ГОДЫ СОЗРЕВАНИЯ

Как всегда бывает у творческих людей, Вайда не сразу выбирает свой путь. В поисках себя он воплощается в различные роли на других жизненных тропах, творческих и не очень. И все это приходится на непростые годы Второй мировой войны.

Рожденный на далекой периферии в городке Сувалки на северо-востоке нынешней Польши, Анджей сначала хотел выполнить завещание своего отца-военного, который погиб от рук НКВД в Катыни. Пройдет много лет, и он реализует одну из своих жизненных миссий – почтит память отца Якуба экранизацией фильма «Катынь» (2007).

В 1939 году Анджей едет во Львов, чтобы поступить в кадетский корпус. Это ему не удается и он возвращается в город Радом, где, в частности, определенное время является связным Армии Крайовой. Побег из города дает ему возможность спастись от верной смерти от рук гестапо после деконспирации местных структур АК.

После окончания войны он поступает в Краковскую академию изобразительных искусств, но там после трех лет обучения он все же делает вывод, что живопись – это не совсем то, что он хотел бы делать в жизни. После этого, в 1949 году он поступает в известную школу киноискусства в Лодзи. Кинодебют Вайды происходит вскоре после завершения учебного заведения: в далеком 1955 году на экраны выходит его первый фильм «Поколение» о молодом польском подполье в годы Второй мировой войны. После этого на протяжении более 60 лет польское и мировое кино уже сложно будет представить без этого гения кинематографа.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЛЕТ

Мировая популярность приходит к Вайде очень быстро. В 1956 году за фильм «Канал» о Варшавском восстании 1944 года он получает серебряную «Пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах. Уже тогда западные СМИ писали о молодом Вайде как об «артисте важных дел, будущего артиста». Очередным успехом режиссера был фильм «Пепел и алмаз» (1958) о Польше в годы Второй мировой войны. В фильме он демонстрирует симпатию к польскому антикоммунистическому подполью, чем вызывает недовольство тогдашней коммунистической элиты Польши. В ответ коммунистическая власть страны не допускает фильм к главной конкурсной программе Международного кинофестиваля в Венеции. Однако вне конкурса он получает награду Международной федерации кинокритиков. Вайда и в дальнейшем не будет прогибаться под реалии коммунистической системы в Польше, а будет пытаться снимать настоящие человеческие судьбы в истинном кино. В одном из своих интервью он впоследствии признает, что, на самом деле, польской школе кино, в отличие от других стран коммунистического лагеря, сильно везло. Имея влиятельные кинематографические профсоюзы, польским режиссерам удавалось даже в жестких рамках цензуры соцреализма снимать качественное кино на острые темы, часто не соглашаясь с генеральной линией партии.

В 1975 году Вайда вместе с другим известным польским режиссером Кшиштофом Занусси во время кинофорума в Гданьске смело выступает против вмешательства партии в киноискусство и торможения творческой свободы, что было своеобразным политическим манифестом, который определял критическое отношение творческой элиты к коммунистической власти в Польше. Это стало толчком для основания нового течения в польском кинематографе под названием «кино морального беспокойства». Свой бунт режиссер выразил в фильме «Человек из мрамора», который хотела запретить коммунистическая цензура, но лента получила международное признание.

В 1975 году фильм Вайды «Земля обетованная» номинируется на престижную кинопремию «Оскар». Впоследствии, еще несколько его фильмов, в частности, «Барышни из Вилька» (1979), «Человек из железа» (1981), «Катынь» (2007) включительно с последним фильмом «Остаточные изображения» (2016) будет номинирован на «Оскар» И он все же получит его: в 2000 году – за весь свой творческий потенциал. За свои фильмы он получит и золотую «Пальмовую ветвь» (1981), «Сезара» (1982), японскую награду «Киото» (1987), европейскую кинопремию «Феликс» (1990) и многие другие.

НА СТОРОНЕ ПРАВДЫ

Режиссер в своей работе отдавал предпочтение историческому кино, в частности близкой для него эпохи Второй мировой войны. Не избегал он и экранизации произведений известных польских классиков литературы, например «Пана Тадеуша» (1999) Адама Мицкевича или упомянутую уже «Землю обетованную» Владислава Реймонта. В то же время, в центре внимания его фильмов всегда был человек с противоречивой, часто величественной в своем трагизме судьбой, что приковывало его внимание. Режиссер не любил и не соглашался с несправедливостью, всегда старался быть на стороне светлого, метафорически высмеивать зло или пороки исторической эпохи. Часто он пытался стать на сторону того, кого, по его мнению, незаслуженно унижают или оскорбляют. Так, экранизацией фильма «Лех Валенса. Человек из надежды» (2011) он не скрывал, что таким образом он защищает бывшего лидера «Солидарности», заслугу которого в победе демократии в Польше, на взгляд Вайды, хотели приуменьшить отдельные политические силы в стране.

Анджей Вайда шел с духом времени, в его фильмах была творческая конфронтация к негативным тенденциям то ли эпохи соцреализма, начала демократических преобразований, то ли современности. Не является исключением и последний фильм Вайды «Остаточные изображения». Хоть в нем он описывает трагическую историю жизни польского художника Владислава Стшеминского, который в 1948–1952 боролся против цензуры и влияния соцреализма на творчество, однако Вайда и здесь проводит четкие параллели с современностью. Незадолго до смерти в одном из интервью он отмечал, что этим фильмом он хотел предостеречь нынешнее поколение властных политиков от чрезмерного вмешательства государства в дела культуры.

Вайда не был закрыт в своей творческой среде. Он принимал активное участие в социально-политических процессах в Польше. В частности, режиссер активно приобщился к демократическим процессам в Польше эпохи «Солидарности», даже непродолжительное время был политиком: в 1989–1991 годах – сенатором в первом демократическом составе верхней палаты польского парламента.

В первые дни Революции Достоинства, а затем агрессии России против Украины, Вайда, как всегда, был на стороне непокоренных. В марте 2014 года во время развертывания российской интервенции в Крыму Анджей Вайда вместе с другими деятелями польской культуры выступил с поддержкой украинского народа. Впоследствии, вместе с другими своими коллегами он в письме к властям России встал на защиту своего коллеги Олега Сенцова.

Несмотря на почтенный возраст, смерть режиссера стала настоящим шоком. В свои 90 лет Вайда был полон дальнейших творческих планов. В интервью для одного из польских СМИ за две недели до смерти он, правда, посетовав немного на здоровье, но делился желанием снять свой следующий фильм. Режиссер говорил, что он просматривает заметки по своим нереализованным проектам, которые могли бы иметь свой отголосок сегодня, изучает современную литературу. «Я не принял еще решения, но хотел бы в скором времени взяться за новый фильм...», – рассказывал Вайда.

«Жизнь похожа на скучную пьесу в театре, но не стоит спешить и выходить до конца спектакля», – сказал как-то Анджей Вайда. Во время премьеры своего последнего фильма «Остаточные изображения» на 41-м кинофестивале в Гдыне 23 сентября он долго не сходил со сцены, когда зал несколько минут подряд награждали его аплодисментами. Так зрительская аудитория, еще не осознавая, прощалась с гением кино, который доиграл до конца свой спектакль длиной в жизнь.

Юрий Банахевич, Варшава
Фото: AKSON STUDIO.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-