Кинофестиваль вместо свободы:  украинские фильмы в Москве встретили аншлагом

Кинофестиваль вместо свободы: украинские фильмы в Москве встретили аншлагом

Аналитика
1640
Ukrinform
В Москве показали «Украинских шерифов» Романа Бондарчука и «Десять секунд» Юлии Гонтарук

С 1 по 9 декабря в Москве проходил международный фестиваль документального кино «Артдокфест», в главной программе которого были пять лент, посвященных Украине. Кроме того, о событиях, происходящих в Украине, рассказывали восемь фильмов отдельной программы «Война и мир».

«АРТДОКФЕСТ» ВМЕСТО СВОБОДЫ

Режиссер-документалист Виталий Манский, руководитель «Артдокфеста», и в прежние (военные) годы включал в программы фестиваля фильмы об Украине. Из самых ярких примеров - «Майдан» Лозницы, «Сильнее, чем оружие» группы Babylon'13, «Алиса в стране войны» Алисы Коваленко и Любови Дураковой.

Это, конечно же, не простой фестиваль, не обычный. На обычном - сейчас, в Москве - правдивых фильмов об Украине быть не могло бы. Фестиваль Манского стоит особняком. Естественно, никакой господдержки. Более того, «Артдокфест» проходит в условиях жесткого противостояния с министром культуры РФ Владимиром Мединским, заявившим: «Пока я министр, ни один проект Манского поддержан не будет!» Такова плата за смелые высказывания Виталия Манского в поддержку Украины. Чтобы нормально продолжать работать, в 2014 году режиссеру пришлось переехать в Латвию, и с тех самых пор, с 2014-го, первая часть фестиваля неизменно проходит в Риге, вторая же, основная, - по-прежнему в России, параллельно в нескольких городах: Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Нынешний год для фестиваля юбилейный - «Артдокфесту» исполнилось 10 лет. Видимо, в качестве подарка Мединский лишил фестиваль привычной московской площадки - кинотеатра «Горизонт». Однако Манский нашел место еще более престижное, удобное, можно сказать, культовое: киноцентр «Октябрь» на Новом Арбате, недалеко от Кремля! Как удалось? На этот вопрос у Виталия Всеволодовича один ответ: «Заплатили деньги и арендовали». Ясно, что «принять» деньги от опального Манского могли только структуры, совершенно независимые от государства, - значит, именно такие распоряжаются «Октябрем».

Однако статус «Октября» - не защита от хулиганов. Не верилось, что фестиваль обойдется без провокаций, уж очень полюбили в последнее время «нодовцы» и «нашисты» безобразничать в публичных местах - пачкать приличных людей всякой грязью, обливать зеленкой... На удивленье, и подобных выходок не произошло. «Видимо, борьба будет иной - скорее всего, после фестиваля минкульт снова задавит нас судами, - предположил в разговоре с корреспондентом «Укринформа» Виталий Манский. - Я вижу на обсуждениях после показа фильмов людей, которые, несомненно, пытаются собрать компромат. Они записывают все, что говорится во время обсуждений. Будут искать наималейшие зацепки. Пока даже трудно предположить, к чему придерутся». Напомню, после предыдущего фестиваля против Манского было возбуждено семь дел, которые, несмотря на всю их надуманность и несуразность, выиграть не удалось, сейчас на режиссере «висит» штраф в 500 тысяч рублей.

Но Манский не сдается. И не собирается. А лозунг для нынешнего фестиваля выбрал более чем красноречивый: «Артдокфест» вместо свободы». 156 фильмов - на самые актуальные темы современности. В том числе, естественно, картины о российско-украинской войне.

МОЛОДЦЫ УКРАИНЦЫ, САМООРГАНИЗАЦИЯ У НИХ ЛУЧШЕ, ЧЕМ У РУССКИХ

Никто из украинских режиссеров на фестиваль в Москву не приехал. Во-первых, из солидарности с Олегом Сенцовым, который сидит по сфабрикованному обвинению в российской тюрьме, во-вторых, что понятно, боясь повторить судьбу Сенцова. Тем не менее, фильмы - из уважения к руководителю фестиваля - украинская сторона предоставила.

Вот они, пять лент об Украине из главного конкурса: «Украинские шерифы» Романа Бондарчука, «Десять секунд» Юлии Гонтарук, «Мариуполис» литовца Мантаса Кведаравичюса, «Близкий далекий восток» чешского режиссера Филиппа Ремунды и «Ладан-навигатор» российского документалиста Александра Куприна.

О последней картине скажу отдельно, а первые четыре посвящены разным аспектам нашей сегодняшней жизни. Если рассуждать о достоинствах чисто художественных, изобразительных - великолепен «Мариуполис». Если оценивать сюжет, идею, цельность фильма - пальма первенства у «Шерифов». Если же ставить во главу угла актуальность - тут лидирует Юлия Гонтарук - герои ее картины, мирные люди, волей судьбы оказавшиеся на передовой, между Украиной и оккупированной территорией, умоляют закончить войну. Десять секунд - всего лишь десять - продолжался обстрел Мариуполя, устроенный оккупантами 24 февраля 2015 года. Этого времени хватило, чтобы перевернуть жизни многих семей: одни лишились жилья, другие - родных, третьи - всего сразу. В картине Гонтарук семь глав, семь ситуаций. Разные люди, но лейтмотив один: «Все выдержим, со всем справимся, все преодолеем, восстановим, только бы перестали стрелять!» Что может быть актуальней?

Было интересно, многие ли москвичи захотят посмотреть украинские ленты. Свидетельствую как очевидец - свободных мест в залах не было. На показе «Шерифов» зрители сидели даже в проходах, стояли за последним рядом вдоль стены.

Вообще, аншлаги для «Артдокфеста» - явление обычное. Но одно дело картины, успевшие прозвучать на международных форумах, сделать себе имя, - такие, как фильмы самого Манского «В лучах солнца» (о Северной Корее), «Родные» (об Украине - фильм украинскому зрителю известный, бывший в прокате). Сюда же можно отнести работу немецкого режиссера Ирене Лангеман «Павленский: человек и власть», российскую ленту Веры Кричевской и Михаила Фишмана про Бориса Немцова «Слишком свободный человек», фильм французского режиссера Кирилла Туши «Новая свобода Ходорковского». Как и следовало ожидать, на этих показах большой зал «Октября» в полторы тысячи мест был полон, присутствовал весь «московский демократический бомонд», некоторые пришли, чтобы увидеть на экране самих себя... Но это, повторю, фильмы - локомотивы. А что же остальные?

Так вот, с остальными, в том числе, украинскими, было все то же самое! Пусть не в главном зале - однако, полные, абсолютные аншлаги. Оказалось, москвичам очень даже хочется посмотреть про Украину не «вести-первоканальную», но другую, запечатленную без остервенения и ненависти.

После показа «Шерифов» решила поговорить с группой молодых людей.

- Понравился ли фильм?

- Да! Молодцы украинцы, самоорганизация у них лучше, чем у русских. А вообще, жизнь похожа на нашу, в российских селах так же живут.

- Так же? Но к российским селам не подбирается война. А Старая Збурьевка, где живут «шерифы», оказалась недалеко от линии фронта. Еще немного - им пришлось бы воевать. Они это понимали и были к этому готовы.

- Вы откуда знаете?

- Смотрела этот фильм на «Артдокфесте» в Риге, туда и герои фильма приезжали, и режиссер. Можно было поговорить.

- Ну-ка, ну-ка, расскажите тогда - как сложилась судьба Коли, дождалась ли его Татьяна, а что это за вышки стоят рядом с деревней, а долго ли снимали фильм, а почему выбрали именно Старую Збурьевку, а правда ли, что теперь «шерифы» стали в Украине телезвездами?..

С Романа Бондарчука причитается. Поведала собравшимся все, что знаю о картине. Старалась быть увлекательной и содержательной.

КУДА ПРИВОДИТ «ЛАДАН-НАВИГАТОР»?

Помню возглас изумления, пронесшийся по залу во время одной из дискуссий в рамках рижского «Артдокфеста», - тогда Манский сообщил, что хочет включить в московскую программу фестиваля фильмы о российско-украинском конфликте, снятые сторонниками так называемых «ДНР», «ЛНР». Тот же Роман Бондарчук, руководитель международного фестиваля правозащитного документального кино Docudays UA, заявил, что считает это неприемлемым. Коллегу горячо поддержала режиссер Алиса Коваленко. Но Манский настаивал: фильмы, о которых он говорит, фактически разоблачают своих героев! Тогда не поверилось. И зря.

Программу «Война и мир» составили именно «те» картины, во всяком случае, пять лент из восьми были сняты режиссерами явно антиукраинских взглядов, но они действительно вызывают реакцию, противоположную замыслу авторов. Из этой же серии - конкурсный «Ладан-навигатор» Куприна.

Вот кадровый офицер российской армии признается в том, как же не хотелось ехать в Украину, да еще и с понижением в должности (был капитаном - сделали лейтенантом), да еще и с «выводом в запас» (билет с соответствующей записью выдают каждому, кто отправляется в Украину). Русских много, подготовлены хорошо, однако потери все равно большие. Перемирие? Какое перемирие? Нет его, и не было никогда... Это фильм «Ветер Донбаса». Парень из Воронежа, погрязший в проблемах, потерявший, по его собственным словам, «в мирной жизни абсолютно все», едет на Донбас наемником. Думает, что война может стать дном, оттолкнувшись от которого, он выплывет в иную, более успешную реальность, а в итоге теряет способность жить нормальной мирной жизнью - без крови, оружия, наркотиков, без постоянного экстрима...

Фильм «Меня укусила акула». Набор депрессивных зарисовок о буднях Донецка - картина с прямо-таки самопародийным названием «ДНР: все только начинается». Конфронтация, сотрясающая российское общество, два непримиримых лагеря, «за Украину» и «против», спор об Украине, а на самом деле, о самих себе и весьма туманном будущем России - фильм «Krisis». Страдания мирных жителей, измочаленных войной, причем находящихся по обе стороны передовой: и на оккупированной территории, и на украинской, - лента «Хата с краю».

Наконец, «Ладан-навигатор» - с виду благостный, местами забавный рассказ о хлопотах монаха Закхея, сначала делающего ладан, а потом отвозящего его на Донбасс вместе с полутора тысячами нательных крестов для воюющих, и столь же благостно окропляющего российское оружие. По сути - свидетельство о деятельном участии РПЦ в конфликте - на стороне, воюющей с Украиной.

К чему привели эти просмотры? К дерзкой и, быть может, наивной мысли, которой я все же поделюсь. Совершенно очевидно - простые люди из Донецкой, Луганской областей жаждут мира. Практически во всех фильмах звучат одни и те же слова: «Мы никому не нужны - ни России, ни Киеву, ни местным феодалам, ни от кого не видим жалости, заботы». Самое время сказать: вы нужны нам! И в Донецке, и в Луганске сейчас были бы очень полезны банальные листовки. Доставляемые разными путями. Обещающие гражданам всяческие блага, если будут способствовать прекращению войны. Вот так - элементарно, в лоб - люди, как ни странно, слушают. Амнистию тем, кто не особо замаран. Остальным - школы, больницы, продукты, пенсии... мирную жизнь. Люди так настрадались, что отклик неизбежен. Телепропагандой сыт не будешь - в зоне военных действий ее воспринимают гораздо более скептически, чем в благополучных мирных городах. Женщины найдут способ вернуть мужчин, мужчины найдут возможность оставить оккупантов в изоляции... Только без обмана. Если вкрадется обман - всему конец. Донецк и Луганск - часть Украины. Были ею. И будут. С людьми, которые живут на этой территории, еще предстоит работать. Не надо думать, что о них все известно и все на сто процентов однозначно. Чем и как живут они сейчас, каково их настроение, нужно понимать. Чтобы принять и полюбить впоследствии. Иного-то пути, несмотря ни на что, нет!

Я не военный аналитик. Но увиденные фильмы дали информацию к размышлению. Именно поэтому, как справедливо говорит Виталий Манский, их надо смотреть. Минимум - для понимания нюансов. Если не широкой публике, то хотя бы тем, кто составляет стратегию дальнейшего поведения в конфликте.

ПОЕЗЖАЙТЕ-КА ВЫ ВО ЛЬВОВ!

Немного - про общую атмосферу фестиваля. Думаю, надо сказать. Оно того стоит.

В залах «Артдокфеста» много смеялись. Эка невидаль? Для тех, кто живет в России и находится в оппозиции к власти, уже невидаль. А еще - часто аплодировали, точней, взрывались дружными аплодисментами там, где хотелось. Например, долго, воодушевленно хлопали после слов Манского: «Россия - это мы! Мы имеем право на нормальное цивилизованное государство. Но мы должны сменить тех, кто нами управляет. Нами управляют преступники!.. Россия будет свободной, я вас уверяю!»

Что касается поводов для смеха, расскажу лишь про один. На обсуждении фильма «Родные» парень лет 25-ти сообщил, что родился и вырос в Донецке, только что получил российское гражданство, чему страшно рад, и задал Виталию Манскому вопрос: «У вас в картине есть эпизод - ваша мама во Львове смотрит телевизор, а там идет рекламная кампания депутатов, и они говорят по-русски. Разве украинским депутатам позволено  говорить по-русски?..» Зал охнул. Сквозь смех пробился крик: «Молодой человек, ну не смотрите вы уже российские телеканалы!» Впрочем, Виталий Всеволодович ответил совершенно серьезно: «Я больше скажу - из тех, кто сейчас сражается за свободу Украины, многие говорят по-русски. А вам вот что советую - поезжайте-ка вы во Львов! Поезжайте, посмотрите на все собственными глазами, и, я вас уверяю, потом скажете мне спасибо!..»

Конечно, «Артдокфест» - всего лишь один из срезов российской жизни. И, к сожалению, нетипичный. Однако они были - эти девять дней на островке свободы посреди Москвы. Там собирались люди, не приемлющие политику путинской власти, искренне переживающие за нашу страну, желающие Украине благополучия. Стоит помнить, что такие люди в России есть. Мы на соседство обречены - значит, знать, чем «дышат» соседи, всегда важно.

Рита Болотская,Евгения Богоявленская. Москва


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-