Прикарпатская расколяда. Стрельба, дидухи и Фредди Меркьюри

Прикарпатская расколяда. Стрельба, дидухи и Фредди Меркьюри

564
Ukrinform
Расколяда - действо, которое на Прикарпатье завершает цикл Рождественских праздников. 22 января - в Ивано-Франковске

Традиционно расколяда начинается после 15 января, а продолжаться может вплоть до Сретения, когда, по народному поверью, зима встречается с весной. Именно в этот период люди еще здороваются "Христос родился!"

ТРАДИЦИИ РАСКОЛЯДЫ

- На Прикарпатье расколяда издавна имела свои традиции. - Рассказывает ученый, заведующая отделом этнографии и фольклора учебно-методического Центра культуры и туризма Прикарпатья Стефания Капустинская. - Во время этого действа сходились все колядники для совместного празднования, сжигали рождественский дидух и даже расстреливали коляду.

Когда-то в селе Росточки Долинского района колядовали сестрицы и братья (церковные активисты, - ред.). Каждая улица в селе имела свои группы, преимущественно, колядовали "на церковь". После Иорданских праздников они шли с колядой и дидухом. Каждый - со своей улицы. Сходились посреди села, на выгоне. Дидухи собирали вместе, а после колядок их зажигали. Этот обряд доверяли старшему, или же самому уважаемому коляднику. Это называлось "сжигание рождественского деда".

На Ополье тоже сжигали дидуха. Но не того, которого продают на рынке с колосками. Нет. Кроме дидуха с колосками, или Василия, как его там называли и который ставили в угол, в хату перед Рождеством заносили в дерюге еще и солому. Вот это и называли дидухом. Его стелили на земле, бросали в него горсть орехов, копейки. Трогать дидуха, или же искать в нем орешки или деньги, дети могли только до того, как семья садится за стол. После Сочельника его не трогали, потому что верили, что из-за этого "куры будут копаться в огороде". На второй день Рождества, рано до солнца, дидух собирали и сжигали. Люди верили, что так охраняли себя от злых сил.

В горных районах расколяда начиналась, преимущественно, на берегу реки, где делали крест из льда и освящали иорданскую воду. Там коляду расстреливали. Потому что в это время коляда идет к завершению. Горцы выпускали в небо голубей, стреляли из ружей в воздух, что и символизировало расколяду.

РЕПЕРТУАР

- В 40-х на Прикарпатье расколяду очень любили молодые люди. Ведь это были своеобразные рождественские вечера, когда собирались все вместе, чтобы поколядовать. Угощение тогда было не обязательным. Главное - песни, которые славили рождение Бога, - вспоминает председатель Ивано-Франковского городского историко-просветительского общества "Мемориал" им. В. Стуса, мастерица Мария Турчин.

Коляды некогда были разные. Но больше всего колядовали мужчины. Женщины не ходили. Считали, что мужчины несут в дом добро, силу, преимущество. У меня сохранились колядники еще 1941-го и 1903 года. Смотрите, какие они уже потрепанные (показывает, - авт.) Последняя принадлежала родителям моего мужа. Здесь очень интересные колядки. Одна из них свидетельствует, что уже тогда мечтали о единой Украине.

- Нині Рождество Божого дитяти,

Браття українці йдуть його вітати.

Тутки лемки співають, подоляки іграють,

Волиняк щось міркує, бойко легко танцює,

Полтавець плясає, гуцул трембітає,

Тра-ра, тра-ра, тра-ра-ра-ра-ра.

Эта колядка говорит и о том, что колядовала вся Украина. Сейчас, хотелось бы, чтобы все это возрождали с искренностью, без фальши. Чтобы люди осознавали свою миссию в период Рождества. Ведь коляды должны отражать то, что чувствует общество.

НАСТОЯЩЕЕ

Сейчас в каждом селе на Прикарпатье расколяда происходит в разное время и по своим традициям. В современной эпохе это действо скорее выглядит как гала-концерт или итог исполнения колядок и представления групп. Такое определение дает искусствовед, дирижер муниципального камерного хора "Галицкие перезвоны" и один из организаторов международного фестиваля в Ивано-Франковске "Коляда на Майзлях" Игорь Демьянец. Да, говорит он, новых колядок немного. Перепевают, в основном, известные. Впрочем, их музыкальное исполнение иногда потрясает даже профессиональных музыкантов.

- Много современных групп ищут старый репертуар, потому что его необходимо восстанавливать. Кроме колядок и щедривок сейчас много есть песен о зиме и новогоднем настроении, которые связаны с Рождеством. Мы позволяем их на нашем фестивале. Но интересны новые музыкальные интерпретации. Вот приехал в этом году к нам духовой оркестр семинаристов из Львова. Я сначала даже не понял, что делается (фестиваль "Коляда на Майзлях" состоялся в храме Царя Христа при монастыре отцов Василиан УГКЦ с 8 до 15 января, - авт.). Выходят священники с саксофонами, трубами. Выносят две барабанные установки и начинают сначала классические колядки, а потом добавляют еще и танец. Переход - феноменальный: от стиля музыки Фредди Меркьюри до "Бог ся рождає!". Это достаточно новые, современные формы. Они благозвучны и оригинальны. Из Тернополя был коллектив, от которого я услышал сложную форму исполнения, где задействованы солисты, элементы джаза, эффекты аплодисментов. Для такого пения нужна чрезвычайно большая подготовка, - говорит Игорь Демьянец.

- Мы постоянно меняем смысл "Коляды на Майзлях", чтобы этот фестиваль стал культуротворческим элементом. Чтобы не только презентовали новые произведения, но и те, которые бы мы могли представить для изучения или аранжировки. Почему бы нет? Вопрос иностранных гостей для нас остается открытым, потому что при их участии всегда можно сделать интересную мозаику выступлений. В этом году достаточно эмоциональными были выступления гостей из Польши, Литвы. В храме во время фестиваля царил особый уют, нас до сих пор переполняют замечательные эмоции, шлейф воспоминаний и благодарностей. Бесспорно, фестиваль требует новых идей. Теперь мы стремимся разнообразить жанры выступлений, усовершенствовать организацию, - говорит настоятель церкви Царя Христа при монастыре отцов Василиан УГКЦ отец Иосафат Хаймик.

Разнообразие групп, вокалистов, зрелище и традиции празднования Рождества всегда привлекают много людей. Именно поэтому расколяда становится в один ряд с такими фестивалями как "Коляда на Майзлях", "Битва вертепов" и другие.

22 января расколяда начинается в Ивано-Франковске. В это воскресенье колядовать будут народные коллективы из всех районов Прикарпатья. Петь, как говорят, "от мала до велика", а в конце таки сожгут дидуха, чтобы поднять коляду до небес. И как бы не называли это действо, расколядой или рождественским гала-концертом, оно обещает радость и единение, потому что "Небо и земля ныне торжествуют".

"С сожжением дидуха, с тем дымом коляда идет к солнышку. У нас издавна верили, что вместе с ним к небесам поднимаются духи наших предков на нивы и поля, чтобы оберегать их в течение земледельческого года от града и засухи", - говорит Стефания Капустинская.

Так очищаемся мы, земля, город, ради силы, достатка и мира. В этом и есть смысл расколяды.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-