Послушаешь про ведьм – забудешь про курс доллара...

339
Ukrinform
Ведьмы, казаки-характерники и сделки с дьяволом – в Музее истории Украины слушаешь об этом в полной темноте

Мистическая атмосфера предстоящей экскурсии ощущается еще по дороге к музею. Не зря же он расположен на Старокиевской горе – древнейшей части Киева, которая окутана легендами и пропитана мощной энергетикой. Если идти с Подола, то чтобы добраться до музея, надо подняться по Андреевскому спуску, а в конце свернуть вправо и подняться несколькими маршами ступенек на гору. За раскопками Десятинной церкви - главный фасад музея, спроектированный архитектором Каракисом в не популярном в 30-е годы прошлого века классическом стиле, а высокие серые колонны при входе подчеркивают значимость сооружения. Кажется, здесь планировалось разместить художественную школу, но в конце концов здание отдали Историческому музею, массивные старые двери которого встречают посетителей уже почти 70 лет.

Внутри музей тоже впечатляет масштабом – просторный, светлый, с широкими лестницами и высоченным потолком. Ближе к назначенному часу экскурсии (18:30) свет приглушается и разноцветные лампадки со свечами на столике уже ждут гостей.

Лампадки для вечірньої екскурсії музеєм

На этот раз – это 17 любителей мистики, среди которых и влюбленные парочки, и родители с детьми, и просто посетители. Когда лампадки уже в руках, гостей приветливо встречает Ярослав Затилюк, старший научный сотрудник музея, который начинает экскурсию.

По белым мраморным ступеням, с вырезанными узорами на ограждении, мы направляемся на второй этаж. В пролете будто зависли в воздухе древние артефакты – хозяйственные орудия, оружие и еще всякие непонятные современному человеку вещи.

Первый экспонат с особенным интересом рассматривают дети - это меч 17-18 века, которым орудовали тогдашние палачи. Ярослав рассказывает, что именно такими мечами, бывало, казнили не только преступников, но и ведьм – прислужниц дьявола. В 1725 году одной из ведьм, которой отсекли голову мечом, была женщина по имени Марина из Каменец–Подольского, которая очаровала местного вийта. В городе после казни поговаривали, что Марина очаровала и судью, который выносил ей приговор. Ведь, как заметил Ярослав, в основном ведьм казнили путем сжигания, что приносило большие муки, а Марине отрубили голову мечом – такая вот «привилегия»...

Меч 17-18 століття, яким могли страчувати і відьом

Разглядев меч и образец макета Литовского Статута – тогдашнего свода законов, где прописывалось наказание ведьм, и послушав еще пару жутких историй. направляемся в следующий зал, чтобы послушать легенды о казаках-характерниках. Характерником называли прорицателя, колдуна на Запорожской Сечи, который умел гадать и лечить раненых казаков.

Свет, который проливается сквозь темноту из ночников, падает на экспонаты времен казачества. На стенах отблескивают сабли, мечи, булавы, древние книги в серебряных переплетах, иконы. За гостями музея с картины пристально наблюдает Байда Вишневецкий, которого, по преданию, турки прозвали шайтаном, поскольку долго не могли поймать. Когда наконец им это удалось – Вишневецкого подвесили за ребро на крюк и он три дня оставался в сознании, ругая османов и их веру. За это люди и начали говорить о его сверхъестественных качествах. Ярослав рассказывает и о других казацких предводителях, которых тоже зачисляли к характерникам, - Петра Конашевича-Сагайдачного, Ивана Богуна, Ивана Золотаренко, Максима Кривоноса, Ивана Сирко. Особенно поражают публику легенды о сверхъестественных способностях Сирко, который якобы умел превращаться в волка, а после смерти завещал отрубить свою правую руку, которая несколько лет служила казакам оберегом.

Кошовий отаман Іван Сірко

В следующем небольшом зале слушаем уже не о колдунах, а о обычных людях, которые решились подписать хартию с дьяволом ради своей земной выгоды. Ярослав рассказывает, что одним из таких был студент Киево-Могилянской академии. Грицько Сердюковский как-то напился с друзьями и, придя домой, решил проверить, правда ли, что можно договориться с чертом? Написал, что продаст душу черту и поверит в него, если найдет на столе 10 рублей. Проснувшись утром, студент Грицько не помнил ничего, а когда увидел текст, подписанный кровью, испугался и пошел к священнику. Тот приказал ему неделю молиться, а потом публично каяться в церквях, и душа студента была спасена. К сожалению, не все священники спасали души от нечистой силы «за так» и вообще, разное бывало... Ярослав подводит экскурсантов к витрине с нарядной рясой священнослужителя 17-18 века, рассказывая, что на одного служителя церкви даже завели дело в суде. Изгоняя беса, тот забил кием несчастного «пациента» до смерти.

Одяг служителя церкви 17-18 століття

А в зале с золотой каретой посередине слушаем рассказ про казацкие сокровища и самую загадочную из легенд о «Золоте Полуботка», которое гетман якобы передал в английский банк. Конечно, гетманского золота здесь (да и в Британии тоже) нет, но послушать эту до сих пор весьма популярную в Украине историю таки приходится. Кстати, найти частичку другого казацкого клада археологам все же удалось – в экспозиции под светом ночников сверкают пару десятков старинных монет.

... Экскурсия подошла к концу и гости музея расходятся, оставив догоревшие лампадки по углам. Тем временем подхожу к мальчишкам, которые ожидают родителей, чтобы поинтересоваться их впечатлениями от вечернего приключения.

- Привет, давайте знакомиться!

- Привет! Я Никита.

- А меня Юрой зовут.

- Ну как, понравилась экскурсия?

- Даа, очень! – в один голос отвечают дети.

- А что больше всего понравилось?

- Меч! А еще карета – «мерседес-бенц», прямо! И булава... - говорит Юра.

- А мне ... охранник! - выкрикивает Никита.

Чтобы узнать, что больше всего интересует посетителей, обращаюсь за комментарием к экскурсоводу, Ярославу Затилюку.

Ярослав Затилюк: «Как правило, спрашивают про Трансильванского Дракулу. Интересовались, никто ли не охотился за сердцем Сирко, а также где находятся его останки. Ну а еще спрашивают, не страшно ли мне самому ходить по этим залам в темноте.

Я стараюсь рассказывать истории, которые упоминаются в судебных делах и которые анализировал в свое время Владимир Антонович, наставник Михаила Грушевского, - продолжает Ярослав. - О казаках-характерниках ходят разные небылицы, но я их отсеваю и пытаюсь взять то, что упоминается в исторических произведениях 17-18 века.

Посетителей сейчас стало больше. Как-то на вечернюю экскурсию пришло 40 человек, при том, что группа рассчитана на 15. И интерес заметен и на дневные экскурсии. Люди сейчас находятся под информационными завалами, им трудно разобраться, где старые сплетни и вымыслы, а где истории, присутствующие в источниках, поэтому они приходят к нам».

Во время войны интерес людей к своей культуре и истории растет. Это – факт общеизвестный. А еще неторопливое путешествие в прошлое, которое проводишь медленно идя по залам музея, – это прекрасный способ отстраниться на миг от проблем настоящего. Долгое время пойти в музей считалось немодным. Но сейчас ситуация меняется - на вечернюю экскурсию в основном пришли молодые люди, которые выбрали музей вместо кино, клуба или ресторана. Тенденция обнадеживающая, и если так пойдет и дальше – билеты в музеи будут раскупать с такой же скоростью, как и билеты на концерты звезд. Ну, так, возможно, немного наивно мечталось мне в темном вестибюле музея на Старокиевской горе.

Юлия Горбань, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-