«Золотая Дзыга» запущена. В добрый путь!

Аналитика
479
Ukrinform
Украинская киноакадемия определилась с победителями первой Национальной кинопремии

Мысль о том, что в Украине должна быть своя Киноакадемия, а следовательно, и своя главная кинонаграда, не покидала уже с позапрошлого года. Украинское художественное и документальное кино, несмотря на все объективные и субъективные трудности, прокладывает свой путь. Появляются интересные сюжеты, разнообразятся жанры (в этом году, например, вышла в прокат первая спортивная драма «Правило боя» Алексея Шапарева), режиссеры, сценаристы, выходят на первый план молодые актерские таланты, и с новых сторон раскрываются актеры уже известные.

Следовательно, создание Украинской Киноакадемии и основание Первой Национальной Кинопремии было лишь вопросом времени. В шорт-лист включили интересных претендентов и буквально на днях назвали победителей. Уже есть как прогнозируемые, так и неожиданные и противоречивые решения. Надеемся, со временем «Золотая Дзыга» обрастет авторитетом и традициями, никуда не денешься и от интриг и слухов. Последними, как-никак, всегда жил такой субъективный вид искусства, как кино, где сколько людей, столько и знатоков, а следовательно, и мнений с оценками.

Собственно, уже решение вручать как кинонаграду «Золотые Дзыги» было неожиданностью, однако интересной и оригинальной. Идея именно с Дзыгами как символом неизменного движения кинематографа вообще и украинского в частности кажется одновременно и понятной, и не похожей на остальные кинонаграды: британскую BAFTA, французские «Сезари», а также Золотые ветви, Львов и Медведей. Кстати, считаю, стоит отойти от названия «украинский Оскар», которое пока преимущественно фигурирует в отечественной медийной среде вместо «Золотой Дзыги». Пусть у нас пока все скромно, но имеем свою самобытную награду, и уверен, что со временем есть все шансы раскрутить «Золотую Дзыгу» так, что ее услышат в самых отдаленных уголках большого киномира.

Поэтому теперь - непосредственно к победителям Первой национальной кинопремии. Безусловным ее фаворитом стал фильм «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко – драма об украинских мигрантах, которым приходится искать лучшей судьбы за границей, которая претендовала на «Дзыгу» в 8 из 13 категорий, в итоге получила шесть. И как по мне, это совсем не очевидное решение украинских киноакадемиков. Лично мне эта лента показалась неплохой, но в плане сценария она ощутимо хромает. Интересным сюжетным линиям не нашли достойного продолжения и просто завели в тупик, а отношения дочери главной героини с ее парнем вообще прописаны, как в украинской классике 19 – начала 20 века. Прежде всего это касается диалогов. При всем к ней (классике) уважении, сейчас так люди не общаются, и отношения выстраивают совсем по-другому. Весьма испортило впечатление и то, что в картине отсутствует хотя бы какой-то вывод, а завершается она... просто никак. Проблему вроде бы подняли, поговорили, посочувствовали – и что?

Не стали преимуществом «Гнезда горлицы» и актерские работы, за исключением Виталия Линецкого. Относительно него нет никаких вопросов: награду он заслужил, и дело не в том, что роль в этой ленте стала для Виталия, к большому сожалению, последней. В «Гнезде горлицы» Линецкий действительно выдал одну из самых гениальных своих работ, и это при том, что материал актеру, с точки зрения раскрытия персонажа, предложили совсем не безупречный. Однако Линецкий своей талантливой игрой сделал Дмитрия наиболее запоминающимся в фильме.

В отличие от остальных. Так, героиня Риммы Зюбиной поражает безвольностью и апатичностью в ситуациях, которые в реальной жизни диктуют совсем другое поведение. Удивляет и то, что Дарья почти целиком повинуется судьбе. Она якобы и действует, что-то делает, но чаще всего – без всяких попыток кардинально переломить ситуацию, вместо этого руководствуясь принципом: «Как-то будет».

Николай Боклан сыграл ряд интересных персонажей, однако Юрка из ленты Ткаченко я вряд ли к ним отнес бы, особенно тогда, когда он попадает в один кадр с тем самым Линецким. Как, впрочем, и Наталья Васько, которая отнюдь не впечатляет в роли Галины.

Что же касаетсязадействованых в фильме итальянских актеров, то они неприятно удивляют своей безэмоциональностью, сдержанностью, которые совершенно не свойственны лицедеям из этой страны. О причинах можно только догадываться. Может, история не зацепила их, не знаю, но в глаза это бросилось - и очень.

Лично на меня, по сравнению с «Гнездом горлицы», гораздо большее впечатление произвели актерские работы в фильме «Моя бабушка Фанни Каплан», как и сама картина в целом. Так, Екатерина Молчанова очень убедительна в роли Фанни Каплан и была достойна «Золотой Дзыги». Мирослав Слабошпицкий сыграл Дмитрия Ульянова так, как не играли в кино до него и наверняка не сыграют после. Это же касается и «вождя мирового пролетариата», которого не менее неповторимо сыграл Алексей Девотченко, для которого, к сожалению, эта работа тоже стала одной из последних в жизни. Зато обоих не было даже среди номинантов, что изрядно удивляет. Ну а Елена Демьяненко вполне заслужила награду за безупречную, на мой взгляд, режиссуру этой ленты. В качестве частичной моральной компенсации можно рассматривать призы «Моей бабушки Фанни Каплан» за лучший сценарий и работу художника, но этот фильм, как по мне, заслуживал гораздо большего.

Как вариант, можно было вручить статуэтку за режиссуру и Анатолию Матешко – за фильм «Плен». Там тоже все сделано на «отлично», как, кстати, и в плане актерских работ, отсутствие которых среди номинантов на «Золотую Дзыгу» тоже изрядно удивляет. Владимир Горянский и Остап Ступка заслуживали, по крайней мере, на включение в число претендентов не меньше, чем те же Владимир Зеленский и Евгений Кошевой из «Слуги народа-2», например.

Фаворит в категории «Лучший анимационный фильм» был достаточно прогнозируемым, и в результате одержал победу. Мультфильм «Никита Кожемяка» Манука Делояна имеет определенные недостатки, однако в целом производит хорошее впечатление и вполне стоит затраченных на него времени и усилий. Надеюсь, украинская анимация на достигнутом не остановится.

По вполне предсказуемым адресам отправились и призы оператору и композитору.

Фото: project20406.tilda.ws

Что же касается короткометражек и документальных лент, здесь вести подробную беседу пока не могу по той причине, что, к сожалению, не успел просмотреть их все. Разве что отмечу весьма неожиданное решение в категории «Лучший документальный фильм» – не в пользу «Украинских шерифов», которые выдвигались от Украины на нынешний «Оскар».

Подводя итоги, хочется пожелать Национальной кинопремии успехов и как минимум не менее интересной интриги в будущем, а зрителям – интересных украинских фильмов, которые будут создавать эту интригу, соревнуясь за победу в этой Кинопремии. Начало положено, «Золотая Дзыга» запущена, так что в добрый путь, и удачи!

Михаил Коронкевич, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-