Андрей Юраш, руководитель департамента по делам религий Минкульта Украины
Наше конфиденциальное общение с УПЦ МП каждый раз попадало в Интернет
22.05.2017 15:00 1045

- Я смотрел трансляцию пресс-конференции, и у меня было впечатление, что это Лайф-ньюз. Уважаемые в прошлом аналитики скатываются до абсолютной манипулятивности, заказные религиоведы теряют почву и ничего не говорят по сути, только манипулируют определенными идеологическими категориями; поражают позиция и уровень аргументации со стороны духовенства, которое скатывается до кощунственного надругательства над правдой. Раньше я не мог представить, что архиерей настолько способен говорить неправду.

- Владыка Климент (фактический спикер УПЦ МП) говорил, что вы не регистрируете уставы (фактически учредительного документа храмов), не ведете статистику.

- Уставы общин – давняя история, которая уже переходит в фарс. За последние два года Украинская православная церковь подала на регистрацию в центральный орган исполнительной власти, который регистрирует религиозные институты высшего порядка (монастыри или епархиальные центры, миссии, братства) 16 уставов. Информационно-просветительскую миссию самого владыки Климента мы зарегистрировали за семь дней, а также зарегистрировали два монастыря и миссию социального служения, то есть четыре устава, которые отвечали требованиям закона. При регистрации уставов монастырей, один в Одесской епархии и один в Ривненской, местные архиереи пошли на продуктивный диалог с нами и внесли изменения. Зато в других 12 уставных документах, которые были предложены, из них три – епархиальных управлений, то митрополия категорически отказывается делать любые изменения. Вскоре мы в четвертый раз отошлем эти документы с нашими объяснениями, с нашими предложениями, как усовершенствовать и как привести их в соответствие с украинским законодательством.

Со стороны УПЦ МП вместо диалога - категорическая установка дожать вопрос, настоять на своем, не поступиться никакими моментами

Обвинения в наш адрес – за пределами добра и зла, за пределами любого добропорядочного общения. Тем более, если речь идет о высшем духовном лице, которое претендует быть рупором церкви. Подобные проблемы были и в остальных шести религиозных организациях Украины, но кто раньше, кто позже, приставали на позицию, что мы правы, и надо прислушиваться к нашей позиции, чтобы не было претензий. И только Украинская православная церковь категорически отказывалась это делать, используя при этом самые разные средства влияния. У них было специальное обращение Священного синода к премьер-министру Украины – это как форма давления с требованием зарегистрировать уставы. Были разнообразные манипуляции в прессе, были апелляция к Президенту. Вместо диалога, вместо протянутой руки и стремления где-то найти общую позицию - категорическая установка дожать вопрос, настоять на своем, не поступиться никакими моментами.

- Почему?

- Украинская православная церковь свое уставное творчество берет исключительно из законодательного поля Российской Федерации, уставы Украинской православной церкви являются построенными, скроенными и воплощенными согласно российских стандартов. Они должны были бы взять в тиски все духовную и практическую жизнь Украинской православной церкви. Они хотят зарегистрировать уставы епархиальных управлений с правом контроля над всей жизнью и деятельностью религиозных организаций. А на региональном уровне зарегистрировать такие уставы, в которых общины добровольно лишаются любой возможности и прав хоть что-нибудь контролировать на своем приходском уровне.

- Это же не мне решать, это так законодатели их поставили. Но я думаю, что все религиозные проекты законов следует рассматривать в комплексе. Кроме упомянутых вами, зарегистрирован еще один законопроект – №5309. Мне кажется, что его надо включать в этот пул и тогда системно рассматривать вопросы. Закон №5309 предусматривает приведение названий религиозных организаций в соответствие с центрами, которые они представляют. В нем говорится о специфической религиозной организации, которая афилируется в сознании абсолютного большинства наших граждан со страной, которая начала военную агрессию, со страной, которая несет сейчас не просто зло, не просто ненависть, которая влечет за собой жертвы практически каждый день, поэтому здесь, мне кажется, есть много, о чем говорить.

- Давайте поговорим о законе №4128, который помогает общине изменить юрисдикцию.

- Этот законопроект соответствует и духу уже существующего законодательства, и международным критериям и требованиям всех международных организаций. Он является конкретным, практическим ответом со стороны научного экспертного сообщества на общественные вызовы, которые порождает реальная ситуация. Общество изменилось, оно требует изменений.

- Они говорят о том, что законопроект легализует «рейдерские захваты».

- Неправда. Оппоненты закона №4128 выступают против уже существующего положения, что община – это самоорганизованное сообщество верующих, которые могут свободно декларировать свою подчиненность и свободны ее менять. Идеология тех, кто поднимает все эти волны, кто делает этот ажиотаж, истерию, – это эмоциональная попытка задержать, законсервировать идеологию «русского мира», потому что «русский мир» и демократия – это вещи несовместимые. И меня поражает уровень искажения, сознательной фальсификации и безответственного накопления негативной энергии, которую предлагают оппоненты этого законопроекта.

Угроза от этого очевидно «русскомировского» архипелага в украинском море становится очевидной

Выглядит так, что работают определенные команды, которые дают определенные идеологемы-месседжи. У нас почти нет экономики, основанной на российских каких-то схемах, предприятиях и фирмах, у нас уже запретили платформы «русского мира», в Украине запрещен въезд российских артистов. И тут остается одна огромная сеть, через которую могут легально, полулегально действовать эмиссары «русского мира», приезжая сюда в рясах или без ряс, и таким образом здесь любая угроза от этого очевидно «русскомировского» архипелага в украинском море становится очевидной.

- Вернемся к закону: там заложены все предохранители, чтобы изменение подчиненности было мирным, чтобы там не было нарушений, обвинений?

- Там есть несколько таких предохранителей. Во-первых, в проекте четко говорится, что в голосовании, так сказать, неформальном плебисците относительно подчиненности могут принимать участие только члены религиозной общины. Есть разговоры о сознательной подмене содержания или возможности подмены территориальной общины на религиозную общину. Они безосновательны: только члены религиозной общины могут участвовать в этом собрании. Что является индикатором принадлежности человека к религиозной общине? Совершенно понятно, что предусмотрена регулярность участия в религиозной жизни самой общины и вопрос самопринадлежности.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-