Культурный погром в Москве

Культурный погром в Москве

Аналитика
849
Ukrinform
Обыски и аресты в деле вокруг Гоголь-Центра и его худрука Кирилла Серебренникова

Во вторник президент Путин подписал указ, щедро раздающий до сотни орденов и медалей разного достоинства. Ну, насчет "достоинства" – это сомнительно, хотя бы потому, что орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени награжден губернатор Псковской области Андрей Турчак. Он более всего известен тем, что, во-первых, довел регион до долговой ямы, во-вторых, судя по всему, заказал тяжкое избиение журналиста Олега Кашина.

Так вот, господину Путину, пожалуй, стоило бы наградить себя и c сотню ближайших своих соратников за усиленное и ускоренное создание в России революционной ситуации. Это же первостепенная заслуга перед Отечеством, ибо никакая российская оппозиция (тем же Кремлем раздробленная и маргинализованная) не сделала для этого столько, сколько сама власть.

УМЕНИЕ ПЛОДИТЬ ВРАГОВ

Похоже, как раз отсутствие реальной оппозиции, более-менее оформленной альтернативы существующей власти, играет с ней злую шутку. Появляется опасное ощущение, что все настолько закатано под асфальтом, настолько схвачено и под контролем, что со страной можно делать все, что угодно. И они делают...

Во славу путинских друзей по дзюдо братьев Ротенбергов придумывают систему "Платон". Правда и тем олигархам доходу она дает мало. Но зато превращает во врагов бывших верных путинцев и крымнашевцев – дальнобойщиков, крепких мобильных мужиков, привыкших быстро перемещаться по стране, умеющих при необходимости ловко управляться, как минимум, монтировкой. К водилам примкнули и задружились с ними кубанские фермеры, уставшие от беспредела. Но их тракторный марш тоже весьма жестко разогнали.

Навальный сумел раскачать ситуацию с "подпольной империей недвижимости" Медведева. И вот уж какая-то часть молодежи тоже готова принять участие в протестах. А меры, принимаемые против этого, только раскручивают ситуацию.

В Москве плохо расходится понастроенное жилье. А давайте затеем реновацию! Да спишем под это дело горку бабла (из той горы золота, что пролилась на страну в тучные годы). И вот москвичи, казалось бы, совершенно усмиренные, не имеющие в Мосгордуме ни одного вменяемого, то есть не провластного, депутата, на глазах опять становятся якобинцами.

Такое впечатление, что российская власть обвела мутным оком вокруг себя и задумалась: "Кого бы еще зацепить, да так ,чтобы крепко злее стали?..". И таки придумала, избрав наилучший объект. Творческая интеллигенция, лидеры общественного мнения. Судите сами. Крепкие мужики (дальнобойщики+фермеры) во врагах уже есть? Есть. Легкая на подъем, при случае быстро радикализирующаяся молодежь есть? Есть. Столичные жители, без которых никакая революция невозможна, обозлены? Обозлены. Не хватает харизматичных креативщиков, после 2012 года загнанных под плинтус. Ату их!

ВОЙНА С ТЕАТРАМИ И ВЫСТАВОЧНЫМИ ЦЕНТРАМИ

Утро-день 23 мая казались какой-то фантасмагорией. Обыск у популярного театрального и кинорежиссера Кирилла Серебренникова, а также в Гоголь-центре, художественным руководителем которого он является. Что, как, зачем? Молчок. Будто специально, чтобы разогреть внимание. И силы, что к режиссеру, что в театр, присланы отборные, будто на арест банды террористов - ФСБ.

Следом – обыск в выставочном комплексе "Винзавод". Когда-то это был едва ли не первый в Москве центр современного искусства на месте старого обветшавшего предприятия. Безумно модное и популярное место. Сейчас, когда появилось много таких же, слава его поубавилась, но ностальгическая любовь к "Винзаводу" в народе осталась. Да и как не любить русскому человеку культпространство с таким названием.

Еще новость, как с фронта боевых действий - обыски в РАМТе. Российский академический молодежный театр – также один из лучших и популярнейших театров Москвы. Расположен, кстати, между Большим театром и Государственной думой. Потом пришло уточнение: обыск не в самом РАМТе, а у нынешнего его директора Софьи Апфельбаум. Причем обыск по давним проектам, когда она была руководителем господдержки искусства в Министерстве культуры РФ.

Ага, тут припомнилось, что и на "Винзаводе" были не только художественные выставки, но и экспериментальные постановки, в рамках проекта "Платформа", курируемого Серебрениковым.

Показалось, что пасьянс сошелся. Все понятно.

Но объяснения, пришедшие вскоре, показали, что ситуация еще более драматическая.

ВОЗВРАЩЕНИЕ И РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДОНОСОВ

В России в последнее время люди всех политических взглядов любят приводить, к месту и не к месту слова Сергея Довлатова: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?".

Каждый вкладывает в эти слова свой смысл. Но все дружно забывают об окончании довлатовских рассуждений:

"Человек человеку... как бы это получше выразиться - табула раса. Иначе говоря – все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств. Человек способен на все – дурное и хорошее. Мне грустно, что это так. Поэтому дай нам Бог стойкости и мужества. А еще лучше – обстоятельств времени и места, располагающих к добру..."

А кем создаются "обстоятельства времени и места", располагающие то ли к добру, то ли к миллионам доносов? Властью страны, ее гражданским обществом (если таковое существует).

В сегодняшней России для доносов самое раздолье. Вот и вторничный культурный погром, начался с них. Оказывается, уголовное дело, приведшее ко всем этим обыскам, было возбуждено по результатам прокурорской проверки, проведенной в начале 2015 года по обращению некоего подкремлевского фонда с лживым названием "Искусство без границ". Для популяризации своей доносительской деятельности тогда же этот фонд провел в Москве выставку "На дне", на которой были представлены фотографии сцен из резонансных театральных постановок – с указанием количества денег, выделенных на них из бюджета. С тех проверок и закрутилась машина, приведшая к нынешним обыскам и обвинениям в хищении 200 млн рублей.

Но насколько могут быть обоснованными такие обвинения? Замечательный российский режиссер Владимир Мирзоев, еще ничего не зная об обстоятельствах дела, высказал такое суждение: "Собственно, власти делают все, чтобы любой человек был на крючке. Они намеренно создают... искажают экономическую среду с тем, чтобы никто не мог чувствовать себя в безопасности. Это делается абсолютно намеренно. Поэтому не могу ничего сказать конкретно. Но среда патологична – это правда".

Да, увы, это хорошо знакомая, проверенная советская система. Когда законы таковы, что нельзя быть успешным директором крупного предприятия, не нарушая закон. А значит - все на крючке. И как только начинаешь тявкать или ёжиться на власть, крючок подсекают.

ЕСЛИ ТЫ НЕ ИДЕШЬ К ПОЛИТИКЕ, ПОЛИТИКА ПРИХОДИТ К ТЕБЕ

А что же это за человек - Кирилл Серебреников. Почему так всколыхнули Москву, Россию гонения на него?

В мире он, пожалуй, больше популярен, как кинорежиссер. Участник Венецианского и Каннского фестиваля. Так что, если его арестуют – шум будет ого-го. (К чести его будет сказано, еще в мае 2014-го Серебреников четко высказался в поддержку Олега Сенцова. Писал довольно острые посты в Фейсбуке, впрочем, не переходя какой-то "красной черты").

В России же более заметна не такая фестивально-праздничная, а повседневная театральная работа режиссера. Хороший спектакль – честный спектакль. Обнажающий болевые точки. Обязательно заставляющий думать. Кирилл Серебренников просто ставил, ставит хорошие спектакли. Очень хорошие. Европейского уровня.

Серебренников возглавил театр имени Гоголя в августе 2012 года. При Сергее Капкове, который руководил в ту пору Департаментом культуры Москвы. Пожалуй, ни при ком другом этого случиться и не могло бы. Недаром сановного Капкова, бывшего депутата российской Госдумы, называли кумиром московских хипстеров. Чиновник ратовал за прогрессивное современное искусство, ходил на спектакли, театральные фестивали, проявлял интерес к разного рода новациям. Потому и на должности долго не задержался – отработал всего два года.

Приходилось видеть господина Капкова лично. И Софью Апфельбаум, проходящую теперь "по одному делу" с режиссером Серебренниковым, – тоже. Как уже говорилось, в пору процветания проекта "Платформа" и становления Гоголь-Центра Апфельбаум возглавляла Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. И Капков, и Апфельбаум сильно отличались от прочих федерально-московских чиновников. У них были человеческие лица. На этих лицах проступали нормальные человеческие эмоции. Эти люди не поучали, не менторствовали, не дарили себя публике, с ними можно было нормально общаться.

При этом никаких особенных демаршей, тем паче - выступлений против "линии партии и правительства" с их стороны не было. Помнится, когда Серебренников захотел показать у себя в Гоголь-Центре фильм о деле Pussy Riot, Капков запретил – и пришлось подчиниться. Как уточнил Серебренников – чтобы не подставлять Капкова. Не сильно помогло - буквально сразу же того и уволили. Не вынесло правительство Москвы человеческого лица, даже такая малость оказалась чрезмерной.

И Серебренников продолжил подставляться уже в одиночестве. Твердя, как мантру: "Мой идеал – Счастье. Искусство. Красота". Он действительно абсолютный апологет искусства. Не раз подчеркивал, что ради возможности творить готов на компромиссы: "С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: "Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра - выполни свои обязательства". Ради театра мне не стыдно это делать"...

Но вот ночная новость, уже наступившего 24 мая – по рассматриваемому делу задержаны бывшие гендиректор и главный бухгалтер театральной компании Серебренникова "Седьмая студия" Юрий Итин и Нина Масляева. А это значит, что криминальная спираль начала разворачиваться и так просто теперь не остановится.

История Серебренникова (да и Аппельбаум, и Капкова) – воплощение прописной истины: если ты не идешь к политике, она сама идет к тебе.

Да и чекистская власть в России особо злопамятна, плохого не забывает. А вот скажем 21 мая 2014 года, вскоре после ареста Олега Сенцова, Кирилл Серебренников вот чего наговорил: "Первое. Огромной опасностью и настоящей угрозой всему существованию общества является ситуация, когда власть, и прежде всего власть над умами, оказывается в руках у силовиков. Когда постепенно победительной оказывается логика войны, логика, по которой одни граждане другим оказываются врагами, предателями и "пятой колонной", когда любое несогласие с существующим положением дел риторически превращается в попытку захвата власти, угрозу терроризма и прочее. Эта ситуация ни к чему хорошему не приведет. Она приведет только к большой крови, к большой беде".

"ОПАСНЫЙ ГАЗ ВЫДЕЛЯЕТСЯ И СКОРО ПРОИЗОЙДЕТ ОБВАЛ"

По призыву Гоголь-Центра к 17:00 у его здания собралось множество людей. И Чулпан Хаматова в присутствии других деятелей культуры прочла заявление в поддержку Кирилла Серебренникова и театра "Гоголь-центр". Под письмом поставили подписи артисты и режиссеры: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Вика Толстоганова, Анатолий Белый, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин и другие.

Замечательный одесский художник, муж нашего любимого кинорежиссера Киры Муратовой Евгений Голубенко так отреагировал на происходящее: "В списке протестующих против репрессий к театру К.Серебренникова через одну слышу фамилии деятелей культуры, поддержавших ввод войск на территорию Украины. Ничего удивительного в этом нет. Не они первые хотели продемонстрировать лояльность к бешеной собаке - авось пронесет, авось не заметит. И при Сталине не работало и сейчас не сработает. Такова природа вещей: за подлость приходится платить". Лучше не скажешь.

И снова вспоминается Олег Сенцов, засланный в Якутск, дело Украинской библиотеки, в котором вот-вот начнутся прения и еще неизвестно чем все закончится...

Кирилл Серебреников, оказавшийся теперь под ударом, пусть аккуратно, пусть в рамках, но выражал свой протест. И никогда не становился на сторону тех, кто поддерживает войну. И его слова, сказанные три года назад, сегодня звучат пророчески. Ими и закончим. Вот окончание цитаты, начало которой мы уже приводили: "Второе. Даже в случае военных действий противоборствующие стороны в последнюю очередь брали в плен врачей, поэтов, артистов, художников. Потому что эти люди в силу одаренности, в силу их обостренного восприятия ситуации всегда были под негласной защитой общества, в какой бы острой фазе противоборства с внешним или внутренним врагом оно не находилось. Эти люди, и особенно художники, поэты, режиссеры, музыканты – как канарейки в шахте, первыми сообщают о приближении большой беды. Если кто-то решит передушить в шахте всех канареек, то он этим подписывает себе смертный приговор - никто не сможет сообщить, что опасный газ выделяется и скоро произойдет обвал".

Ой да, чуть не забыли... Что это мы все от себя да от себя.

Господи! Ведь даже страшно представить, что скажет в своем новом монологе Ксюша Собчак. Как с хипстерской безоглядностью она размажет российскую власть и персонально Путина по стенке. Ждём!

Рита Болотская, Олег Кудрин, Москва-Рига.

Первое фото Агентство городских новостей "Москва"

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-