Фестиваль на Ясной горе: карильоны, президентский оркестр и «Выстрел» памяти Слипака

142
Ukrinform
В Гошевском монастыре на Ивано-Франковщине прошел уникальный фестиваль карильонного искусства

Знаете ли вы, что такое карильон? Это такой ударный музыкальный инструмент, который является, по сути, точно отлаженным набором колоколов с механическим управлением. Этот инструмент является традиционным для католиков, хотя в Украине, например, карильоны есть в православных храмах, в частности, в колокольне Михайловского Златоверхого. В субботу-воскресенье 17-18 июня в Ивано-Франковске и Гошеве проходил международный фестиваль карильонного искусства «Колокола Ясной горы объединяют всех».

В Гошевском монастыре (УГКЦ), на колокольне которого установлен второй по величине — 52 колокола — карильон в Украине (самый большой в стране карильон из 56 колоколов был установлен в 2012 году в Спасо-Преображенском соборе в Киеве, - ред.), состоялось величественное действо, посвященное 400-летию основания Василианского ордена св. Иосафата.

Фестиваль открыл Национальный президентский оркестр, который исполнил музыкальные произведения в сопровождении карильона.

В УКРАИНЕ — ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КАРИЛЬОНЫ

Мелодию колоколов на карильоне воспроизводила кандидат искусствоведения из Киева Ирина Рябчун. Кроме классических произведений она подарила поклонникам свои композиции. Среди них – «Сон Ярославны» и «Выстрел». Последнюю прелюдию композитор посвятила памяти Василия Слипака, который в прошлом году погиб в зоне АТО. Профессиональная пианистка не только была знакома с певцом, но и аккомпанировала ему в Париже.

Сейчас Ирина Рябчун – ученица Королевского университета в бельгийском городе Мехелен, который считают родиной карильона. Надеется через год получить там диплом и тогда стать первой в Украине профессиональной карильонисткой.

«Я играю на колоколах карильйона уже более 10 лет. На аутентичном карильоне – 4 года. Для меня это стало важным делом, едва ли не первым в жизни. Карильон – это совершенно уникальный инструмент, который не относится ни к одной конкретной группе инструментов. У него есть звучание от ударных, немного от органа, немного от хора. Мне повезло с образованием пианиста. Играя на фортепиано, я отдыхаю. Без остановки могу играть 16 часов подряд, не чувствуя усталости. Так же чувствую себя возле карильона. Карильонная музыка выросла из мелодий коранцев. Из-за желания иметь все больше и больше интересных мелодий, часовой механизм отделили от колоколов. Так начался путь карильона как отдельного музыкального инструмента. Здесь должен быть большой отбор произведений. Украинская песня звучит на этом инструменте просто прекрасно, поэтому я сделала много обработок ее мелодий. Видимо потому, что украинская песня хорошо поется под бандуру. Ее длинный шлейф, способ укладки, звучание мелодии, очень схож с тем, что можно получить на карильоне», – рассказывает Ирина Рябчун.

Произведения Шопена и польских композиторов на фестивале в Гошеве исполняла Анна Кашпшицка из Гданьска. Она признается, такие фестивали старается не пропускать. В Украине играет на карильоне третий раз. Говорит, это – возможность сыграть на лучшем инструменте, с которым она знакома с 12 лет.

«Во всей Польше есть только три карильона. И все они – в Гданьске. У нас еще нет школы для детей, но студенты уже могут учиться в университете этому искусству. Игра на карильоне для меня – это замечательная возможность путешествовать от одного инструмента к другому, слышать удивительный звук колоколов. В Украине просто замечательные карильоны, а потому я себя хорошо здесь чувствую, правда», – утверждает Анна Кашпшицка.

КАРИЛЬОНЫ НА ЯСНОЙ ГОРЕ

В эти фестивальные дни в Гошеве можно было услышать два действующих карильона: стационарный башенный Гошевского монастыря. Впервые он зазвучал на фестивале карильонного искусства три года назад. Идею «карильона на Ясной Горе» привез отец Дамиан Кастран, после того, как услышал удивительную мелодию колоколов в Бельгии. Вспоминает, собирать деньги на изготовление колоколов пришлось недолго. Несколько украинских семей пожертвовали собственные средства на 44 колокола. Не затягивали с их изготовлением и мастера в Голландии. Теперь, говорит отец Дамиан, мелодии карильона звучат на Ясной Горе каждый день.

«Этот инструмент был первым в Украине и дал толчок для развития карильонного искусства. Первый фестиваль на Ясной Горе показал, что музыку колоколов любят много людей. Теперь здесь ежедневно звучат пятнадцатиминутные перезвоны. Ежечасные короткие мелодии. Да, с 8 часов утра и до вечера на Ясной Горе играет карильон», – утверждает отец Дамиан.

Второй карильон, который звучал в Гошеве, – передвижной. Этот инструмент изготовили братья Ботвинко, и теперь он принадлежит их семье, о чем свидетельствуют надписи, выгравированные на колоколах инструмента. Они вылиты только из меди и олова в соотношении 80 к 20. Для идеального звучания не использовали ни золота, ни серебра. Большие колокола братья Ботвинко посвятили своим родителям, поменьше – себе, детям и внукам.

«Мы начинали со строительства первого карильона на Михайловском Златоверхом соборе в Киеве. Тогда мы заболели идеей создать передвижной карильон. Собрали деньги на 50 колоколов. Заказали их в Голландии, у самой известной фирмы, которая выпускает карильонные колокола. Они отличаются от церковных тем, что настроены точно в ноту. Первый карильон у нас был на магнитах, потом на динамических магнитах. А сегодня мы представляем механический карильон, который предоставляет больше возможностей для музыкантов», – рассказывает инженер-механик и создатель карильона Сергей Ботвинко и добавляет, именно на этом инструменте играют специалисты и начинающие в Украине.

«На этом инструменте надо играть свободно, рационально использовать собственный аппарат. Единственное, если очень жарко, играть на карильоне немного опасно, потому что кожа становится уязвимой. Необходимо овладеть специальной техникой под руководством опытных учителей», – рассказывает Ирина Рябчун.

«Карильон – это европейский, бельгийский, голландский инструмент, которому почти 500 лет, он является материальным наследием ЮНЕСКО. Инструмент не похож ни на один другой. Чтобы на нем научиться играть, нужно иметь музыкальное образование и хорошую координацию движений, так как играют на нем одновременно и руками, и ногами», – добавляет Сергей Ботвинко.

ИГРА “НА КОЛОКОЛЬЧИКАХ”, ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Сергей Ботвинко признается, инструменты в Украине уже есть, а вот музыкантов мало. Для этого братья создали 5 клавиатур карильона и раздали их в первые школы карильонного искусства, которые открылись на Прикарпатье.

«В прошлом году по инициативе наших художников и органов местного самоуправления в городах Коломые, Калуше, Ивано-Франковске и Долине открыли школы карильонного искусства. Это такой культурный прецедент, потому что все эти школы - на Ивано-Франковщине. Что характерно, школы начали обучение по пилотной программе наподобие той, что есть в Бельгии. В следующем году мы уже хотим услышать музыку в исполнении этих детей. Свои первые шаги они представят на этом фестивале. Поддержка колокольной музыки для нас – это поддержка мировой культуры. Ведь колокольное искусство процветало во времена Киевской Руси», – рассказывает начальник управления культуры, национальностей и религий Ивано-Франковской ОГА Владимир Федорак.

«Для детей – это очень интересно. У меня учатся игре на карильоне трое учеников. Ирина Рябчун нам подготовила программу. Начали ее изучать с сентября. На этом фестивале мой ребенок будет играть уже на карильоне «Веселые гуси». Еще будут играть Шуберта «Аве Мария». У меня есть мальчик, который начал играть на карильоне и выздоровел. Мама утверждает, что у ребенка перестало болеть сердце. Вчера ему исполнилось 8 лет. Знаете, я всегда собирала колокольчики. Для меня это было что-то необыкновенное. Может, из-за странной вибрации. Когда слышала мелодию колоколов в Португалии, Испании, сразу звонила сыну, маме, чтобы они хотя бы по телефону услышали эту музыку. Дети понимают, что это другой инструмент. Называют его просто – колокольчики. Чем больше занимаемся, тем больше хотим играть на колокольчиках», – утверждает преподаватель карильонной музыки в городе Долина Лидия Кайдан.

«Для наших школ это абсолютно нормальная программа, которая согласована с репертуарными требованиями королевской школы Мехелена. Нам не нужно придумывать что-то свое, кроме того, чтобы добавлять собственный украинский репертуар, который прекрасно звучит на этом инструменте. Для того, чтобы играть сложные произведения на карильоне, надо учиться 4-5 лет, если ребенок имеет музыкальное образование. В противном случае – до 7 лет. Инструмент требует усилий. Еще есть большая мечта: первый карильон в Украине есть в Михайловском Златоверхом Соборе. Теперь он требует полной замены сочетания клавиатуры с колоколами. Надеюсь, это мы преодолеем. Имею информацию о еще одном карильоне. Его начали изготавливать для Киева в Нидерландах», – отметила Ирина Рябчун и добавила, что очень надеется на таланты украинских учеников, потому что обучение на карильоне в прикарпатских школах она позаимствовала на родине этого инструмента, в Бельгии. Ведь там «в школе нет ни охранников, ни ключей”. Все открыто и в любое время дня и ночи можно заниматься музыкой.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото Юрия Рильчука

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-