Ах, как танцевала на пуантах Проня Прокоповна!

Ах, как танцевала на пуантах Проня Прокоповна!

1241
Ukrinform
В Киеве состоялась премьера балета по знаменитой пьессе «За двумя зайцами»

В Национальном театре оперы и балета им. Т.Шевченко состоялась премьера балета «За двумя зайцами». Взяться за постановку всеми любимой пьесы, замечательной комедии с массой смыслов и философских подтекстов, построенной в основном на диалогах – это был невероятный вызов и смелое решение творческого коллектива. И их победа стала бесспорной. Я часто бываю в Оперном театре, но таких раскатистых браво там ранее не звучало.

О конкретных объективных слагаемых успеха речь пойдет чуть ниже. Но в качестве пролога заметим: на сцене Киевской оперы проживали свою жизнь гордые римлянки, красивые египтянки, жгучие испанки, но вчера на премьере балета как-то мистически чувствовалось, что все разыгрываемое действие проходило именно тут, в нашем Киеве, недалеко от Оперного, на Подоле. Казалось, сам балет во всем – в декорациях, костюмах, танцах, музыке был пронзительным признанием в любви нашему городу. 

ПОДОЛ НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ

Сначала про сценографию. Автором изумительных декораций был Сергей Маслобойщиков – художник-график, сценограф, режиссер театра и кино, лауреат более 50 наград в области искусства (декорации, сценография). На сцену из-под потолка спускались завесы, серые с пришитыми на них розовыми мальвами. Минуточку, не просто мальвами, розовыми, пастельными, белыми. Эти цветы (кажется сами они были созданы из шелка, фатина, а также там струились белые ленточные дорожки) как бы формировали рисунок – киевский пейзаж. Ну представьте: актеры танцуют, танцуют, и вдруг – раз – спускается завеса, на которой выложена Андреевская церковь с таким узнаваемым куполом. Все эти завесы создавали впечатление невероятной легкости. Сама сценография балета была праздничной и нарядной, она стала просто пиршеством для глаз. 

Кроме того, очень интересной сценографической находкой была свинья на сцене. Если вы помните кинопостановку «Зайцев», свинья, которую колют на свадьбу Проне, появилась всего один раз, но ярко. Но авторы балета ни в чем не стали жертвовать «мелочами» и деталями, которые есть в пьессе. Свинья на сцене лежит напоминанием. Напоминанием, что нельзя вести себя по-свински, нельзя стесняться своих родных, своего сословия? Что она так и не украсила свадебные блюда? Более того, свиное рыло, которое появляется на бойком рынке на Контрактовой, оно как будто просилось в калашный ряд. И тем самым напоминало одну из центральных идей произведения. О стараниях людей более низкой культуры вырваться в другое сословие. Вырваться и приобщиться, иногда унижаясь, жертвуя достоинством и... проигрывая.

Еще одной находкой я считаю декорацию цирюльни. То ли туалет, то ли раскладная переносная раздевалка. Кроме того, что это красиво, это еще и символизировало отношение самого Голохвастова к своему делу.

МУЗЫКА И ПЯТЬ ПЕРЕМЕН ПЛАТЬЕВ

Музыка – это первое, что нас встречает и в Опере, и в балете. Композитор Юрий Шевченко писал музыку целый год. И создавая ее, он бережно сохранил настроение и музыкальные мотивы из старого украинского мюзикла. Эту мелодию знает каждый, кто-то называет ее «канареечкой», кто-то «один я в мамы сын». Но мотив песенки Голохвастова, которым оркестр начал балет, был очень уместен – это было, как встреча на Подоле со старым другом. Вообще-то, тут богатейший диапазон мелодий: кадриль (утро на Контрактовой), танго (в частном салоне, где учится Проня), вальс (когда Галя с грустью идет на Крещатик), но во все мелодии вплетаются иногда знакомые мотивы народных песен или даже хулиганской «Эта школа бальных танцев».

И, конечно, костюмы балета были просто изумительными. Тем, кто сидит дальше девятого ряда, категорически рекомендован бинокль. Потому что это почти театр высокой моды. Художник по костюмам Анна Ипатьева, наверное, хотела одеть балерин в одежду всех сословий из той киевской старины, при этом я не увидела двух одинаковых костюмов. Сначала  танцовщицы были одеты в как бы народную одежду. Рисунок плахт-пачек у каждой балерины отличался. Насколько я поняла, тут использовали аппликации и принты из работ Марии Примаченко.

Следующий танец: балерины в салоне для обучения танцам одеты в прозрачные, как бы коктейльные танцевальные одежды – такие же светлые, как мальвы сценографии. В следующей сцене, силуэты одежды балерин напоминали одежду киевских мещанок. Городовые были одеты в костюмы с выразительной полоской. Должно было вызвать аллюзию заключенных? Изюминкой были мистические зайцы – танцовщики с ушами в странных фрако-ватниках (и фрак, и ватник одновременно). Мистические зайцы появлялись незаметно и как бы завершали или подчеркивали действие.

ЭТО БЫЛИ ДРУГАЯ ПРОНЯ И ДРУГОЙ ГОЛОХВАСТОВ: ПЛАСТИКА ГОВОРИТ ГРОМЧЕ СЛОВ?

Отдельно хочется сказать о нарядах Прони.

Проню танцевала артистка Татьяна Андреева (она же автор идеи и либретто). Исполнительница меняла наряды пять раз. Их старались сделать так, чтобы они имитировали – если не нелепость, то что-то несуразное. Как там в оригинале: «Начхала я на ваши моды»? Иногда она выходит в красно-розовом, что выглядит аляповато и тревожно на фоне идеальной цветовой гаммы одежды танцовщиц. Иногда, когда хотят показать ее дикое желание замужества, она остается в смешных панталонах. И хотя балерину трудно испортить, но Проню красивая Андреева изображала немного неуклюжей.

Блестящей творческой находкой было ее свадебное платье с длинным шлейфом, в который почти насильно закутывали Голохвастова. Кстати, про Голохвастова (роль исполнял Ярослав Ткачук). Грациозный, в красивой одежде (хотя первый костюм со смешными накладками выглядел смешно) – казался действительно таким обворожительным. 

Вообще-то, идя на этот балет, забудьте все, что видели в одноименном кино. Настройте зрительные рецепторы на другие образы. Они не такие язвительные, не такие смешные, но более милосердные и, безусловно, более красивые.

Я никогда не понимала всеобщего смеха над Проней, она мне казалось жалкой и драматичной. Я знаю, как минимум, одного человека, который со мной согласен. Балерина Татьяна Андреева.  Ее смешная, неуклюжая, временами хищная в своих намерениях Проня – очень одинока. И достаточно беззащитна перед опытным искусителем, который хочет ее денег. Так говорят ее движения, ее пластика. 

Да и Галя тут другая. Это образ растерянной красавицы и скромницы, которая, тем не менее, хорошо, слишком в унисон, станцевала с Голохвастовым. 

Голохвастов, над которым мы тоже привыкли посмеиваться (хотя чему смеяться, в пьесе он ведь и сам старается говорить на совершенно ломаном русском, чтоб идентифицировать себя со «знатью»), тут тоже вызывает скорее раздумья. Раздумья и сочувствие к прогоревшему цирюльнику, банкроту, имитирующему богатство. Может быть, над красивыми людьми труднее смеяться? (Наши танцоры-то все красивы). 

Не знаю, что будете чувствовать вы, но когда на сцену выкатывается гроб с надеждами Голохвастова, мне самой стало грустно.

Признаюсь, в череде танцев, начиная с самой первой сцены на городской площади, трудно выделить что-то одно более яркое или запоминающееся. Даже через три часа после окончания премьеры мысли возвращаются то к моменту разоблачения Голохвастова (когда к нему тянутся сотни рук) – удивительное сценическое решение, то к номеру в школе бальных танцев, когда балерины держат в руках тонкие длинные папиросы (авторы балета никогда б не позабыли и не упустили фразу про «шкварчала ваша папироса», вмонтировав ее органично в другую сцену), то к самому началу – базарному дню и утреннему Подолу, где танцуют самые грациозные «торговки» страны.

После спектакля, на котором присутствовали и представители чуть ли не всех посольств, и академики, и юные и не очень юные балерины и профессиональные любители балета, никто не хотел расходится. Артисты не просто подарили радость, они уже сделали балет «визитной карточкой» украинской столицы. 

Лана Самохвалова,Оксана Климочук. Киев

Фото предоставлены пресс-службой Национальной оперы Украины

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-