Однажды на диком востоке: Пятый день Одесского кинофестиваля

Однажды на диком востоке: Пятый день Одесского кинофестиваля

Аналитика
Укринформ
За внешним цинизмом чувствуется боль за разобщённость, в которой находится наше общество

Если события предшествующих фильмов украинского национального конкурса вполне можно представить разворачивающимися в другие времена, в иных краях, действие «Припутних» Аркадия Непиталюка намертво вписано в современность Черниговщины сюжетными перипетиями, характерами, бытовыми реалиями и диалогами, являющимися лучшим воспроизведением разговорной речи со времён «Гамера» Олега Сенцова.

Авторы ленты находят неожиданное жанровое соответствие особенностям отечественного бытия в вестерне с его тревожной повседневностью и неизбывным пребыванием на сломе эпох, на ментальных руинах Старого света, в обманчивых предчувствиях Нового. При этом отечественная специфика подчёркивается феминизацией традиционно мужского жанра. Центральные персонажи фильма- уроженки полузаброшенного села Припутни, затерянного между Нежином и Прилуками, молодая девушка, её мать и бабушка. В то время, как младшие члены семьи пытаются найти своё место в большом мире, сельская матрона упрямо держится родных покосившихся стен и отеческих гробов. На ежегодную встречу с нею, с непременным совместным посещением помянутых гробов, и отправляются мать и дочь, трясясь на разбитой пыльной дороге в такси, которое ведёт местный ловелас, обаятельный в своей бестолковости и наивном фанфаронстве.

Чем дальше продвигается это неказистое подобие дилижанса, тем более зыбким становится представленное на экране пространство, фронтир враждующих и взаимодействующих миров, пограничье между цивилизацией и варварством, городом и селом, пришедшей в упадок традицией и маргиналиями современности. В этом пространстве, с которым знакомятся зрители, будто следуя вместе с камерой за героями-проводниками, естественными кажутся самые эксцентричные характеры, самые неожиданные всплески насилия или взаимного влечения (стоит отметить, что Непиталюку прекрасно удаётся сочетать узнаваемость и гротеск).

С тою же неуклонностью и незаметностью юмористическая тональность происходящего, яркие комедийные образы оборачиваются драмой социальной безысходности и личной неустроенности представительниц этого колоритного и несчастливого края, поколение за поколением блуждающих по одному и тому же порочному кругу одиночества и нищеты и при этом с трудом находящих общий язык.

Путешествие, которое предпринимает герой бельгийско-болгарско-нидерландской картины «Король бельгийцев» Петера Бросенса и Джессики Вудворт из международного конкурса, пролегает по столь же неблагополучным землям. Король Бельгии, готовящийся произнести речь в связи с приближающимся вступлением Турции в Евросоюз, узнаёт, что его собственная страна вот-вот исчезнет с политической карты мира- Валлония провозгласила независимость. Космические бури делают немедленный авиаперелёт невозможным, а местные спецслужбы готовы удерживать чуть ли не силой короля, не успевшего произнести славословия в адрес Турецкой Республики. Не обращая внимания на протесты приближённых, тоскующий о судьбе родины монарх решается на побег и отправляется со своей свитой через Балканы.

Повествование выстроено как документальный фильм известного кинорежиссёра, нанятого создать чеканный кинопортрет его величества и неожиданно получившего возможность снять своего героя в менее официальной обстановке. В этом мокъюментари о неожиданном политическом кризисе в одной из ключевых западноевропейских стран и перманентном социально-экономическом бардаке Юго-Восточной Европы политическая сатира сплетается с драмой характеров, выбитых из привычной колеи. Фильм Бросенса и Вудворт можно воспринимать как притчу о причудах истории и человеческой судьбы, в одночасье разрушающих державы и обращающих вчерашних властителей в бесприютных странников, но при этом позволяющих каждому из нас обрести себя.

Практически скинутый с престола венценосец сталкивается с невзгодами, схожими с теми, которые приходится преодолевать сотням тысяч невыдуманных беженцев, следующих приблизительно по тому же маршруту, что и экранный король бельгийцев. Словно принц Сиддхартха, вырвавшийся за пределы дворца, в экстремальных условиях, не оговоренных службой протокола, герой едва ли не впервые в жизни пользуется свободой воли, получает возможность узнать, насколько соответствуют истине парадные представления о королевской силе духа.

Убедительная имитация документального жанра, обнаруживающее хорошее знание предмета отражение балканских нравов, аллюзии на тревожную современность Европы, остроумие, с которым показаны столкновение культур и характеров, пришлись по вкусу аудитории ОМКФ. Превратности фестивальной жизни столь же непредсказуемы, как политические коллизии и реализация  любых наших замыслов и надежд. Однако, поскольку речь идёт о фильме, авторы которого по сути предсказали (по словам продюсера, сценарий был готов в общих чертах в 2010-м) Брекзит, диктатуру в Турции и миграционный кризис, позволю высказать предположение, что «Золотой Дюк», вручающийся по результатам зрительского голосования, достанется именно «Королю бельгийцев».

Вошедший в секцию «Гала-премьеры» фильм Дмитрия Томашпольского «Ржака» тоже выступает своеобразным, ироничным и горьким комментарием к окружающей нас действительности. После сеанса меня спросили, с какими ощущениями я смотрел сцену, в которой убивали кинокритика. «Весьма неприятными, - ответил я. - Однако, поскольку на протяжении остальной части фильма насилию подвергались кинематографисты, я посмотрел его с большим удовольствием».

История злоключений артхаусного режиссёра, вынужденного под дулом автомата обратиться к комедии, стала едва ли не самым радикальным в отечественном кино представителем этого ненавистного герою ленты жанра. Не ведая, кажется, никаких ограничений, соображений корректности и правил приличия (в картине не случайно цитируются «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле как образчик произведений, «насквозь правдивых и чуждых жеманства»), фильм набрасывается, словно поножовщик, на представителей каждого кинематографического цеха, каждую институцию украинского кинопроизводства. Достаётся и продюсерам, людям невежественным и просто случайным, но убеждённым в своей компетентности, и членам разнообразных экспертных комиссий, воспринимающим в штыки всё, что не соответствует их закостеневшим представлениям, и кинокритикам, уверенным, что они являются более важной частью кинопроцесса, чем создатели фильмов, и приходящим в ярость, когда те не соответствуют их ожиданиям, и зрителям, сторонящимся отечественного кино, как чёрт ладана; не забыты ни киностудия имени Довженко, ни Украинский Оскаровский комитет, ни Одесский кинофестиваль.

Главной же мишенью самых жестоких насмешек в картине Томашпольского оказывается фигура режиссёра с его непрошибаемой самонадеянностью, с его способностью черпать веру в собственную гениальность из уверений ближайших родственников и горстки полусумасшедших поклонников, с его готовностью приносить окружающих в жертву своему творчеству.

Вместе с тем, диковинные перипетии фильма воспринимаются как сновидческое отражение условий, в которых приходится работать украинским кинематографистам, свидетельством, что украинское кино- как и украинская культурная сфера в целом, -является делом самоотверженных энтузиастов. А за внешним цинизмом повествования чувствуется боль за то состояние разобщённости, жестокой борьбы сторонников различных идей и методов, в котором находится не только отечественная киноиндустрия, но и общество в целом.

Александр Гусев. Одесса

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-