Один против всех и все против одного: Завершение Одесского кинофестиваля

Один против всех и все против одного: Завершение Одесского кинофестиваля

Аналитика
1866
Ukrinform
Забота о своём добром имени больше, чем друг о друге, порой выглядит греховнее чем супружеская измена

Поклонника ОМКФ, сумевшего выбраться на фестиваль в последний день конкурсных показов, утешил бы в этом опоздании просмотр фильмов не только достойных, но и вошедших в число главных триумфаторов фестиваля.

 Так, снятая ведущим молодым украинским документалистом Романом Бондарчуком «Dixie Land», последняя лента-участница национального конкурса, стала победителем программы. Фильм посвящён детскому оркестру из Херсона «Dixieland», чью повседневность Бондарчук фиксирует с присущим ему сочетанием иронии и теплоты. Коллектив предстаёт Эдемским садом искусства и дружбы, откуда однажды будут изгнаны его обитатели, вынужденные начать взрослую жизнь, в которой, возможно, для музыки не останется места.

Любопытно, что главная героиня другой документальной картины конкурса, «Главной роли» Сергея Буковского, получила приз за лучшую актёрскую работу. Столь непривычным образом жюри отметило зыбкое, но всё же уловимое различие между документальным портретом и персонажем, созданным совместными усилиями режиссера и исполнительницы, матери Буковского, киноактрисы Нины Антоновой. В ленте, ставшей также победителем конкурса европейских документальных фильмов, основное внимание уделено не творческой судьбе героини, а воспоминаниям о превратностях супружеской жизни и бытовых деталях её нынешнего существования. «Главная роль» свидетельствует, что для творческого человека профессия и образ жизни сплетены в единое целое.

Триумф документалистов может восприниматься и как примечательное свидетельство суровости членов жюри к игровому украинскому кино, проявленное на кинофестивале, представившем лучшую подборку отечественных фильмов за всю историю независимой Украины. Впрочем, главные игровые картины национальной программы всё же не остались совсем без наград- «Уровень чёрного» Валентина Васяновича получил приз ФИПРЕССИ, «Припутни» Аркадия Непиталюка были отмечены основным жюри конкурса специальным упоминанием.

В международном же конкурсе последней была представлена грузинско-немецко-французская «Моя счастливая семья» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса, получившая приз за лучшую режиссуру и лучшее исполнение (их предшествующая картина, «Долгие светлые дни», также получила актёрскую награду на ОМКФ в 2013-м). 

После ряда конкурсных картин о мужчинах на грани нервного срыва, этот фильм повествует о женщине, переживающей кризис идентификации. Каплей, переполняющей чашу её терпения, становится, как и для центрального персонажа «Уровня чёрного», день рождения- героиня на два года старше фотографа из фильма Валентина Васяновича, ей исполняется 52.

Душевное состояние этой школьной учительницы литературы и достойной матери семейства обостряется не столько из-за самого сомнительного праздника, сколько из-за поведения близких, в особенности супруга, настаивающего на многолюдном застолье, от которого именинница предпочла бы отказаться. Это принудительное чествование, как следует из дальнейшего, является довольно типичным для помянутой в названии счастливой семьи - семьи и в самом деле вполне благополучной, но всецело подчинившейся соблюдению традиций, не столько из уважения к ним, сколько из страха перед осуждением и жажды одобрения.

Этим людям свойственна инфантильная зависимость от чужого мнения, неспособность действовать согласно личным убеждениям и душевным порывам, не соответствующим принятым правилам приличия. Но не такова главная героиня, которая заставляет мужа пожалеть, что он не послушал её и не оставил в покое. Словно Нора из «Кукольного дома», она покидает семью, чтобы жить самостоятельно, чтобы дать своим детям пример независимости и зрелости, при этом, кажется, её родственников больше огорчает не расставание, а то, что «подумают люди» и «скажут соседи». Однако и на новом месте её окружают назойливое внимание и заботы членов семьи, беспокоящихся о её, и, соответственно, своей репутации.

Фильм, насыщенный колоритными образами и захватывающими словесными пикировками, демонстрирует, как вполне достойные люди превращают свою жизнь в цирковое выступление, как семейная жизнь, брак, в котором муж должен «прилепиться к жене, стать с нею единым целым», оказывается ячейкой общества, открытой посторонним взглядам, выставленной напоказ, словно интимная жизнь граждан замятинской антиутопии, живущих в квартирах с прозрачными стенами. Стремление заботиться о своём добром имени больше, чем друг о друге, в ленте предстаёт куда более постыдным, греховным, чем супружеская измена.

Лучшим же фильмом международного конкурса по версии жюри стала картина испанки Карлы Симон «Лето 1993», в которой, напротив, семейные взаимоотношения помогают героям не только противостоять окружающему миру, но и одолевать собственных демонов. Центральный персонаж картины- 6-летняя девочка, которую, после смерти её родителей от СПИДа, берут на воспитание дядя с супругой. Повествование кажется своеобразной интерпретацией темы взаимоотношений сироты и злой мачехи - окружённая вниманием и заботой, девочка искусно манипулирует близкими, доводит до белого каления тётку всё более опасными выходками, одна из которых ставит под угрозу жизнь её маленькой кузины. Однако взрослым удаётся разглядеть за капризами, агрессией и эгоизмом отчаянную жажду любви и безутешное горе. «Лето 1993» можно назвать одним из наиболее откровенных в современном кино обращений к теме детства, поры, в которую мы только учимся сдерживать наиболее тёмные порывы и более всего нуждаемся в снисходительности близких.

Кадр из фильма «Лето 1993»

Также жюри отметило специальным упоминанием наиболее причудливую картину международного конкурса, «Свободно и легко» Ген Цзюна.

Некоторые из наиболее примечательных короткометражек, показанных в последнем блоке национальной конкурсной программы, также были посвящены отношениям личности и общества, их взаимному влиянию и конфликтам.

В ленте «Выпуск'97» Павла Острикова, названной лучшей короткометражной работой конкурса, скромный телемастер, встретив через двадцать лет после выпуска одноклассницу, отличницу и красавицу, обнаруживает, что она не оправдала возлагавшихся на неё надежд, нисколько не продвинулась по социальной лестнице, но не утратила для него привлекательности. Его вновь обретённой подруге, такой же одинокой, как и сам герой, по душе его уверения, что привычные представления о карьерном успехе ничего не стоят, что красота личности и единение душ куда важнее признания окружающих. Однако вскоре ей приходится убедиться, что демоны личной несостоятельности подчас оказываются куда страшнее фарисейских стандартов общества. Отличающаяся смешением забавного и патологического картина Острикова, которая вскоре будет представлена в конкурсе МКФ в Локарно, стала одним из наиболее оригинальных отечественных образчиков комедийного жанра.

«Сирень» Екатерины Горностай повествует о встрече нескольких подруг, которые переходят от анекдотических историй из жизни знакомых и вычитанных в журналах ситуаций к разговору об интимных переживаниях, признаниях о неудовлетворённости, надеждах и страхах. Кажется, что доверие и искренность героинь позволяет им преодолеть взаимные барьеры, пока не выясняется несовпадение их мироощущения и устремлений, неспособность принять право другого отвергать то, в чём самому тебе отказано, как бы ты этого не добивался. Картина, получившая приз ФИПРЕССИ за лучший короткометражный фильм национального конкурса и специальное упоминание основного жюри программы, характеризуется эмоциональной достоверностью, узнаваемостью описанных ситуаций.

Наиболее же пронзительным высказыванием о равнодушии и отчуждённости стал «Технический перерыв» Филиппа Сотниченко. Фильм о сотруднице супермаркета, которая переживает личную катастрофу в продолжение получасового «окна» в своём расписании, чтобы как ни в чём не бывало вернуться на рабочее место, воспринимается как притча о цивилизации-базаре, чья рутина почти не оставляет пространства для частной жизни, чьи обитатели замкнуты в своих бедах, не способные ни на какой контакт друг с другом за пределами профессиональных обязанностей. Съёмка одним кадром, нередко превращающаяся в ремесленное упражнение в стиле, здесь позволяет передать не только психологическую напряжённость, но и отсутствие временных и пространственных промежутков между досугом и рабочим графиком.

Отсутствие призов у ленты Сотниченко, с непривычными для отечественного кино оригинальностью и творческим задором раскрывающей нездоровое состояние социума через драму маленького человека, одинокого и бесправного, можно назвать и главным разочарованием церемонии награждения, и приметой вполне естественного неприятия поиска новых форм и радикального осмысления реальности. Как бы то ни было, «Технический перерыв», как и ряд других конкурсных картин Восьмого ОМКФ, подтвердил обоснованность наших больших надежд на лучшее завтра отечественного кино, которые в своё время казались почти утраченными.

Александр Гусев. Одесса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-