Силой ли крестили Киевскую Русь?

Силой ли крестили Киевскую Русь?

Укринформ
Преодолевать в себе ежедневно варвара – вот смысл этого праздника

Годовщина Крещения вызывает сегодня особое внимание и становится чувствительным раздражителем: у нас отобрали Крым с мотивом, «потому что там крестился Киевский князь». К нам с насильственными кровавыми объятиями ломится сосед, потому что ему дорог князь Владимир и наша колыбель.

Но с другой стороны, это повод попытаться заглянуть в события тысячелетней давности. Как оно было на берегу Днепра? Было ли крещение насильственным, как говорят? Если да, то какой исторический и богословский смысл в крещении этой страны?

ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ О НАСИЛЬСТВЕННОМ КРЕЩЕНИИ НЕ ЦІСНУЄ

Константин Холодов, священник УПЦ КП, основатель украинского капелланства:

-Я знаю, что нескольких достоверных исторических источников о насильственном крещении Киевской Руси не существует. Подумайте, где такое количество очевидцев, которое скажет, что это было именно так. Впрочем, есть летописи, которые утверждают, что князь Владимир рассылал по городу священников, которые должны были готовить киевлян к крещению и рассказывать им основы веры.

Исторические источники пишут, что в Германию, Голландию христианство приходило почти насильственным способом. Я же думаю, что у нас оно не было насильственным, потому что христианство было верой элиты. Сначала крестилась знать. А тогда быть вне элиты и жить в этом государстве было невозможно. Вспомните, что решило вече: «Если бы новая вера была хуже старой, то князь бы ее не принял».

Киевская Русь приняла крещение не одномоментно, до этого было крещение Аскольда, княгини Ольги. И дальше уже князь Владимир. Результатом стало то, что Украина-Русь вошла в Церковь, в этом главная Божья правда и Божья милость. И мы присоединились к семье христианских народов. Я считаю, что праздник Крещения Руси должен быть определен, как государственный праздник.

НЕОДНОЗНЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КНЯЗЯ ВСЕ ЖЕ БЫЛИ БЛАГОМ

Сергей Бережной, священник УПЦ МП:

-Этот исторический сюжет кажется мне очень трогательным. В нем и крещение самого князя и его ближнего круга, и свержение языческих богов (которое, наверное, для многих язычников было тяжелым) и подготовительная работа для крещения горожан. Думаю, что крещение было принудительным. Потому что когда это было распоряжение князя, то его трудно было не послушаться. Да и князь Владимир, хоть и имел христианское сознание, впрочем, мыслил пока еще языческими жесткими политическими диктатурными методами.

Но в этом был Промысел. Определение "Промысел Божий - неустанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру помогает, а возникающее из-за отдаления от добра зло пресекает или исправляет и направляет к добрым последствиям".

Действия князя (крещение Руси), которые воспринимались людьми неоднозначно, хотя и упоминаются в исторических сводках о великой радости, стали благом.

Бог до последнего удара сердца человеческого заботиться о нас, направляя нас и наши решения к благу.

Благо от Крещения Руси князем Владимиром огромное. Это не только христианский выбор, но и европейский выбор, желание, чтобы его наследники и народ Киевской Руси жили и развивались в цивилизованном мире.

ЭТО БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА НОРМОЙ БЫЛО ПРИНУЖДЕНИЕ

Кирилл Говорун, архимандрит, богослов:

-Нужно помнить, в какую эпоху была крещена Русь. Это была эпоха Средневековья, когда абсолютной нормой обращения в любую религию что на востоке, что на западе было принуждение.

Это отличает Средневековье от апостольской эпохи, когда вера была личным решением человека. Владимир не был исключением для своего времени. Он поступал таким же образом, что и все правители в тот период.

КОГДА МЫ ПРЕВРАТИМСЯ ИЗ ВЛАДИМИРА В ВАСИЛИЯ, ИЗ САВЛА В ПАВЛА?

Михаил Димид, доктор богословия, Украинская Греко-Католическая Церковь:

-Я не верю, что после тысячи лет существования христианства не было миссионеров, которые бы не походили по Киевской Руси. И я не верю, что людей крестили без минимальных знаний и подготовки. Я думаю, что была акция созыва народа, но так же я думаю, что перед тем была миссия (имеется в виду, миссионерская работа). Следовательно, людям должны были представить, как это должно быть, что такое сокрушенное сердце. Таинство не является важным, если оно совершено насильно против воли человека. Тогда таинство остается магическим внешним действием, но нет внутреннего благословения. И это важно. С другой стороны, и в то время и позже было известно латинское изречение: «Религия правителя - религия населения» или «Кого владение, того и религия».

И это в средневековье было нормальным, это не воспринималось как насилие: следить за прославлением Бога так, как это делает успешный правитель. И, наконец, третье. Если бы христианство насаждалось силой, то оно бы не смогло принести плоды. А плоды были, потому что на тогдашнюю Киевскую Русь потекли реки благодати. И далее Киевская церковь стала матерью многих церквей, которые существуют не только в Украине, России или Беларуси.

Комментарий о загнанном в Днепр народе не кажется мне достоверным.

Этот праздник меня всегда приводит к вопросу, а каково влияние христианства на народы, которые были христианизированы в результате крещения? С одной стороны, есть христианская риторика, есть архитектура христианская, но в ежедневной жизни и элита, и народ действуют согласно варварским законам.

Мой вопрос к себе или народу таков: когда мы превратимся из Владимира в Василия (Василий имя князя Владимира в крещении), из Савла в Павла? Когда сможем поверить, что Бог есть Бог, и достаточно верить в него, чтобы осуществить свои самые лучшие мечты? А для этого надо оставить старые средства, старые методы варварской страны, в которой око было за око зуб за зуб. В этом символизм этого праздника. Преодолевать в себе ежедневно варвара.

Лана Самохвалова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-