Куклы порождают кукол. В «резиновом браке»

Куклы порождают кукол. В «резиновом браке»

Блоги
338
Ukrinform
У меня был такой насыщенный по книжкам месяц. И тут случилась ожидаемая повесть.

И вот я, кажется, дозрела поговорить с вами про ЭТО. Про отношения полов)))

Вообще-то, тут я не эксперт. Более того, отношения "мужчина и женщина" - не тема моего блога. Я всего лишь скромный наблюдатель жизни. Впрочем, если говорить обо мне, я очень рада, что в мире есть мужчины. И искренне убеждена, что они нужны не только затем, чтоб через 9 месяцев с тобой случилось что-то важное. У них другая эмоциональность и энергетика, они и дружат по-другому и (если при уме и характере) очень веселят, и делают жизнь наряднее. )) Но это не я, это обожаемый всеми женщинами гуру психологии Михаил Лабковский сказал фразу, которая разошлась миллионным тиражом: "Славянские мужчины избалованы тем, что их мало. Они психологически ленивы, у них глаз не горит. Они инфантильны, бабники... Эта история после Второй мировой началась, когда мужчин не было практически". 

Я рада, что первым это признал авторитетный мужчина, что демография влияет на поведение. 

А переосмысливать всю эту ситуацию в литературе последовательно, умно и иронично еще до того, как в эфиры вышел Лабковский, стала наша киевская журналистка-пиарщица-писательница Наталья Талалай. Ее книги - не воспевание невротической неразделенной любви или ожидающей пушкинско-тургеневской девушки (я все еще фан русской литературы, но я содрогаюсь от того, сколько вреда она нанесла нескольким поколениям женщин). Ее книжки - это срисованные истории о наших ментальных язвах. 

Мой женский круг - это замужние и незамужние, в паре и без пары, но почти все автономные и самодостаточные барышни. Исповедниц несчастной любви я успешно избегаю уже лет двадцать (то, что в 18-20 - гормоны и неправильное воспитание, после 30 - уже диагноз, тут не подруга нужна, а психиатр). Не помню, когда, в какому году, мы в последний раз что-то такое обсуждали. 

Но хоть кто-то должен был заняться этими некрасивыми (пусть они даже внешне симпатичные), более того - психологически уродливыми отношениями, ну хоть кто-то должен был сказать женщинам (чудесная повесть "Менеджер среднего звена"), что вы сплошь одинаковые дуры, подверженные стереотипам, тратящие драгоценные минуты своей жизни на обхаживание инфантила, чтоб удовлетворить общественно-семейный запрос и родить ребенка непонятно от кого.

И вот Наталья разговаривает обо всем этом с нашим да и более юным поколением (язвы-то никуда не деваются, демография быстро не выравнивается) на языке литературы. У нее есть три базовых произведения про ЭТО (пишу "ЭТО" большими буквами, поскольку, психику я все-таки ставлю вперед всего, не употребляю слово "душа", поскольку среди моих читателей не все верят в ее существование).

Итак три произведения ("Сынок, я умираю", "Менеджер среднего звена" и "Куклы" (самая последняя повесть - контрольный выстрел в голову и инфантилам, и их родителям).

Я всегда не любила фильм "Ирония судьбы" - там слишком выразителен образ мамы ))) - и Наталья мне очень четко объяснила, почему я не люблю его. Она объясняла каждой строчкой своих книг. Книг о внутренней свободе, о зависимостях. И не надо думать, что это книги о мужчинах, они и о женщинах. Ведь именно женщины податливостью и невзыскательностью десятилетиями воспроизводят совершенно порочный круг мужских воззрений и привычек. Не буду останавливаться на всех трех произведениях, они все обязательны к прочтению ))(обязательна тем, кто А: считает себе невезучей и несчастливой, Б: считает, что все мужики "сво").

Я напишу о "Куклах". "Куклы" - опубликованы в последнем журнале Радуга. Они о том, как мужчина "женился", "создал семью" с резиновой женщиной. Точнее, книга о том, в какой обстановке вырастает мальчик, который оказывается способным обрести счастье в вымышленном мире с искусственной женщиной. Сначала он сбегает от женского бабушко-маминого деспотизма под стол, делая там халабудку, потом прячется от общения, а еще позже заводит себе куклу, одевая, купая, "завтракая" и делая с ней все прочее, что позволяет механика таких игрушек в рамках таких "семейных" отношений. ("Наталья, откуда ты, католичка, вообще знаешь о таких игрушках?" - поинтересовалась я у автора. "Я увидела фоторепортаж немецкого фотографа о таком мужчине, точнее такой паре, это была реальная история, но там были закрыты глаза героя, - призналась она, - а дальше было дело техники").

Наталья явно поскромничала. Это не было делом техники - создать из немецкого фоторепортажа социальную и молниеносно читаемую повесть (она очень легко пишет) о таких серьезных проблемах. Это проницательность и наблюдения. Если вас хоть немного интересовали другие люди, то среди ваших знакомых и родных наверняка есть такие сломанные мужские и женские судьбы, которые сломаны тотальным контролем и ограниченностью родителей.

Да, все словечки Натальиной книги, фразы как-будто под копирку списаны из лексикона сотен тысяч семейств, которые привели своих чад (мальчиков и девочек) или к неврозам, или к одиночеству или к... резиновым куклам.

Куклы порождают кукол, и такой тупиковый путь приводит к "резиновому браку". Несмотря на легкость стиля, тут все герои уродливы. Они уродливо живут, уродливо уходят и уродливо умирают. Если я начну спойлерить сюжет, то он наверняка будет хуже оригинала. Поэтому отмечу то, что кажется мне бесспорным плюсом. Повесть достоверна, это жизнь ночного редактора украинских СМИ. А Наталья хорошо знает этот круг и эту публику. Эта жизнь происходит в киевских офисах, на киевских улицах и даже на Майдане. Более того, во время последней Революции. Это был какой-то гротеск, с одной стороны в книге - весь драматизм и героизм революции. С другой - яростные попытки главного героя ее игнорировать.

Видимо, они должны еще раз подчеркнуть - ничего хорошего не выходит из детей, вырастающих под женской пятой. Но, даже такому ничтожному герою Наталья оставляет шанс. У него получился хороший сын (как ни странно, но стервозная жена Илюши Корнеева оказалась нормальной теткой, способной вырваться из этой семейки и создать другой полноценный брак).

И еще один плюс - открытый финал повести. Над Илюшей в открытой квартире склонился сонм родственников, в том числе умерших, которые его утешают. И остается непонятным, то ли последует цикл психиатрической больницы (однажды герой уже пролечивался) и обновления, то ли окончательная пропасть ухода от реальности.

И несмотря на это, повесть не оставляет тяжелого чувства. Во всяком случае у здоровых людей. Разве что задаешься вопросом. Сколько же вас - людей, женившихся на резиновых куклах, и вышедших замуж за свои иллюзии и мечты. И почему же вы отказываетесь быть здоровыми? А?

Лана Самохвалова
 

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-