Кто будет руководить Лаврой?

Кто будет руководить Лаврой?

485
Ukrinform
И почему конкурс на должность директора заповедника сопровождается скандалом

Признаюсь, я даже немного радуюсь, что музейные назначения и конкурсы на замещение руководящих должностей превращаются в громкие дела, расследования и скандалы с привлечением народных депутатов Украины.

Это прямо свидетельствует о двух вещах.

Первая. Власть четко осознает – насколько важны национальные музеи для формирования идентичности. Наконец украинский политикум и чиновничество осознали важность текстов экскурсий, заинтересовались такой штукой, как историческая концепция музея, его возможностью без имперских наклонностей подавать прошлые события и способностью реагировать на современные исторические события.

Вторая. Эти скандалы разоблачают и такой скрытый и даже изящный вид коррупции, как отведение места для строительства в памяткоохранных зонах.

О том, что музеи, близлежащие территории, буферные зоны национальных заповедников – клондайк государственных чиновников из сферы памяткоохранной деятельности, контрагентами которых являются рекламодатели и застройщики, Укринформ уже подробно писал ранее.

Поэтому любое назначение и конкурс в любой Национальный заповедник надо рассматривать, исходя из понимания этих двух фактов. Это назначение интересно застройщикам, рекламщикам и подвязанным под это представителям памяткоохранной сферы. И чем больше шума вокруг каждого нового назначения, тем больше общественного внимания, тем больше версий, тем легче понять скрытые мотивы, которые движут сторонниками тех или иных кандидатов. Хотя среди скрытых мотивов встречаются и вполне чистые – не возражаю. Встречаются.

А теперь перейдем к последнему скандалу с конкурсом на замещение должности в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике.

На момент написания материала контракт бывшего руководителя заповедника Любомира Михайлины закончен. И, в принципе, конкурс на нового директора был объявлен еще месяц назад. Согласно "Закону о культуре", конкурсная комиссия, которая избирает на должность директора, составляется таким образом. Тройка людей – от заповедника, тройка – от министерства, тройка – от общественности.

Так было и с Национальным заповедником Лавры – здесь была сформирована своя девятка, которая провела одно, скажем так, учредительное заседание 31 августа. Правда, затем представители министерства культуры трижды не являлись на заседания конкурсной комиссии. Все трое не приходили. Взрослые люди понимают – такие вещи не бывают случайными. Более того, на заседания не приходил и один из членов общественности - Инеш Кдирова. А такой состав – отсутствие своеобразного "конституционного большинства" – делал конкурсную комиссию неправомочной.

Комиссия пыталась собраться и надавить на Минкульт самостоятельно, о чем в соцсетях написал ученый, историк Александр Алферов. Члены комиссии требовали провести заседание, но им просто не дали.

Из-за фактически сорванного конкурса здесь действуют два исполняющих обязанности. Министерство культуры назначило исполняющим обязанности генерального директора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Александра Рудника. В то же время бывший директор Киево-Печерского заповедника назначил на должность и.о генерального директора заведения своего первого заместителя директора – Александра Овчара.

Два исполняющих обязанности – ситуация скандальная, но, как я говорила, чистки порой сопровождают скандалы, поэтому не будем драматизировать ситуацию. Тем более к этому заповеднику не привыкать.

Ему часто не везло на начальство.

Эту ситуацию два непосредственных участника событий комментируют по-разному.

«ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА – СОРВАТЬ КОНКУРС»

Николай Томенко, участник конкурсной комиссии, обвиняет в сложившейся ситуации министерство:

- Почему сложилась такая ситуация вокруг конкурса?

- Я имею 100-процентную информацию, что Министерство культуры под давлением застройщиков и других должностных лиц поставило задачу сорвать конкурс. И собственно это они и сделали. После первого заседания (а там проходило голосование 9-ти человек по всем вопросам) на остальные заседания не явилось трое людей их квоты, не пришла Инеш Кдирова, которая шла по квоте общественности, но связана с Минкультом, остальных членов от общественности вызвали в министерство и сказали заболеть. Это спланированная история, которая должна совершаться так, потому что надо было поставить во главе министерства своего человека – в качестве исполняющего обязанности.

- Какова цель министерства?

- Цель ясна: этот человек будет подписывать все согласования в буферной зоне. Человек, имеющий статус и.о и подпишет документы. Ситуация слишком очевидна, чтобы ее отрицать. Пять человек три-четыре раза приходили на заседания, а подчиненные министерства не приходили. По моим данным, это четвертый кадровый прецедент. Они так же заставляют не приходить на избрание директора в Глухове, Чернигове, Умани. Более того, наши юристы утверждают, что нет никакой нормы закона, которая говорила бы о «конституционном большинстве»... Мне рассказывали, что отдельных членов комиссии от общественности запугивали, сначала предлагают вызвать «скорую», а потом говорят, что все равно своего посадим. Еще есть юридический нюанс. Министерство просто придумало, что для признания решения действующим надо шесть членов, на самом деле достаточно было бы пяти.

У заместителя министра советники – застройщики... Причем новый исполняющий обязанности, которого представили коллективу в качестве и.о., кажется, бывший военный, – вообще не знает сколько в Украине лавр. Может, он хороший СБУ-шник или милиционер, но не знает, что такое ЮНЕСКО, что с ним делать. И как он будет исполнять обязанности руководителя заповедника? У меня специальная ответственность. Я должен защищать коллектив. В конце концов, как и их право назначать исполняющего обязанности директора, хранителя фондов. И по закону, в случае, если конкурс не состоялся, то обязанности исполняет заместитель. Теперь в развитие событий стоит или поменять тройку, или назначить новую дату выборов. Но всем следует помнить, что Минкульт планировал поставить «левого пассажира», который будет подписывать все, что скажут.

- А какие были шансы на повторное избрание Михайлины?

- Почти абсолютные. При всех плюсах-минусах, Любомира Михайлину поддерживала все культурологическое сообщество, известные люди, начиная от Глузмана и заканчивая семьями Небесной Сотни. Его упрекают, что он должен быть жестче и не уступчивым во взаимоотношениях с церковью... Но у него нет на то полномочий. Я, кстати, пытался на этих заседаниях поднять эти вопросы. Прописать статус объектов ЮНЕСКО таким образом, чтобы они имели больше прав. Сегодня заповедник не имеет права запретить строить в буферной зоне. Не имеет права запретить строить церкви. Здесь надо думать, что сделать правительствам, министерствам, чтобы они могли говорить «нет» монастырям...

«ДИРЕКТОР ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИТЬ ПОРЯДОК»

Впрочем, с такой трактовкой бывшего гуманитарного вице-премьера категорически не согласен заместитель министра культуры Тамара Мазур. Заместитель министра культуры пришла на брифинг нардепов от Радикальной партии, которые упрекали Минкульт в сорванном конкурсе. Она на пресс-пойнте требовала предоставить слово и утверждала, что все обвинения лживы. После публичных дебатов Тамара Мазур согласилась дать нам комментарий.

- Тамара, министерство виновато в том, что конкурс не состоялся? Прямо говорят о ваших связях со строительным бизнесом?

- Сегодня министерство могут обвинять в чем угодно, потому что у министерства нет денег оплачивать грязную кампанию на сомнительных ресурсах, как это делают наши оппоненты. Я просто советую вам просмотреть сайты, на которых это все печаталось. У меня нет интересов и связей ни с каким строительным бизнесом. Люди, которые в большом бизнесе, которым не согласовывают строительство, пытаются давить на органы государственной власти, пытаются манипулировать общественным мнением. Можно кому угодно сформировать имидж. Но проанализируйте – сколько разрешительных документов было подписано в предыдущие годы, а сколько сейчас. А также сравните согласованные строительства, уровень их скандальности, и те согласования, которые мы давали сейчас. И проанализируйте – насколько нынешние более скандальны, чем предыдущие. Я думаю, что ранее министерство согласовывало все, и все молчали. Мы выносим предписания по тем зонам, где построены многоэтажки без согласования. Мы препятствуем схемам, когда археологи вдруг начинают хотеть делать раскопки в тех местах, где уже построено 5 этажей. Чтобы сказать, что там вроде ничего нет – и фактически легализовать застройку.

- О срыве конкурса. Это именно представители Министерства культуры трижды не пришли на заседание конкурсной комиссии?

- Это так. Но мы не можем влиять на членов комиссии. Напомню, что на заседание не приходили и члены общественности. А согласно принципам конкурса, их членов должно быть не больше шести.

- Говорят, что это вы влияли на членов общественности...

- Кто говорит? Николай Томенко в комментариях? Но, при всем уважении, он был настроен переизбрать именно предыдущего руководителя Михайлину, даже не заслушав других. Я юрист и оперирую документами, поэтому чуть позже я буду готова пригласить вас и с документами показать, что другие члены комиссии тоже имеют конфликт интересов. Потому члены их семей, бывшие члены семей или являются сотрудниками заповедника, или такими, которые работают в организациях, которые занимают площади заповедника без договоров аренды. Но ни один из этих членов комиссии на первом заседании не заявил, что у них есть конфликт интересов.

- Тамара, но разве нормальной является ситуация, когда назначенный вами исполняющий обязанности Александр Рудник путает Почаевскую Лавру с Киево-Печерской?

- Поверьте, не я назначала этого исполняющего обязанности. Но я, если хотите, понимаю логику руководства. Он не красноречив. Не разговорчив. И наверное, не такой хороший оратор, как те, кто против него работают. Это человек, который 15 лет работал в дипломатических учреждениях, магистр государственного управления, человек, который был в АТО. Позвольте, не буду говорить, чем он там занимался. И функция этого человека, кроме того, чтобы продолжить проекты – музейные, исследовательские, культурные, – еще и обеспечить порядок.

- Например?

- Успенский собор находится на территории заповедника. В Успенском соборе служит литургии монастырь. Это нормально и хорошо. Например, там продают иконы и свечи. Понимаю, что там должны быть торговые лавки, но эти лавки должны иметь договор аренды, правда? Договоров на аренду нет. На каком основании они осуществляют торговлю на территории заповедника? Например, экскурсии водят монахи. Сложный вопрос – экскурсии. Но это презентация государства, формирование его лица. Какими должны быть тексты экскурсий? Должны ли они быть согласованы с государством? Интересный вопрос.

Или строительство в Лавре. Мне возражают, что Лавра только реставрирует и достраивает что-то, держит порядок. На хозяйственном дворе строят и под землю, и два этажа над землей, а монастырь имел разрешение на один этаж. Где был директор, когда видел, что вбиваются сваи, грузовики заезжают? Поэтому да, государство заинтересовано в том, чтобы на посту был директор, способный следить, контролировать, где можно отстаивать, регулировать, информировать о нарушениях. Но я бы просила не нагнетать ситуацию. В ближайшее время конкурс будет объявлен снова, и мы выберем директора.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Итак, мы получили три версии скандала. Первая: застройщики ставят своего директора и вытесняют общественность. Вторая версия: одни застройщики вытесняют других застройщиков, каждый из которых пытается поставить своего директора. Поскольку обе версии звучат из уст участников конфликтов, но не подтверждаются документами, то мы не готовы прямо обвинять или настаивать на какой-то из них.

Есть и третья версия. То ли государство, то ли СБУ пытаются поставить нового директора, который будет значительно настойчивее диктовать государственную политику и одновременно наблюдать за российской резидентурой Лаврского монастыря.

Бороться с российской резидентурой Лавры нужно. Например, назначив скромного советника, заместителя, реставратора, кандидата незаметных наук, в худшем случае – руководителя специально созданного под это отдела. Или даже – назначив директора (война – мы все понимаем)... Просто это следует делать, образно говоря, не на мотоцикле с собаками. Научное сообщество – люди деликатные.

Лана Самохвалова, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-