Компьютерщик Фауст и селфи сатаны. Шарль Гуно в Нацопере - 20.11.2017 18:51 — Новости Укринформ
Компьютерщик Фауст и селфи сатаны. Шарль Гуно в Нацопере

Компьютерщик Фауст и селфи сатаны. Шарль Гуно в Нацопере

644
Ukrinform
Зрительские впечатления от второй премьеры «Фауста» в итальянско-украинской интерпретации Марио Корради

...С первыми звуками музыки Гуно занавес поднимается, и мы видим оборудованный в стиле хай-тек кабинет современного компьютерного гения доктора Фауста.

Так же, как и его средневековые «папередники», он разочарован в жизни, потому что новые информационные технологии не открыл, абсолютной истины не познал, словом, «жизнь – боль», завершение работы и выход из системы. Навсегда. Уже и шприц со смертельной инъекцией готов.

Но Фауст-компьютерщик не проверил еще один вариант решения загадки бытия: если ему не помог в этом Бог, то, может, поможет дьявол? А вот и он: «Звал? Я здесь! Проси, что хочешь! Потом рассчитаемся!» А чтобы Фауст быстрее дал согласие на big deal, Мефистофель показывает ему на мониторе прекрасную девушку Маргариту...

«Премьерное возобновление» – так не очень понятно для непосвященных назвали в Национальной опере возвращение на киевскую сцену по случаю 150-летия театра оперы Шарля Гуно «Фауст». В репертуаре театра этот спектакль появилась в восьмидесятых годах 19 века, в течение 20-го века на сцене Нацоперы было совершено более десяти его интерпретаций в классическом ключе, а в новом тысячелетии на «Фауста» решили взглянуть сквозь призму современности.

В 2005 году известный итальянский режиссер Марио Корради вместе с украинской командой театра осуществили постановку известной уже более пяти веков средневековой легенды об ученом-чернокнижнике, которая в то время показалась уж слишком авангардной. И хотя спектакль тогда получил довольно благосклонную прессу, публика восприняла его настолько настороженно-прохладно, что он недолго продержался на сцене. А в юбилейный сезон «Фауст» в интерпретации Корради был обновлен и вновь представлен на суд столичных зрителей. Возобновление спектакля стало и ответом на упреки, что Нацопера отстает от требований времени, и попыткой «сверить часы» с киевской публикой, и не слишком рискованным экспериментом, ведь спектакль ставился не «с нуля».

Итало-американский режиссер Марио Корради более десяти лет назад предложил украинской публике авторское прочтение истории, которую рассказали Гете и Гуно. Он перенес действие спектакля в наше время.

По убеждению Корради, философская основа произведения настолько глубокая, что время, когда происходят описанные в нем события, – в средневековье, когда появилась легенда о докторе Фаусте, в 19-м веке, когда одну из ее версий положили на стихи и музыку, в 21-м, – не имеет никакого значения.

Кстати, Корради по образованию философ, а театральную карьеру в качестве актера и режиссера он начал в театре Йельского университета, где с 1970 по 1974 годы заканчивал докторскую работу по философии. Художник так и не смог выбрать что-то одно из этих двух главных страстей – он ставил спектакли по всему миру и параллельно, вплоть до 2010 года, преподавал философию в католическом университете Милана. Наверное, эти творческие искания дали ему основания сказать киевским журналистам после украинской премьеры в 2005 году, что «Фауст – это я».

Осовременивание сюжета классического произведения режиссер объяснил желанием заинтересовать молодежь, которая выросла на «Звездных войнах» и «Матрице», а передать это ощущение времени зрителю должны были средства сценографии и костюмы.

Возобновление постановки Корради осуществила творческая группа в составе дирижера Аллы Кульбабы, режиссера Николая Третьяка, хормейстера Александра Тарасенко, балетмейстера Виктора Яременко, сценографа Андрея Злобина и художника по костюмам Анны Ипатьевой.

Я побывала на второй премьере «Фауста» в итальянско-украинской интерпретации, поэтому поделюсь впечатлениями о ней.

Откровенно говоря, зная предысторию постановки, я была готова к более смелым экспериментам, а консерватизм киевской публики десятилетней давности вызвал некоторое недоумение. «Это, наверное, потому, что у нас тогда безвиза не было», – в шутку предположила моя подруга. Шутки-шутками, но в том, что время влияет на наше и общее, и личное восприятие художественных поисков, можно было убедиться на вчерашней премьере.

...Как мы знаем, Фауст просит вернуть ему юность. Согласно Корради, Мефистофель вместе с подручными делает ученому пластическую операцию. Такой режиссерский ход, как по мне, не совсем логичный, ведь Фауст хочет не просто молодо выглядеть, а стремится к свежести восприятия, юной жажде жизни и познанию нового. И по примеру наших политиков мы видим, что такие чудеса, как пластические операции, под силу не только Мефистофелю.

Другие режиссерские находки, даже довольно экстравагантные, не вызвали у меня никакого внутреннего сопротивления. В целом постановка держит внимание зрителя все время – а вдруг новое сценическое решение повлияет на ход хорошо известного классического сюжета?

Действие оперы разворачивается в пространстве, ограниченном поднятым сзади металлическим круговым мостом. Это пространство превращается то в бар, в котором гуляет молодежь, то в межпланетный терминал аэропорта, очень похожий на свой аналог из «Звездных войн», то на придел церкви. А когда Мефистофель соблазняет Фауста сценами из «Вальпургиевой ночи», то границы пространства, как и границы греха, расширяются. Этим же мостом в финале спектакля спасенный любовью Маргариты Фауст поднимается вверх, а дьявол сам спускается в ад.

Среди особенно показательных постановочных моментов я бы выделила сцену в баре, когда его посетители, заподозрив Мефистофеля в колдовстве, хотят побороть его, сложив кресты из подручных предметов. «Ой, как интересно! Вы это серьезно?» – будто троллит их современный сатана, вынимая из кармана смартфон и делая селфи на фоне своих противников.

Но наибольшее впечатление на меня произвела сцена, когда соблазненная Фаустом Маргарита приходит в храм замаливать свое грехопадение перед распятием. Мефистофель смеется над искренним раскаянием девушки и говорит, что никакая молитва ей не поможет, все равно она будет гореть в аду. И вдруг Спаситель сходит с креста и прикрывает голову девушки своей ладонью! И хотя подсознательно понимаешь, что здесь Корради-режиссер проявил себя еще и как преподаватель католического университета, от этого мурашки по телу бегать не перестают!

В целом исполнительница партии Маргариты во второй обновленной премьере, народная артистка Украины Ольга Нагорная была удивительно естественна, уверенна, артистична и вокально непревзойденна. Как на меня, именно она была стержнем оперы, которую Гуно сначала так и назвал – «Маргарита».

К первым двум премьерам возобновленного спектакля, которые состоялись 18 и 19 ноября, были привлечены и исполнители главный партий, которые пели в этой постановке более 10 лет назад, – Дмитрий Кузьмин (Фауст) и Тарас Штонда (Мефистофель), и новый мощный дуэт – Валентин Дитюк и Сергей Ковнир.

Относительно Мефистофеля в исполнении народного артиста Украины Тараса Штонды, то мне он показался уж слишком степенным. Его литературный герой, сражаясь за душу Фауста, на самом деле ведет «баттл» с самим Богом, применяя для этого весь свой арсенал, поэтому эта партия, по идее, – самая игровая и подвижная. Собственно, судя из прессы, таким и был Мефистофель–Штонда во время коррадиевской премьеры. Но как раз этой игры-куража во вчерашнем спектакле мне не хватило.

Смешанные чувства вызвала и работа художника по костюмам Анны Ипатьевой. Как рассказывал режиссер спектакля десять лет назад, он не слишком вникал в процесс их создания, одобряя только эскизы. Костюмам в постановке отводилась роль некоего маркера современности, поэтому, по идее, они должны были бы тяготеть к минимализму, но с некоторыми характерными деталями. Зато мы увидели неоправданно сложный крой и нагромождение цветных пятен в костюмах исполнителей даже балетных номеров в «Вальпургиевой ночи», не говоря уже о нарядах наших «современников».

Но в целом впечатление от спектакля более чем положительное, – ведь и хотим, и можем, и, главное, получается сделать классику современной.

Следующий спектакль возобновленного «Фауста» состоится 6 декабря. Рекомендую!

Надежда Юрченко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>