Волшебный Праздник, или 10 фильмов на Рождество

Волшебный Праздник, или 10 фильмов на Рождество

403
Ukrinform
Составлять подборку фильмов на Рождество – занятие одновременно и приятное, и неблагодарное. 

Ведь об этом Празднике снято столько, что таких десяток можно  набрать не одну и не две, и каждая  с полным правом могла претендовать на то, чтобы быть топовой.

Поэтому представленные тут фильмы и мультфильмы, прямо или косвенно касающиеся темы этого Большого Праздника, ни в коем случае не претендуют на исключительность и не исчерпывают даже тысячной доли рождественской сокровищницы, накопленной мировым кинематографом.

В то же время, по моему мнению, именно данная десятка наиболее полно передает  дух, атмосферу, настроение и эмоции, которые рождает, пробуждает или оживляет Рождество, лейтмотивом которого  является, конечно же, Надежда. Надежда на лучшее.        

Рождественская история (2009, режиссер Роберт Земекис)

Видео: Firtka

Этот мультфильм стал, конечно, не первой  экранизацией знаменитой повести Чарльза Диккенса: одним из первых его произведение перенес на экран еще Артур Пирсон, сняв 25-минутную короткометражку в далеком 1949 году. Но лента Роберта Земекиса потрясает своей добротой, душевностью, искренностью и теплотой, а также чутьем и интуицией, с которыми талантливый постановщик безошибочно расставил все акценты, причем сделав это так, словно сценарий ему диктовал сам британский классик. А может, так оно и было? Ведь Рождество – это еще и Тайна, с Волшебством вместе. Справедливости ради, «Рождественская песнь»  настолько самодостаточна, а ее герои, начиная со скряги Эбенезера Скруджа, настолько живыеи настоящие, что испортить эту историю было бы тяжело и бездарю, ну а Земекиса к ним не отнесешь. Остальное довершили звездный актерский ансамбль во главе с Джимом Керри (не был и не являюсь его фанатом, но в «Рождественской истории» оценить его высшим баллом, полагаю, должны и  более скептично настроенные по отношению к нему зрители, чем я). Кроме того, есть еще великолепная анимация и технология motion capture, непонятно почему проигнорированные «Оскаром» и «Золотым глобусом». Благодаря всему этому мультфильм, думаю, будут смотреть и  спустя десятилетия.  

Щелкунчик  (1973, режиссер Борис Степанцев)

Фото: IMDb

На первый взгляд, может показаться странным, что среди почти полусотни экранизаций сказки Гофмана (полный и короткий метр, мюзиклы, анимация) я выбрал одну из самых коротких и, возможно, внешне совсем не эффектных – мультфильм Бориса Степанцева 1973 года. Может, частично дело тут и в какой-то ностальгии, однако если присмотреться, тут тоже все красиво, душевно и волшебно. Сказка немецкого писателя отлично вписалась в Рождественский  формат, ведь такое чудо должно было случиться именно под Рождественской елкой и никак иначе. Картинка… да, пусть она сто раз не броская, даже аскетичная, но скажите,  посмотревшие мультфильм: хотя бы один его герой после просмотра забылся? А это значит, что и тут создатели угадали, прочувствовали историю и персонажей, сумев о каждом рассказать за неполных полчаса очень многое. Ну а музыку Чайковского, как ни банально это прозвучит, тут надо просто слушать.      

Один дома (1990, режиссер Крис Коламбус)

Видео: Толик Дризнер

Как бы кто ни относился к данному фильму, но без него рождественский киноТОП представить сложно. История об обаятельном голубоглазом мальчике с задатками супергероя, защищающем свой дом от грабителей, давно приобрела статус культовой и остается таковой по сей день.  Тема же самого Рождества у Криса Коламбуса, в отличие от двух вышеназванных лент, перешла из волшебной в плоскость семейных ценностей. Во главу угла поставлено, единство семьи, а это, в свою очередь, вопрос взаимоотношений, взаимопонимания и доверия между близкими людьми. И такой Большой Праздник открывает большие возможности перезагрузить, обновить отношения, сделать невозможное возможным, ведь вспомним, что Рождество – это, прежде всего, надежда и вера в Чудо. Может быть, именно поэтому, например, по-детски наивные, но по сути своей очень мудрые рассуждения девятилетнего мальчугана  стают настоящим откровением для старика-соседа, и выглядит это  абсолютно естественно. И именно на этом сосредотачивается в первую очередь фильм «Один дома». Хотя самой атмосфере Рождества режиссер тоже отдает должное: в картине она передана блестяще и складывается в мозаику из множества деталей, начиная с игрушек на елке и заканчивая Рождественским гимном в церкви. Ну а к «домашнему» экшену «Кевин против грабителей», на мой взгляд, стоит относиться снисходительно, помня слабость американцев к супергероям, в одиночку спасающим мир, что уж тогда говорить об одном доме на тихой улице? Скептикам же, считающим, что «Один дома» - кино о мальчике-супергерое, могу посоветовать пересмотреть внимательно хотя бы вышеупомянутую сцену в церкви с Кевином и стариком-соседом, и, возможно, тогда вы посмотрите на эту картину совсем другими глазами. И такая сцена в фильме не одна. Другой же группе скептиков, считающих Маколея Калкина актером одной роли, посоветую картину Джозефа Рубина «Добрый сынок». Эта лента не обрела культового статуса подобно «Одному дома», но именно в ней юный Калкин раскрылся как талантливый актер, который, я в это верю, еще не сказал своего последнего слова в кино. К слову, в этом фильме дуэт Маколею составил другой юный актер, которому на тот момент большая слава еще только снилась и пришла почти спустя десять лет. Впрочем, «Добрый сынок» - уже другая, не рождественская история.  

Реальная любовь (2003, режиссер Ричард Кёртис)

Видео: Макс Колыгин

А вот это уже совсем взрослая история, наглядно демонстрирующая, что  перезагрузка отношений между людьми хотя и вполне реальна, но процесс это зачастую непростой и весьма болезненный. Наступать на собственное самолюбие, прощать обиды, признавать ошибки, ломать  собственные принципы, предубеждения и взгляды на жизнь немногим удается легко. Равно как и собирать себя заново по частям после горьких разочарований. И атмосфера приближающегося Праздника сама по себе  излечит и зарубцует не всех. Что же надо добавить в это снадобье? Прозвучит до оскомины банально, но оттого не менее верно – любовь. Но любовь действительно реальную, созидающую, жертвенную, а не только жаждущую: тогда это будет в лучшем случае страсть, а в худшем – эгоизм. Ну а когда любовь реально созидает, творит, преображает, она, естественно, подкрепляется надеждой, с которой они всегда рука об руку, потому что одна без другой попросту невозможны. Истории из «Реальной любви» - яркое тому подтверждения. Кёртис свел в этом киноальманахе очень разных героев со своими добродетелями, недостатками и грузом жизненных ошибок. Но в то же время их многое объединяет и не только приближающееся Рождество, а то, что хотят они, по сути, все одного и того же, только идут к этому кто более, а кто – менее тернистыми путями. Однозначных рецептов и ответов зрителю картина, естественно не даст, просто покажет короткий отрезок жизни ряда людей, стремящихся что-то в ней изменить, пересмотреть или вернуть. Выводы же каждый для себя сделает сам. Список задействованных в фильме актеров впечатляет именами и авторитетами: кому-то запомнятся все, кому-то некоторые, а кому-то и вовсе один. Моей первой мыслью (она же желание) после просмотра было еще раз когда-нибудь увидеть такого невероятного Билла Найи! У этого актера  много знаковых ролей (фактически большинство из всего сыгранного им), но «Реальная любовь», похоже, действительно стала для харизматичного британца чем-то особенным.

Сверчок за очагом (2001, режиссер Леонид Нечаев)

И снова Диккенс. Как же без него на Рождество? Ведь это в первую очередь праздник семейный, а Диккенс - мастер семейных историй, для которых Рождество является отличной декорацией. Но Диккенс не был бы Диккенсом, если бы не блеснул в этой повести и другой гранью своего таланта – умением лихо закручивать тайну и интригу, что сполна проявилось во «Сверчке за очагом», придав истории остроты и дополнительной эмоциональности. Режиссер Леонид Нечаев, как и Земекис, чутко уловил главное в произведении классика, сразу поставив во главу угла камерность. Что сразу придало истории теплоты и домашнего уюта, но при этом не оторвало ее от реальности, не лишило ее драматизма, пусть в данном конкретном случае смягченного. Прочувствовали своих персонажей и актеры, в результате все – Альберт Филозов, Евгений Сидихин, Оксана Пашина, Дарья Калмыкова, Борис Плотников и другие предстали вполне настоящими британцами – внешне сдержанными, но с бурей эмоций внутри, которые, как я уже сказал, умело подпитала внесенная автором интрига. С атмосферой Рождества в картине тоже все в порядке: духи здесь, рядом, и сверчок несет свою вахту за очагом. Нечаев снял  потрясающе теплое, доброе, домашнее камерное кино, в котором Диккенс присутствует с первого до последнего кадра.     

Вечера на хуторе близ Диканьки (1962, режиссер Александр Роу)

Еще одна классика – на этот раз от Николая Гоголя. И снята тоже классиком – от кинематографа – Александром Роу, сумевшим, образно говоря, вдохнуть в свой фильм Гоголя не менее стильно и красиво, чем Нечаев – Диккенса. Пересказывать сюжет, наверное, бессмысленно – его и так все хорошо помнят. Скажу лишь, что более удачного перенесения произведений классика на большой экран мне пока увидеть не довелось, за исключением мини-сериала «Мертвые души» Михаила Швейцера, но здесь надо сделать поправку на то, что последние сняты все же в ТВ-формате, позволяющем детализировать историю, полнее раскрыть персонажей. Ну и актеры, само собой.  Практически все – Георгий Милляр, Людмила Хитяева, Николай  Яковченко, Александр Хвыля, Сергей Мартинсон сыграли много хороших ролей, но их герои в экранизации повести Гоголя точно не затеряются среди них.

Волшебное Рождество (1985, режиссер Филлип Борсос)

Трогательная история, очень органично сочетающая веру в Рождество, ангелов и чудеса с потрясающе правдивым и драматичным жизненным сюжетом, будто списанным с конкретных людей. История Джинни и ее семьи мало кого может оставить равнодушным и несмотря на простоту и незамысловатость сюжета,  аккуратно, ненавязчиво доносит до зрителя мысль о том, что чудеса бывают и надежду на лучшее нельзя терять даже в самых  тяжелых обстоятельствах. Прекрасная актерская работа Мэри Стинберген, исполнившей роль Джинни. Прониклись историей и дети – Элизабет Арнуа и Робби Мэгвуд, сыграв, соответственно Эбби и Кэла легко, раскрепощенно и убедительно. Среди забавных моментов в картине стоит выделить весьма своеобразное представление создателей об ангелах и конкретно Гидеоне, но Гарри Дин Стэнтон не растерялся и тоже сыграл убедительно.

Полярный экспресс (2004, режиссер Роберт Земекис)

Видео: kinointeres

На этот раз сказка почти в чистом виде. Неплохая экранизация одноименной книги американского писателя Криса Ван Оллсбурга и еще одна лента на рождественскую тематику от Роберта Земекиса. Главное в этом мультфильме, конечно, - безупречно исполненная компьютерная графика, благодаря чему картинка в целом и прорисовка конкретных героев радует глаз на протяжении всего действия. Почему столь удачное техническое исполнение, как случилось позднее и с «Рождественской историей», пролетело мимо номинаций на «Оскар» («Полярный экспресс» номинировали в категориях «Лучший звук», «Лучший монтаж звука» и «Лучшая песня»), для меня еще одна загадка. Что касается сюжета, то история о том, как просто и одновременно сложно поверить в Санту, смотрится весьма симпатично, хотя и простенько. Конечно, тут надо еще непременно сказать о весомом вкладе в проект Тома Хэнкса, взявшего на себя сразу шесть персонажей и блестяще справившегося с таким грузом ответственности.       

Четыре Рождества (2008, режиссер Сет Гордон)

Видео: film pro

Рождественские традиции и сам культ этого праздника стали благодатным материалом также для комедийного жанра: от мягкого юмора и забавных нелепиц до острейшей сатиры, беспощадного стеба и целого набора более или менее удачных пародий. «Четыре Рождества» Сета Гордона относятся, естественно к «мягким». Сюжет не так чтобы сильно оригинален, однако фильм берет хорошей игрой актеров, из которых не схалтурил никто. Винс Вон, Риз Уизерспун, Сисси Спейсек, Роберт Дювалл,  Джон Фавро и снова засветившаяся после «Волшебного Рождества» в рождественском проекте Мэри Стинберген играют просто здорово, даря зрителю без малого полтора часа легкого веселого зрелища.

Гринч – похититель Рождества (2000, режиссер Рон Ховард)

Видео: Трейлеры к фильмам

Еще одна лента, без которой сложно представить себе любой рождественский киноТОП. На самом же деле, если заглянуть вглубь книги Доктора Сьюза, по которой поставлен мультфильм, и самой экранизации, снятой Роном Ховардом, за  простой, на первой взгляд, сказочной историей стоит проблема, о которой никогда не лишне напомнить. Это вопрос  предубежденности по отношению к тем, кто чем-то выделяется из общей массы, отличается от остальных. Вспомним, почему Гринч живет отшельником и злится на весь мир? Из-за того, что он отличается от  остальных жителей Ктограда, и они отвергают его, считают хуже себя. Иными словами, зло в Гринче не безусловное, изначальное, а порожденное, спровоцированное. Поэтому и украсть Рождество Гринч хочет не столько из ненависти к самому празднику, сколько из-за обиды на несправедливость по отношению к себе, желания заявить о себе, доказать, что он тоже способен на поступок, что его роль в этом мире тоже может быть важной. Мультфильм подводит к мысли, что со злодеями, подобными Гринчу, можно и нужно разговаривать, убеждать, пробуждать в них лучшее, а не отталкивать на обочину жизни, провоцируя в них, наоборот, все самое худшее, которое так или иначе вырвется наружу. В плане донесения этого мэсседжа важны и книга, и снятый по ней мультфильм. Именно в этом, на мой взгляд, их главная ценность. «Оскар» за лучший грим «Гринч…» заслужил сполна, как и номинации в категориях за лучшие декорации и костюмы. Однако положа руку на сердце, скажу, что вот в этом мультфильме Джим Керри не произвел на меня такого сильного впечатления, как в «Рождественской истории», поэтому последняя пока остается у меня исключением из правил в плане моего отношения к этому актеру.

Михаил Коронкевич, Киев.

Фото: IMDb


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-