Киноянварь: Черчилль против Гитлера, Хрущёв против Берии

Киноянварь: Черчилль против Гитлера, Хрущёв против Берии

Аналитика
777
Укринформ
Герои и монстры, история реальная и вымышленная - такими фильмами начнется год

В первые дни нового года, призванные воодушевить нас в наших надеждах на перемены к лучшему в собственной жизни и в участи своей страны, украинский кинопрокат насыщен премьерами фильмов, переосмысливающих поворотные исторические мгновения и напоминающих о тесной связи судеб мира с нравственным выбором отдельного человека.

С 18 января

Тёмные времена / Darkest Hour

Джо Райт, известный неоднозначно воспринимаемыми экранизациями литературной классики, обратился к образу одного из величайших политических деятелей минувшего столетия, чьи действия помогли его родине превратить самый тёмный час своей истории в звёздный час.

Нападение нацистской Германии на Польшу предстаёт исполнением наиболее мрачных пророчеств Уинстона Черчилля и обращает к нему надежды сограждан, убеждённых, что Британия призвана поднять свои войска на защиту европейской цивилизации. Между тем, в дни всеобщей растерянности и хаоса особенно сильна позиция тех, кто считает необходимым пойти на уступки Третьему рейху, безнаказанно орудующему на континенте. Черчиллю необходимо приложить немалые усилия, чтобы убедить политическую элиту Соединённого Королевства, что в отношениях с исчадиями Ада хорошая война лучше худого мира.

В роли Черчилля выступил Гэри Олдмен, удостоенный особенно восторженных отзывов критиков, принявших ленту весьма благожелательно.

Форма воды / The Shape of Water

В картине, ставшей победителем Венецианского кинофестиваля, роковые минуты человечества приобретают стилистическую форму страшной сказки, что роднит новый фильм Гильермо дель Торо с наиболее известным его произведением, «Лабиринтом фавна». Действие «Формы воды» разворачивается в середине 60-х на секретной военной базе, где работающие на Пентагон учёные ставят эксперименты на загадочном существе, ихтиандре.

Сочувствием к скорбной участи пленника проникается уборщица дьявольской лаборатории, которая решает спасти несчастного. В этой мрачной и трогательной фантазии, наполненной насилием и состраданием, критики увидели притчу о способности к любви и самопожертвованию, которую только усиливает жестокость идеологических установок.

Помимо «Золотого льва» лента получила две сотни наград и номинаций, включая семь номинаций на «Золотой глобус».

Последний портрет / Final Portrait

Третье обращение к режиссуре известного британского актёра Стенли Туччи было высоко оценено завсегдатаями Берлинского МКФ, где состоялась премьера картины. Критики хвалили ленту за живость диалогов, выразительность актёрского исполнения и убедительное изображение неразрывной связи творческих поисков и личных взаимоотношений.

Действие фильма, разворачивающееся в 1964-м году в Париже, посвящено встрече именитого швейцарского художника Альберто Джакометти (Джеффри Раш) и его приятеля из Америки, писателя и искусствоведа Джеймса Лорда (Арми Хаммер). Повествование строится на диалогах героев, состоящих по большей части из бурных споров об искусстве. За накалом полемики угадывается нечто большее – затаённое интеллектуальное соперничество, смешанное с дружеским расположением и ревностью к музам.

С 25 января

Смерть Сталина / The Death of Stalin

Картина британского постановщика Армандо Ианнуччи, ставшая экранизацией графического романа французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена, посвящена не смерти советского вождя, а последовавшим за ней событиям – развернувшейся между Берией, Хрущёвым, Малинковым, Жуковым и прочими большевистскими сановниками борьбе за власть.

Откровенно гротескная интонация повествования о происходившей в высших эшелонах СССР войне за наследие «культа личности» сбила с толку многих комментаторов, разделив их в соответствии с идеологическими убеждениями на тех, кто обвинил создателей в профанации истории и русофобской пропаганде, и тех, кто выразил восхищение их творческой дерзостью, готовностью превратить почтенных массовых убийц в участников балаганного представления.

Между тем, в западной прессе фильм получил особенно высокие оценки за изображение не слишком зависящих от конкретной исторической эпохи механизмов функционирования тоталитарной власти, психологии людей, утративших связь с реальностью из-за многолетнего существования в пространстве идеологических мифов.

Сказка про деньги

Фильм дебютантки Олеси Моргунец-Исаенко относится к числу тех долгостроев отечественного кинематографа, чьё производство было запущено ещё до революции. Впрочем, задержка с выходом на экраны, скорее всего, не только не повредит восприятию ленты, но и сделает в глазах аудитории более актуальной, поскольку её сюжет, основанный на опубликованном в 1890-м году произведении выдающегося киевского писателя Владимира Короленко, кажется в наши дни своеобразной метафорой особенностей отечественных политических реалий.

В «Судном дне» Короленко отражено украинское поверье, будто в ночь на Йом-Киппур еврейский чёрт Хапун похищает одного из иудеев. Злополучной жертвой Хапуна оказывается шинкарь и ростовщик из небольшого села. Его земляк, молодой мельник-украинец, упрекавший еврея в лихоимстве, приобретает опустевший шинок и сам начинает давать деньги в рост, проявляя куда больше алчности и жестокосердия, чем похищенный нечистой силой прежний владелец.

Повествование, свидетельствующее, что наши пороки (как и наши добродетели) нисколько не зависят от этнической принадлежности, воспринимается и как напоминание, что нередко люди, приходящие на смену безжалостным и беспринципным правителям, умело перенимают методы правления предшественников.

К числу примечательных особенностей «Сказки про деньги» можно отнести то обстоятельство, что фильм стал первым после вышедшей осенью 2015-го года картины Виталия Потруха «Затерянный город» (нужно признать, на редкость скверной) полнометражным кинополотном, созданным на киностудии имени Довженко, при этом продюсером ленты Моргунец-Исаенко выступил директор студии Олесь Янчук. Таким образом картина станет редкой возможностью оценить творческий потенциал некогда главной киностудии Украины, о целесообразности существования которой теперь ведётся столько споров.

Фестивали месяца

Фестиваль «Британский театр в кино» продолжится 9-го января представленной на сцене «Шекспировского театра Глобус» «Двенадцатой ночью» Уильяма Шекспира, наиболее прославленной в мировом искусстве комедией о двойниках. Этот спектакль является одним из самых популярных постановок театра, несмотря на его особенность, воспроизводящую огорчительную традицию елизаветинских времён – все роли исполняют мужчины.

16-го января состоится показ спектакля театра Янг Вик «Йерма» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки, исследующей соответствие материнского инстинкта законам современной цивилизации.

23-го января будет показана «Святая Иоанна» по пьесе Бернарда Шоу, одной из самых известных литературных интерпретаций образа Жанны д'Арк. Постановка осуществлена на сцене театра «Донмар» режиссёром Джози Рурк, известным украинскому зрителю по превосходным спектаклям «Кориолан» и «Опасные связи». Роль Орлеанской девы исполнила Джемма Артертон.

24-го января стартует 13-й фестиваль «Вечера французского кино», организованный компанией «Артхаус Трафик» и Французским Институтом. В его программу вошли четыре картины, представляющие жанровое и стилистическое разнообразие ведущей европейской кинематографии.

Откроет фестиваль лента Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар», посвящённая взаимоотношениям прославленного режиссёра и сыгравшей главную роль в его картине «Китаянка» юной актрисы Анны Вяземски, разворачивающимся в разгар молодёжных выступлений 1968-го.

Другому французскому гению посвящён фильм Жака Дуайона «Роден», в котором творчество героя также оказывается неразрывно переплетено с его любовными взаимоотношениями.

Новая лента Михаэля Ханеке «Хэппи-энд» (участвовавшая вместе с «Молодым Годаром» и «Роденом» в конкурсе Каннского МКФ) повествует о вроде бы вполне благополучной буржуазной семье, чья повседневность оказывается своеобразной метафорой конфликтов и противоречий, тревожащих современную Европу.

Комедийное отражение злободневных тем представлено в картине Со Абади «Ищите женщину» о романе мусульманки и христианина, которому пытается положить конец брат девушки.

25-го января Довженко-Центр и Британский Совет представят эксклюзивный показ одного из последних «немых» шедевров украинского авангарда, «Турксиб» Виктора Турина 1929-го года, посвящённого строительству железнодорожной магистрали, призванной соединить Азию и Сибирь. Посетителям мероприятия будет вновь (после премьерного показа в 2012-м году) представлена версия картины, отреставрированная Британским киноинститутом и до сих пор почти неизвестная отечественным синефилам, знакомым с более коротким «советским» вариантом, подвергшимся цензурным искажениям.

Показ будет сопровождать исполнение бристольской группы Bronnt Industries Kapital.

Более подробная информация представлена на ФБ-странице мероприятия.

Александр Гусев. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-