День музейных селфи. Приобщаемся к прекрасному

День музейных селфи. Приобщаемся к прекрасному

1058
Ukrinform
Корреспонденты Укринформа сделали уникальные и познавательные музейные селфи в десяти регионах страны

17 января музеи Украины и мира объединяет Международный день музейных селфи. Это международная акция в рамках проекта Culture Themes.

Именно в этот день появляется идеальная возможность рассказать миру о милом вашему сердцу музее.

Для этого надо сделать селфи на фоне или рядом с любимым экспонатом и опубликовать его на своей странице в соцсетях с хэштегом #MuseumSelfie. В Украине такая акция проходит уже в третий раз. Некоторые музеи делают в этот день бесплатный вход для посетителей, другие обустраивают специальные фотозоны, проводят конкурсы на лучшее музейное селфи и награждают победителей приятными подарками.

Мы попросили наших корреспондентов присоединиться к этой замечательной инициативе, поэтому сегодня предлагаем подборку из музеев в разных городах Украины.

ТЕРНОПОЛЬЩИНА. САМЫЙ МОЛОДОЕ МУЗЕЙНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАЯ

Корреспондент Укринформа из Тернопольщины побывал в самом молодом музейном учреждении области – этногалерее «Наследие» семьи Демкур. Местные коллеги-журналисты решили тоже поддержать нашу идею. Надели народные костюмы из разных регионов Украины, образцы которых хранятся в коллекции этногалереи.

На фото Тараса Хлібовича: Олег Снітовський із керівником Тернопільського прес-клубу Тетяною Тарасенко (у старовинних борщівських сорочках) та журналістами з різних тернопільських видань
На фото Тараса Хлибовича: Олег Снитовский с руководителем Тернопольского пресс-клуба Татьяной Тарасенко (в старинных борщевских вышиванках) и журналистами из разных тернопольских изданий

Борщевская вышитая сорочка, которую примерили журналисты, – своеобразный вышитый «бренд» этого уголка Галиции, известный во всем мире.

Колекція давніх гуцульських топірців у етногалереї налічує кілька десятків екземплярів

Кроме народных костюмов со всей Украины в галерее "Наследие" можно увидеть более 100 рушников из разных регионов, иконы церковные и домашние, картины о быте селян, коллекцию керамических тарелок с рисунками, ткацкий станок в рабочем состоянии с образцами вытканного полотна, а еще – подсвечники, полки для посуды, ковры, женские драгоценные украшения, плахты, кромки, корсетки, кожухи, коллекцию кукол-мотанок и много других аутентичных вещей, которые олицетворяют наше духовное наследие.

НИКОЛАЕВ. ЕДИНСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Николаевский музей судостроения и флота – единственный такого профиля в Украине. В этом году он отмечает свое 40-летие. Экспозиция музея насчитывает около 4 тысяч экспонатов, в фондах хранится еще свыше 14 тыс. Здесь отображена история создания Черноморского флота и города Николаева.

На фото: Селфі на фоні діарами будівництва кораблів.
На фото: Селфи на фоне диорамы строительства кораблей

По словам научных сотрудников музея - Виктории Степановой и Николая Скарлата, одним из центральных экспонатов является макет 46-пушечного фрегата «Святой Николай» – первого корабля, построенного в Николаеве в 1790 году всего за 8 месяцев. Еще самого города не было, а корабли уже строили. Фрегат был на вооружении 12 лет, воевал с турками во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов и не проиграл ни одного боя. Позже в Неаполе на аукционе его, по иронии судьбы, купили те же турки.

Рядом – еще один интересный экспонат – медный астрономический глобус, привезенный из Англии в 1803 году князем Львовым, который был первым капитаном «Святого Николая». С его помощью тогдашние студенты николаевского штурманского училища учились определять курс корабля под звездным небом. У него есть брат-близнец – географический глобус, который хранится в краеведческом музее «Старофлотские казармы». Уникальность его в том, что на нем еще не была обозначена Антарктида, которую открыли лишь в 1821 году.

Особое внимание посетителей привлекает и диарама строительства кораблей на стапеле николаевского Адмиралтейства в начале 19 века (сейчас это территория судостроительного завода 61-Коммунара). Она дает представление, как тогда строили корабли – вручную, без каких-либо механизмов.

Ежегодно музей посещают более 50 тысяч человек. Это правительственные делегации, представители деловых кругов и бизнеса, туристические группы и частные лица со всех концов Украины и зарубежья. Гостями музея были посол США Джеффри Пайетт, представитель ОБСЕ Вольфганг Фридрх Ишингер, посол КНДР Чжао Сянжун и другие.

Интересный факт: если до 2013 года здесь было много российских туристов, то сейчас их практически нет. Зато существенно возросло количество посетителей из европейских стран и Америки.

ВИННИЦА. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ "МОНОКЛЬ"

Если речь идет о селфи в музее, то куда же пойти, как не в место, где собраны "дедушки и прадеды" фотокамеры привычного ныне смартфона? Тем более, что музей-ресторан «Монокль» – это винницкая новинка, он только что заработал в тестовом режиме. Интересно же обо всем узнать первыми.

Заведение открылось в самом центре города, в потайном дворике, который владельцы «Монокля» летом собираются использовать как кинотеатр под открытым небом. А с чего все начиналось, можно узнать в зале музея: здесь выставлены более трехсот фотоаппаратов разных времен и моделей – от более чем столетних, примитивных, с посеребренной пластинкой до значительно моложе «пленочных». Их соседки – первые фотокамеры и даже проектор начала ХХ столетия, в котором источником света была свеча, а 35-миллиметровую пленку надо было прокручивать с помощью миниатюрной бронзовой ручечки. Дополняют весь этот антураж ретро-фотографии.

Владелец музея Андрей Карпович по специальности – врач. Говорит, что решил создать музей-кофейню, когда коллекция перевалила за 300 экспонатов и начала «выживать» из квартиры.

- Мечтаем, чтобы наш музей превратился в настоящий клуб для любителей фотосъемки. Поэтому обустроим здесь еще и мини-библиотеку специализированной литературы, а также будем проводить фотовыставки.

ЛУГАНСКИЙ ОТВЕТ СВЯТОГОРСКУ

На фотографиях – Пещерный комплекс вблизи села Преображение Сватовского района на Луганщине. Кто их прорыл, когда, с какой целью – доподлинно не известно. Есть лишь информация, что ими занимался какой-то казак Григорий в 1894 году, но на тот момент они уже существовали. Потом о пещерах забыли, пока в 1973 году ими не заинтересовался один местный учитель и краевед и не раскопал вместе с учениками один из входов. После чего пещеры снова «законсервировали» и в очередной раз «открыли» уже после провозглашения независимости.

На сегодня установлена общая длина ходов – 240 метров. Сколько осталось нераскопанными – неизвестно. Владельца у этого комплекса до сих пор нет – как и четко определенного статуса. Но будем надеяться – все еще впереди.

ДНИПРО. В ГОСТИ К ЯВОРНИЦКОМУ И В ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

В Днипре корреспондент побывала в курене казацкого отца – Доме-музее академика Дмитрия Ивановича Яворницкого. Именно он стал основателем исторического музея в Екатеринославе, которым управлял 31 год и за это время увеличил его фонды с 5 тысяч до более 85 тысяч экспонатов. Ученый принимал участие в многочисленных экспедициях, исследуя старину, раскопал свыше тысячи курганов.

Его дом в тогдашнем Екатеринославе был центром городской культурной жизни. В гости могли приходить актеры, литераторы, музыканты, художники, врачи, ученые. Здесь по-домашнему уютная атмосфера. Кажется, будто Яворницкий только вышел и через минутку вернется. Вот лежат его очки, недочитанная книга, на столе – любимая фарфоровая чашка, за окном – чайные розы, которые так нравились его жене Серафиме.

Мы сделали селфи на фоне секретера ученого-исследователя в его кабинете. Здесь хранятся его работы – «По следам запорожцев», «Источники для истории запорожских казаков», «Вольности запорожских казаков».

Известно, что среди более 200 работ историка были не только научные, ведь Дмитрий Иванович был очень талантливым писателем и поэтом. Именно в Доме-музее можно увидеть единственный его сборник «Вечерние зори» (1910 г). Вместе с Николаем Лысенко академик Яворницкий собрал и записал более 40 тысяч украинских народных песен. К сожалению, они до сих пор еще не опубликованы.

И самый большой клад Дмитрия Ивановича Яворницкого – Словарь украинского языка его авторства.

Как объяснила старший научный сотрудник мемориального Дома-музея академика Яворницкого Ирина Завалова, всю свою жизнь Дмитрий Иванович собирал украинские слова и мечтал издать словарь. Он собрал более 55 тысяч слов, но в этом, первом томе издания 1919 года – всего 8 тысяч, остальные так и не были напечатаны. Они хранились в кабинете ученого на карточках.

«Последние годы своей жизни Дмитрий Иванович очень болел и писал в письмах, в частности, к другу Якову Новицкому, что только сейчас, умирая, понял, что язык – это самое ценное сокровище, а он, к сожалению, копал не те сокровища».

Интересно, что в 1915 году Яворницкий проводил экскурсию последнему российскому императору – Николаю II. По легенде, ученый взял у него 30 копеек за входной билет, а половину экскурсии провел на украинском языке. А Николай II вроде бы сказал Яворницкому: «Николай Иванович, я вас вижу каждый день у себя в кабинете», имея в виду картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», котороую царь купил у художника, сейчас она хранится в Русском художественном музее в Санк-Петербурге.

А вот технический музей «Машины времени» в Днипре – сравнительно молодой (открылся в 2014 году), и его продолжает развивать основатель – автолюбитель Михаил Прудников.

Сегодня музей «Машины времени» собрал уже около 50 экземпляров ретроавтомобилей из разных стран и эпох. Здесь вы увидите американские грузовые автомобили, крошечный СМЗ С-3А, известный по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», изящные ГАЗ-21, «Победы» и шикарные, блестящие «Чайки».

Мы сделали селфи на фоне старого правительственного автомобиля ГАЗ-14 «Чайка». Такие машины выпускали 11 лет – с 1977 по 1988, с конвейера сошло всего 1100 экземпляров. Мощность – 220 лошадиных сил, которые способны разогнать авто до 180 км в час. А длина – 6 метров 20 сантиметров.

СЛАДКАЯ СЕЧЬ В ЗАПОРОЖЬЕ

В Запорожском областном краеведческом музее экспонируется самая вкусная Запорожская Сечь – копия воссозданной на острове Хортица Запорожской Сечи, а также яркие картины из настоящего украинского шоколада.

На выставке также представлены золотые украшения скифов и сарматов, серебряный орел римского легиона, фотографии немецких летчиков, которые воевали под Запорожьем во время Второй мировой.

А еще – выставки, посвященные АТО, героям УПА. В этом музее проводят мастер-классы, тематические ночные экскурсии в сопровождении этнической музыки, интерактивные выставки... этот список можно продолжать и продолжать.

ЗАКАРПАТЬЕ. НЕОБЫЧНЫЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ ФЕДОРА МАНАЙЛО

Дыньки Федора Манайло – уникальное искусство, созданное совместно с природой. Ко дню селфи в музее корреспонденты Укринформа из Закарпатья открыли уникальную палитру творений художника Федора Манайло – его серию декорированных дынек-лагенарий. Художник Федор Манайло на Закарпатье, его вотчине, известен как один из столпов Закарпатской школы живописи. По ту сторону Карпат его знают по совместной работе со звездным режиссером Параджановым над фильмом «Тени забытых предков» – это фильм всех времен и народов выглядит так именно благодаря художнику Манайло – уникальному знатоку быта Гуцульщины.

- Декорированных дынек примерно сотня, Федор Манайло начал создавать их в середине 60-х годов, и работал над ними уже до конца своей жизни. Ушел из жизни дед в 1978-м, поэтому все, что создано – это работа в течение чуть более чем десятилетия, – рассказывает внучка художника Виктория Манайло-Приходько, директор дома-музея художника в Ужгороде, где, собственно, и хранится эта уникальная коллекция гравированных дынек. – Плоды обработаны формальдегидом самим художником еще во время работы – то есть, почти 40 лет назад. Но, очевидно, требуют ухода реставраторов.

Рассматриваем уникальные диньки – они хранятся в доме-музее за стеклом, на полках, некоторые – в отдельных экспозициях. Каждая – действительно чудо: лицо ли это девушки, или женщины, или охотника, или деда-гуцула, или колоритной бабы. Очевидно, форма плода подсказывала художнику, что именно там изображать. Интересно, что каждой работе художник давал название. На некоторых дыньках – целые триптихи, как на «Ткачихе»: здесь показано, как девушка прядет пряжу, как наматывает нити и ткет рушник. Также поражает «Хор девушек» – вытянутая дынька, на которой изображены семь поющих девушек.

- В Украине художником-декоратором тыкв-лагенарий был только Федор Манайло, – рассказывает Виктория Манайло-Приходько. – Позже еще одна художница, Анна Мигович, приходила к нему на специальные студии по этому виду прикладного искусства. Интересно, что художник сам и выращивал дыньки. Сначала на небольшом участке ужгородской Станции юных натуралистов, потом в своем дворе и на соседних с домом участках. Мастер иногда не ждал созревания дыньки, а гравировал «на корню» – впоследствии нанесенный иглой циркуля или ножом узор вместе с дынькой рос, менялся, наливался: природа участвовала в создании произведения искусства. Но все же, большинство дынек декорированы после срезания. Собирал художник урожай в октябре, давал им высохнуть, а потом уже на затвердевшей оболочке создавал узор. Иногда мастер в надрезы орнамента втирал черную или красную тушь, чтобы рисунок приобрел большую выразительность. Такой вид декоративно-прикладного искусства был популярен в начале, даже до середины прошлого века у закарпатских лемков и долинян. Селяне широко использовали декоративную тыкву с твердой корочкой в качестве разнообразной посуды.

ИВАНО-ФРАНКОВСКИЕ АНГЕЛЫ УКРАИНСКОГО МИКЕЛАНДЖЕЛО

Музей искусств Прикарпатья на майдане Шептицкого в центре Ивано-Франковска разместился в помещении, которое является историко-архитектурным памятником национального значения 17 века. Раньше Коллегиальный костел Непорочного Зачатия Девы Марии был усыпальницей рода Потоцких. Музей владеет одной из лучших коллекций галицкого сакрального искусства. Три ангела-путти Иоганна-Георга Пинзеля, которого называют «украинским Микеланджело», Музей искусств Прикарпатья представлял в Париже, когда в 2013 году Лувр открывал экспозицию «Скульптор барокко в Украине в середине XVIII века: Иоганн Георгий Пинзель».

Украинское изобразительное искусство в Музее искусств Прикарпатья представляют также работы классиков западноукраинского живописи: Корнила Устияновича, Ивана Труша, Ярослава Пстрака, Юлиана Панькевича, Елены Кульчицкой, Осипа Сорохтея, Михаила Зория, Дениса-Льва Иванцева, Антина Манастырского, Олексы Новакивского и его учеников. Также Музей хранит произведения народных мастеров, которые открывают искусство четырех этнокультурных регионов Ивано-Франковщины: Гуцульщины, Бойковщины, Ополья и Покутья.

ХАРЬКОВ. СТАРЕЙШИЙ В УКРАИНЕ МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Старейший в Украине Музей кукол Харьковского академического театра кукол им. Афанасьева открылся в 1954 году, а коллекция начала собираться с 1953-го.

Первой экспозицией, представленной посетителям сразу после открытия, была маленькая кукольная выставка героев из спектаклей Харьковского кукольного театра, которая располагалась в его бывшем помещении в Доме актера.

Когда театр переехал в свое нынешнее помещение, под музей сразу отвели весь третий этаж. Коллекция театральных кукол со временем обогатилась уникальными экспонатами из Польши, Болгарии, Германии, США, Канады, Франции и других стран.

Есть здесь плоскостные (плоские, изготовленные из фанеры) куклы из спектакля «Король Убю» шведского режиссера Микаэля Мишку, который основал в 1958 году в Стокгольме театр кукол и сумел изменить устоявшиеся стереотипы о его эстетике, а также кукла мальчика Цендерике (его часто путают с Буратино или Пиноккио), подаренная новатором знаменитого румынского театра "Цендерике" Никулеску.

Старейшими в экспозиции являются куклы первых российских и советских кукольников: Нины и Ивана Симонович-Ефимовых. Их пионерку Нюру и еще несколько работ подарил харьковчанам сын художников.

Представлен в этом музее и традиционный украинский кукольный театр – вертеп, в котором показывали рождественские представления. В советские годы эта традиция уничтожалась, но несмотря на гонения главный художник харьковского театра Алексей Щеглов (1955-1980 гг.) за собственные деньги смастерил деревянный двухэтажный дом с куклами, а также заказал колесную лиру для музыкального сопровождения спектакля. Премьера "Украинского вертепа" состоялась в 1975 году.

На сегодня в музее более 11 тысяч экспонатов: кукол, эскизов, афиш, макетов и фото.

Снимок сделан возле кукол из очень популярного спектакля театра "Тень" по Евгению Шварцу.

ЛЬВОВ. ОРУЖИЕ И ЛЕКАРСТВА

Аптека-музей «Под черным орлом» на площади Рынок является старейшей из существующих аптек Львова, превращена в единственный в Украине музей, где можно осмотреть старинное аптекарское оборудование и цветники, которыми пользовались средневековые аптекари.

В аптеке-музее, которая с 1735 года и по сей день работает и как обычная аптека, собраны аптечная посуда и таблеточные машины разных веков, старинные весы, траворезки, средневековые гербарии. Здесь можно осмотреть старинные каменные ступки, в которых готовили мази или толкли высушенные лекарственные растения.

В музейных комнатах можно увидеть уникальное аптекарское оборудование разных эпох: амфоры XIV века для перевозки и хранения жидкостей, коллекцию деревянных и металлических аптекарских прессов, тигли, мензурки, колбы, бутыли, оригинальные кубы для дистилляции воды, мельнички для измельчения и растирания твердых препаратов, образцы целебных растений.

Также здесь собраны документы по истории фармации от древности до наших дней.

Музей оружия Арсенал является отделом Львовского исторического музея, в котором размещена постоянная экспозиция исторического оружия. Он был открыт в 1981 году в недавно отреставрированном городском арсенале. Здесь экспонируются образцы старинного оружия всех основных видов из более 30 стран мира. Достопримечательности, представленные в Музее-Арсенале – это небольшая часть коллекции оружия Львовского исторического музея, которая насчитывает около 4,5 тыс. единиц.

Подготовили корреспонденты Укринформа

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>