Иван Ясний, режиссер киноленты “Миф” - 23.01.2018 14:49 — Новости Укринформ
Иван Ясний, режиссер киноленты “Миф”
Василий Слипак ради Майдана разошелся с девушкой-россиянкой
23.01.2018 14:49 1028

С Иваном Ясним, известным украинским кинодокументалистом, продюсером, оператором, автором ряда популярных телевизионных проектов, режиссером лент «Война за свой счет», «Добровольцы Божьей четы», беседуем в его родном Тернополе, куда он приехал, чтобы уточнить некоторые организационные моменты, касающиеся премьеры новой киноленты «Миф».

Этот фильм – история жизни Василия Слипака – оперного певца с мировым именем и неповторимым голосом, кавалера орденов «За мужество», «Золотой Звезды», Героя Украины, солиста Парижской национальной оперы, который погиб в июне 2016 года на Светлодарской дуге как настоящий воин – на передовой. Его смертельно ранил снайпер, когда Василий стоял за пулеметом – бронебойная пуля калибра 12,7 мм пробила два короба с патронами, не спас бойца и бронежилет...

Режиссеры фильма «Миф» – Иван Ясний и его коллега Леонид Кантер. С 26 января начинается допремьерный тур ленты в более чем двадцати городах Украины, а на 8 февраля в Киеве в кинотеатре «Украина» запланирована премьера фильма.

ПРОМОТУР: ИЗ СТРАН ДАЛЕКИХ – В УКРАИНУ

- Иван, уже прошло несколько месяцев, как в соцсети идет 2-минутный официальный трейлер киноленты «Миф». Еще несколько дней – и украинский кинозритель увидит полностью вашу с Леонидом Кантером авторскую работу. В то же время, знаю, фильм уже смотрят за рубежом. Почему именно так?

- Да, промотур, показ киноленты длится уже второй месяц в США. Часть творческой группы побывала с фильмом в Калифорнии, проехала все побережье Тихого океана. «Миф» увидели в Чикаго, Детройте, Нью-Йорке, Нью-Джерси, в других городах США. Потом – Канада, Италия, Франция, Новая Зеландия... Мы выбрали именно такой способ продвижения нашего фильма – из краев далеких – в Украину, к истокам, где начиналась и прервалась, как песня на высокой ноте, жизнь Василия Слипака. А здесь, в Украине, у нас договоренность с сетями кинотеатров «Кинопалац» и «Мультиплекс», что киноленту покажут во всех областях страны.

- А вообще, как так случилось, что именно вы с Леонидом взялись за создание этого кинофильма?

- После того, как мы с фильмом «Добровольцы Божьей четы» – о защитниках Донецкого аэропорта объехали 22 страны, все регионы в Украине, многие уже знали, что мы серьезно занимаемся кинодокументалистикой. И где-то через месяц после смерти Василия Слипака, его побратимы предложили нам эту тему... Это было летом 2016-го.

- Иван, вы знали о Василии больше, чем рядовые украинцы?

Часто мы даже ничего не знаем о наших земляках, которые мощно представляют Украину за рубежом и достигли там уважения и статуса

- Скажу откровенно, лично я о Василии чего-то такого особенного не слышал. Хотя не раз бывал во Франции, даже некоторое время там жил, в доме моей бабушки. О нем узнал только тогда, когда он погиб, что Василий был оперным певцом, жил 19 лет во Франции. И это тоже для меня был момент для раздумий, что мы часто не знаем о наших земляках, которые мощно представляют Украину за рубежом и достигли там определенного уважения и статуса. И узнаем о них, к сожалению, когда они уходят в мир иной... Поэтому вместе с моим коллегой, режиссером Леонидом Кантером, захотели глубже войти в эту тему: что побудило Василия Слипака поступить именно так, как он поступил.

ПАРИЖ, МАЙДАН И ДРАМАТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

- Может, это банально, но, наверное, чтобы сделать правдивый фильм, который бы «держал» зрителя, нужно в некоторой степени «слиться» воедино с героем ленты, понять его сущность?

- Вы правду говорите. Знаете, работая над фильмом, постепенно начинал для себя открывать этого человека – Василия Слипака, который немало делал для Украины, начиная с Майдана Достоинства...

- А до Майдана украинская диаспора во Франции о Василии знала?

- Как ни странно, знала мало. И вот, когда начался Майдан, его все эти события сильно, глубоко задели. Он, по сути, организовал мощное волонтерское движение во Франции, направленное на помощь Украине, вместе с единомышленниками основал волонтерскую организацию «Украинское братство», делал благотворительные концерты, а на вырученные деньги покупал вещи, необходимые на фронте, в Украине.

- Как это все ему удавалось? Ведь, насколько я понимаю, он имел основную работу – солист Парижской национальной оперы?

- Это удивляло всех. Он как-то выкраивал время. Чуть ли не ежедневно организовывал в Париже и других французских городах митинги, собрания в поддержку Украины, много людей туда приходило.

И так не только во Франции, но и в других странах, где он гастролировал. И вот, характерно, нам рассказывали, что то волонтерское движение во Франции, который основал Василий, действует и до сих пор, и активно.

А на фронт он ездил во время отпусков, говорил, что он должен там быть – и все, его туда просто тянуло, где пишется история Украины.

- Как же воспринимали такое желание рисковать жизнью его друзья, близкие, там, во Франции?

- Сначала в те дни, когда в Киеве разворачивались такие героически-трагические события, у Слипака в Париже была девушка-россиянка, которая в свое время приехала во Францию к подружке и там познакомилась с Василием, а он уговорил ее остаться. Друзья говорили, что это была невероятная любовь, такая действительно романтическая история. Скажем, когда они были на расстоянии, то даже на ночь скайп не выключали, чтобы таким образом быть ближе друг к другу...

И мы в нашем фильме об этом тоже говорим, о той драме, которая впоследствии возникла между ними, в их отношениях.

- Что же произошло?

- А произошло то, что его возлюбленная не воспринимала Майдан и все, что было с ним связано, не одобряла того, что делал Василий, его поддержки того майдановского порыва в Украине. А ту девушку это все нервировало, что у Василия так ярко проявилась любовь к Украине. И отношения между ними охладели. Даже в фильме – она говорит, что для нее Василий еще тогда умер, когда начал помогать Украине, начиная с Майдана. И это все для меня тоже было просто потрясением – такой поступок, такой его выбор.

- Во время работы над фильмом в вашем воображении образ Василия Слипака менялся?

Василий Слипак имел какой-то особый дар притягивать к себе других – своей открытостью, правдивостью, абсолютным сдерживанием слова, обязательностью перед другими

- Знаете, когда со всего мира стали присылать материалы, фрагменты видео, сообщения, фото, мы вынуждены были часто даже менять монтаж ленты, потому что приходила новая информация, которая по-новому ложилась в будущую канву фильма. Пришлось переделывать уже сделанное, а это все – время, нервы, диалоги, иногда даже довольно горячие в нашей творчесской группе. И вот тогда я постепенно начал чувствовать этого человека, его большую душу, открытое сердце. Василий имел какой-то особый дар притягивать к себе других, своей открытостью, правдивостью, абсолютным сдерживанием слова, обязательностью перед другими. И это меня так взволновало, что я даже начинал чувствовать, что вот он – мой давний товарищ, именно так – товарищ... Были очень тяжелые моменты во время монтажа, можно было пойти более легким путем, но как будто имел какой-то долг перед Василием, что нет, так нельзя, надо сделать на все сто, максимально воплотить то, что задумывалось. Это, на мой взгляд, чувствуется в самой ленте – вот такая максимальная исчерпаемость отдельных эпизодов, сцен, видеоряда, звукового оформления.

КАК ДЖЕЛЬСОМИНО СТАЛ ВАСИЛИЕМ СЛИПАКОМ, А ТОТ – КАЗАКОМ

- Вы затронули технический процесс создания ленты. А какова ее канва? Понимаю, возможно, нельзя говорить об этом перед премьерой, но, хотя бы штрихами.

- Мы, если можно так сказать, совместили в фильме два жанра: собственно, документальное кино, фрагменты концертных выступлений Василия Слипака и анимацию.

- Анимацию в документальном фильме, как это?

- Я рискнул, пошел на такой шаг, потому что его подсказывала сама логика сюжета киноленты. Вернее, две сюжетные линии, которые между собой переплетаются, органично дополняя друг друга, – линии, которые похожи настолько, что забываешь, где вымысел, а где реальность.

- О чем же идет речь?

- У нас возникла идея – использовать историю, изложенную в книге Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов».

- О, помню эту книгу! Где-то в первом-втором классе мне ее читали родители. Красочная такая, о стране, где подменялись понятия правды и лжи, где все вынуждены были лгать, поступать наоборот, вопреки логике. Очень странно, что в 50-60 годы советская цензура не разглядела в этой сказке сходства с тогдашней действительностью.

- Да, помните, там был главный герой – Джельсомино, юноша с волшебным голосом, который своим пением одолел злого короля. От этого пения-поступка все становилось на свои места, правда делалась правдой, ложь – ложью, зло – злом, а добро – добром. Неповторимый, кристально-чистый голос Джельсомино возвращает в город правду, а сам юноша становится знаменитым певцом.

- То есть, было решено провести определенные параллели с Василием Слипаком?

- Больше того, сам Василий Слипак также присутствует в этих анимированных иллюстрациях, на них он из певца становится казаком. Мы к этому, так сказать, «подводим» зрителя, чтобы он сопоставил некоторые вещи, задумался, что Василий Слипак тоже своим голосом воевал против тирана. Отдельные сцены мы снимали во французской школе, где учительница читает ученикам книгу о Джельсомино, кстати, мы еле нашли эту книгу во Франции. Издание не новое, где-то тридцатилетней давности. Так вот, она читает детям эту сказку. А потом все переходит в мультипликацию, которую сделал украинский карикатурист, фронтмен группы OT VINTA Юрий Журавель. И в конце, когда понятно, что Василий погиб, – снова в кадре учительница, которая сидит с детками, а они спрашивают, это все настоящая история? И она говорит, что это – сказка, но история о Василии Слипаке, который погиб за Украину – она настоящая... В книге Джельсомино победил и победила его страна, которая стала свободной. А в Украине борьба за независимость еще продолжается.

МУЗЫКА, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СЛОВА...

- Безусловно, такой неожиданный ход, как анимация, усилит восприятие увиденного на экране, наверное, как и соответствующее музыкальное оформление. Помню, сколько добавили эмоций музыка, фрагменты песен в ваших предыдущих лентах – «Война за свой счет» и «Добровольцы Божьей чота», а как расставлены музыкальные акценты в «Мифе»?

- Прежде всего, мы исходили из того, что музыка имеет изобразительный характер, ею можно много сказать того, чего не скажешь другим образом. Ведь именно музыка усиливает режиссерское видение, дополняет характер, внутренний мир киногероя, создает определенное эмоциональное пространство не только во время звучания, но и в момент, когда мелодия затихает и ее уже нет. А зритель еще «по инерции» живет увиденными кадрами и мелодией, которая только что звучала в фильме.

То есть, музыка оставляет гигантский шлейф эмоционального восприятия, и здесь, думаю, очень важно ее, так сказать, «мелодичное» насыщение.

- А это, прежде всего, зависит от тех, кто, собственно, пишет музыку для киноленты. Кто же они, создатели музыкальной составляющей вашей киноленты?

- Без преувеличения скажу, что музыку для «Мифа» создали и предоставили одни из лучших композиторов современности. Среди них – Евгений Гальперин, который живет во Франции. Он сотрудничал с известным французским кинорежиссером и сценаристом Люком Бессоном и американским режиссером Барри Сонненфельдом и был близким другом Василия Слипака. Кстати, напомню, что именно Евгений получил престижную испанскую премию Гойи за лучший саундтрек к фильму «Ева: искусственный разум», он – автор саундтреков к научно-фантастическим, детским фильмам, триллерам. В создании музыкального наполнения фильма также принимали участие основатели современного художественного фестиваля «Porto Franko», композиторы Роман Григорьев и Илья Разумейко, которые представят современную украинскую оперу в мире вместе с формацией NOVA OPERA и Эдуардом Приступой, известным на украинской сцене, как Диля.

О СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, «СПИЛЬНОКОШТЕ» И ГОСКИНО

- Иван, теперь несколько слов о таком важном аспекте создания любого фильма, как финансы. На какие деньги создавался «Миф»?

- Начинали с Facebook, социальных сетей, где писали о том, почему я, Леонид Кантер, продюсеры Екатерина Мизина и Александр Дризм взялись за создание этого фильма, обосновали смету ленты. Проводили брифинги, пресс-конференции, во время которых рассказывали о Василии Слипаке, о будущей киноленте. Кроме этого, свой проект подали на рассмотрение общественной организации “Гараж Генг”, разработчику и регулятору программы «Спильнокошт».

- И что, как откликнулась «мировая паутина» на такую идею?

- Скажу, что за два месяца благодаря меценатам мы собрали 370 164 грн.

- И этих денег хватило для создания ленты?

- Нет, конечно. Для возможного получения финансирования фильма мы еще подали заявку и попали в перечень проектов-победителей первого этапа Десятого конкурсного отбора кинопроектов, претендующих на государственное финансирование. И вот, победителем стал именно наш фильм «Миф». Госкино Украины выделило для завершения работы над фильмом 620 тыс. грн, при общей стоимости производства 1 млн 577 тыс. 282 грн.

КОГДА СМЕРТЬ РАДИ КОГО-ТО НЕ НАПРАСНА...

- От денег – к ощущениям. Возможно, это очень общий вопрос, но все-таки, что чувствовалось во время более чем годовой работы над фильмом, были моменты определенной усталости, возможно, отчаяния, что не все задуманное удастся?

- Всякое бывало. Не раз приходилось просто чуть ли не засыпать за монтажным столом в студии... Но главное не это, а то, что были моменты, и в начале, и в середине фильма, когда мы иногда пробовали что-то изменить, но снова возвращались к первоначальному варианту. Будто кто-то этого не давал нам сделать, а направлял к тому, что было задумано, и это впоследствии оказывалось удачным. И это касается встреч с отдельными людьми. С некоторыми из них нам просто никак не удавалось встретиться. И те же люди позже нам говорили, что какой-то внутренний голос им подсказывал, что не нужно им это или другое рассказывать, вспоминать... То есть, возникал некий психологический барьер, который отсеивал что-то лишнее, и, наоборот, исчезал в определенные моменты работы над фильмом.

- Вы общались со многими людьми, которые знали Василия Слипакаи в Украине, и на передовой, и в Париже. Что они говорили о нем, о его решении покинуть, пусть и временно, большую сцену и уйти на войну?

- Скажу откровенно, люди, которые знали Василия и с которыми мы встречались, говорили нам, что Василий, с его слов, имел острую потребность быть в такое время в Украине, он не мог не поехать на фронт и сделал это осознанно, стал бойцом-добровольцем. Кое-кто из его друзей говорил, что у него было такое предчувствие, будто должен погибнуть, но все равно ехал не раз туда, на войну, в Украину. Хотя многие его убеждали не делать этого. Более того, в Париже, на одной из вечеринок, куда пригласили Василия, ко всем подходила экстрасенс и как бы в шутку, каждому рассказывала о его будущем. А когда подошла к Василию, то вся побледнела и впоследствии, когда узнала, что он едет на войну, сказала ему, чтобы он этого не делал.

- А это правда, что позже, когда Василий уже погиб, кое-кто говорил, что на эту трагическую смерть повлияли его сценические образы. Ведь он исполнял отрывок из оперы «Демон», «Реквием», роль Смерти. А еще же была партия Дьявола в «Жанна д'Арк на костре», ария Мефистофеля в «Фаусте», эта его роль, которую он больше всего любил и отсюда – его позывной «Миф», как сокращение от Мефистофеля, все это тоже, мол, привело к трагической гибели...

- Действительно, были такие разговоры... А его брат, Орест, рассказывал нам, что когда Василий ехал на Восток и останавливался у него в Киеве, то был такой молчаливый, в раздумьях...

- То есть, он чувствовал, что с ним должно что-то произойти?

- Не знаю, получается, что так. Похоже на то, что он сознательно это все делал, давая себя в жертву, будто знал, что его смерть будет иметь определенный резонанс.

- И это, в определенной степени, так и произошло.

Каждая смерть ради кого-то, даже ради идеи, не напрасна – это главный тезис фильма

- Да, после его гибели вокруг его имени началось какое-то движение – фестивали, благотворительные концерты во Франции, улицы назвали его именем, создали именной Фонд, художественный марафон провели, возле входа в Большой зал Национальной музыкальной академии Украины открыли памятную доску, которая засвидетельствовала, что этому залу присвоено имя Василия Слипака. То есть, началась определенная героизация как его имени, так и всего, что он и его побратимы делали и делают на этой войне на Востоке Украины. И это все для меня очень трогательно. В конце концов, не только для меня. И именно в фильме дается ответ на вопрос: напрасной ли была его смерть? Потому что иногда у некоторых возникает вопрос: а ради чего он погиб, все это было напрасно, зачем это все? Кое-кто говорит, что бесполезно, и если бы Василий и дальше пел, то сделал бы больше... Но каждая смерть ради кого-то, даже ради идеи, не напрасна – это главный тезис фильма.

ЗА ЧТО ЖЕ ПОГИБ "МИФ"?

- Во время съемок фильма вам приходилось бывать на передовой, что вспоминаете о тех днях?

- Да, мы ездили на передовую, на съемки, чтобы отснять те места, где воевал Василий, где он погиб, встретиться с его побратимами.

Разумеется, мы предварительно договаривались с теми, кто воевал вместе с ним. Один из бойцов сразу же сказал нам, что сохраняет видео на мобилке, где есть Василий и готов все это передать нам. И вот, когда мы туда приехали, нам сказали, что этот боец вчера погиб, этот парнишка. Но нам дали его мобильный телефон, где были записи о Василии...

Еще один такой момент. Мы договаривались о встрече с братом Василия, Орестом, а в день встречи, когда я его увидел, то сразу же вспомнил, что виделся с ним еще в 90-х годах. Я ему тогда содействовал в изготовлении вызова во Францию, где в то время жила моя бабушка. И я ему привез тот вызов-приглашение. Орест поехал, взял с собой кассету с записями выступления Василия. Позже там, во Франции, он встретился с известным композитором украинского происхождения Марьяном Кузаном. Орест оставил ему кассету с записями и, услышав голос, пение Василия, Марьян Кузан сделал все, чтобы Слипака пригласили на всемирно известный музыкальный фестиваль в Клермон-Ферране. И вот, он туда приезжает, выигрывает Гран-при, ему предлагают остаться во Франции и петь там, он остается, имея прекрасную естественную память, досконально изучает французский, а кроме него, знает еще семь языков.

- То есть, там, в Париже, для Василия Слипака, одного из лучших в мире оперных певцов с неповторимым одновременно и баритоном, и меццо-сопрано, этим действительно уникальным явлением в природе и вокальном искусстве, были все условия для карьерного профессионального роста.

- Именно так, чего только стоит его ария «Тореадор», за исполнение которой Василий получил приз «Лучшее мужское выступление» на международном фестивале оперных певцов Armel Opera Festival, а роль Мефистофеля, героя оперы «Фауст», овации переполненных театральных залов... Но он выбрал другой путь. И я об этом всем сразу подумал, когда встретился после стольких лет с Орестом, что в какой-то степени я тоже причастен к судьбе Василия Слипака, опосредствованно, через его брата. Вот такие перипетии жизни... И этот случай меня еще больше сподвиг сделать в фильме все на совесть, добротно.

- Еще такой вопрос. Вот, все, что задумывалось, использовано в фильме или что-то осталось, как говорят, «за кадром»?

Фраза Василия «Как мужчина, могу быть на войне, а как артист – могу делать максимальную популяризацию Украины во Франции» – кредо последних лет его жизни

- Очень многое в фильм, продолжительность которого 63 минуты, не вошло но, думаю, оно еще будет использовано каким-то образом в будущем. Например, колебались, стоит ли привлекать в фильм родителей. Мы с ними встречались, но так и не сняли их. Просто не хотели лишний раз травмировать.

А вообще, было такое ощущение, что абсолютно все, о чем мы должны были узнать и показать, мы получили и узнали.

- В завершение, Иван, если бы так обобщить, то... о чем получился, по вашему мнению, фильм «Миф»?

- Прежде всего, фильм – это история о любви. Потому что сам Василий – красавец, молодой человек, сгусток мощной, сильной любви ко всему. Он, если любил, то безгранично, если любил девушку, то это был невероятный порыв всего сердца, всей души, отдавал этим чувствам всего себя. И так же это касается Украины, из-за любви к которой он и поехал на фронт, говоря, что пока война не закончится, он будет там, а потом вернется петь. Ведь фраза Василия «Как мужчина, могу быть на войне, а как артист – могу делать максимальную популяризацию Украины во Франции» – кредо последних лет его жизни. И вот, мы сначала рисовали линию фильма, чтобы раскрыть тему – он все это делал сознательно, идя на такую жертву. Но в процессе набора материала перевесила другая тема – отношения девушки и парня. Взаимоотношения, которые прекратились из-за того, что парень ради определенного идеала разрывает эти отношения, бросает свою работу, пение, славу и идет на войну, защищая Украину.

И это самое главное, за что погиб Василий Слипак...

Олег Снитовский, Тернополь

Фото: автора, фотоархива Ивана Ясния, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>