«Смерть Сталина» и жизнь Сталина в России

«Смерть Сталина» и жизнь Сталина в России

Аналитика
681
Ukrinform
К запрету сатирической комедии в РФ и началу ее проката в Украине

25 января, как положено, в Украине выходит на экраны англо-французская кинокомедия «Смерть Сталина». Очень советую сходить на нее (почему – расскажу ниже).

А вот в России, как нетрудно догадаться, у зрителей такой возможности не будет. За два дня до премьеры Минкульт РФ отозвал прокатное удостоверение; а сам глава минпрачечной Владимир Мединский заявил, что фильм в России могут воспринять как насмешку «над всем советским прошлым», в том числе над жертвами сталинизма.

На самом же деле запрет, наложенный на показ «Смерти Сталина», ясно показывает «жизнь Сталина» в России. Шарлю де Голлю приписывается броская фраза «Сталин не ушел в прошлое – он растворился в будущем». Ее, кстати, частенько повторяют и сталинисты, видя в ней похвалу. В действительности же – это грозное предупреждение. Ну не происходит в России Покаяния, ну не хочет российское общество «расставаться с прошлым, смеясь».

ИЗ ЧЕГО И КАК СКЛАДЫВАЛАСЬ КАРТИНКА

Картина основана на двухтомном французском графическом романе Фабьена Нури и Тьерри Робена с одноименным названием – La mort de Staline. (Первый том «Агония» вышел в 2010 году, второй том «Похороны» – в 2012 году). Роспроп, отменяя фильм, заявляет об оскорблении чувств (появилась даже отдельная шутка – «оскорбление чувств верующих в Сталина»). На самом же деле, авторы говорят, что работая над этим комиксом, отдельные особо макабрические и абсурдные исторические детали вынуждены были опустить.

Фото: volgafilm.ru
Фото: volgafilm.ru

Идея экранизировать историко-политический комикс возникла во время Каннского кинофестиваля-2016. Режиссером был назначен известный шотландский телережиссер, комик, либретист, сатирик Армандо Ианнуччи. Сценарий писала большая команда: кроме него еще три человека. Они усилили сатирический посыл по сравнению с графическим романом (этаким нуаром-хоррором на основе сталинского (в)ампира). Но трагизм и ужас истории в итоге сохранился. И в сочетании с бурлеском, гротеском это производит сильное впечатление.

Важная деталь – авторы комикса вдохновлялись классическим фильмом Стенли Кубрика в похожем жанре политического черного юмора, сатиры «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу».

А вот авторы кино для улавливания атмосферы смотрели другое кино. Прежде всего, «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего (в фильме Иануччи в память об этом Берия пакет с компроматом на конкурентов передает со словами: «Хрусталев, лови!»). Во вторых, «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова. Не правда ли, забавная деталь, которая самому Никите Сергеевичу удовольствия не доставляет – ведь он был одним из группы инициаторов отзыва прокатного удостоверения. В ходе подготовки к съёмке, авторы кино посетили Кремль, дачу Сталина, общались с историками и заставшими 1950-е годы москвичами. И, по-моему, уловить атмосферу, аромат (в том числе и смрад) времени им удалось.

Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто (сентябрь-2017). Отзывы критики были хорошие – автора хвалили за классный актерский ансамбль, умение рассказать смешно о страшном; просто и обобщающе – о вечном и сложном. В Европе он был в прокате еще в октябре прошлого года.

Фото: volgafilm.ru
Фото: volgafilm.ru

РОССИЯ: ПРОКАТ – В ПРОЛЕТЕ

17 января фильм получил прокатное удостоверение в России. Но пять дней спустя этот недосмотр был исправлен. Подводные течения и приводные ремни этой истории точно не известны. Предположения делаются разные. Одно из самых распространенных – что Мединский, вот уже полтора года находящийся под угрозой отставки, решил показать свою идеологическую ретивость. Некоторые же подозревают главу Минкульта в банальной мести. Накануне прокатчик «Смерти Сталина» – компания «Вольга» сумела отстоять отодвинутую по коммерческим причинам премьеру семейного фильма «Приключения Паддингтона-2».

Мелкая мстительность тут, конечно, тоже могла сыграть свою роль. Но все же как-то уж слишком размашисто начали работать ура-патриоты. В среду Общественный совет при министерстве культуры РФ попросил генпрокурора Юрия Чайку проверить фильм «Смерть Сталина» на наличие признаков экстремизма. Вот слова этих милых людей: «Фильм направлен на возбуждение ненависти и вражды, на унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности, а это признаки экстремизма». Кроме того, в трейлере члены общественного совета усмотрели оскорбительное отношение к гимну СССР: «Используются непристойные выражения и действия под звучание государственного гимна».

Фото: volgafilm.ru
Фото: volgafilm.ru

Под шумок этих волнений за нравственность россиян раздаются предложения ввести предварительную цензуру. Правда, это противоречит действующей Конституции РФ, принятой 25 лет назад. Но ведь можно придумать другое слово для процедуры. Да и вариант переписывания Конституции в ожидании президентских «Выборов-2024» считается вполне реальным.

ЭСЭМЭС: СМЕШНО-МЕРЗКО-СТРАШНО

О «Смерти Сталина» в российском информполе уже сказано многое. Печально, что многие (в том числе либеральные общественные деятели и журналисты) развернуто высказываются о картине, так и не посмотрев ее. Просто неудобно глядеть, когда на вопросы сторонников запрета «Вы сами-то видели?» следует ответ: «Видел... Но только трейлер».

Фото: volgafilm.ru
Фото: volgafilm.ru

Фильм сильный, хотя все же не шедевральный. Больших призов он не получил и не получит. Но поскольку «Смерть Сталина» касается нашей истории, то нам для просмотра обязательна. Картина зажата в тиски между двумя смертями – Сталина и Берии. И еще – помещена в рамки титров. В начале титры сообщают, что в те времена, долгие десятилетия спецслужбы в СССР имели огромную и страшную власть над народом. В финале титры рассказывают, что случилось после гибели, казалось бы, всесильного Лаврентий Палыча. К власти пришел Хрущев. Через несколько лет он оттеснил от власти остальных своих союзников. А в 1964 году его самого сместил Брежнев.

Учитывая, что между этим показана яростная и абсурдная «схватка бульдогов под ковром», одновременно и смешные, и страшные интриги в борьбе за престол, то вырисовывается объемная обобщающая картина системы власти в СССР-России – безнадежная диктатура. Безнадежная во всех смыслах – от ручейков и рек невинной крови, от  общей бессмысленности происходящего. И из-за хаоса возникающего при выяснении, кто «царь горы».

Последнее особенно важно. Сам роспроп раскрутил тему, что это провокация Запада – показать фильм в России накануне Выборов-2018. На воре шапка горит. Вся эта мышино-бульдожья возня героев «Смерти Сталина» так узнаваемо похожа на российскую политику всех времен, включая нынешнее (достаточно вспомнить расшифровки разговоров главы «Роснефти» Сечина и осужденного экс-министра Улюкаева), что российской бюрократии разных звеньев смотреть на все это крайне неприятно.

Особенно нынешнему «царю горы». Правда, еще неизвестно, на кого из героев данного фильм он окажется в итоге больше похож. Если помрет престарелым диктатором, валяющимся на ковре в своей моче (а не подмененной, как это сейчас в России принято) – значит, он таки-да Сталин-лайт. Если же его сместят в результате какого-то переворота, то в зависимости от реалий и кровавости этого переворота – на Берию, Маленкова или Хрущева.

Не хочу спойлерствовать, пересказывая какие-то детали фильма. (А там много такого, что проситься к пересказу). Скажу только, что я бы ощущения от этой картины изложил тремя буквами, тремя словами – СМС, смешно-мерзко-страшно.

Глядя эту картину, сам себя спрашивал. Ведь здесь столько исторических неточностей (есть и другие недостатки – пара сюжетных провисов, когда ход картины как бы замедляется, буксует). Но почему же меня это не раздражает, как в недавнем бодром российском сериале «Троцкий»? А потому что там я не видел другого смысла кроме продюсерского выпендрежа выдать на-гора крутую Мэйд ин Раша.

А вот в «Смерти Сталина», сделанной людьми никогда не жившими у нас, чьих предков не пытали и не расстреливали в наших застенках, удалось невероятное. Сгустив краски, исказив какие-то исторические детали, они, тем не менее, правдиво и точно показали главное – самую суть нашей прошлой жизни – плохо скроенного, как пиджаки на «вождях», вонючего, как лубянские подвалы, совка.

При этом, что важно, это сделано без тени высокомерия к простым людям. Родители, встречающие у ворот Лубянки девочку, изнасилованную Берией (офицер неловко протягивает им букет – в возмещение за неприятности). Отец, вернувшийся домой благодаря тому, что в рамках маленковско-бериевской либерализации расстрел отменили. Это снято с любовью к людям, с пониманием – человечно.

Фото: volgafilm.ru
Фото: volgafilm.ru

Хотя в чем-то и с непониманием – ну как же можно все это терпеть? Десятилетиями!

И вот этого в сегодняшней России простить не могут. И не простили. Этого – боятся. Там нынче совок нужно любить, а Сталину и даже Берии – воздавать должное.

Актеры в картине и вправду хороши – все. Но глаз привычно останавливается, в первую очередь, на звездах. Колоритный Джеффри Тэмбор, играющий нерешительного Маленкова. Экс-«Монти Пайтон» Майкл Пейлин – в роли Молотова. Ну и самый звездный Стив Бушеми – в роли Хрущева. Он прекрасно показывает преображение вчерашнего клоуна в завтрашнего лидера и нового диктатора, уже более либерального.

Приятно также, что в одной из главных ролей – украинка, уроженка Бердянска, Ольга Куриленко. Они играет прекрасную во всех смыслах пианистку, ставшую причиной долгожданного издыхания Людоеда.

Обязательно посмотрите этот фильм – как минимум, для вырабатывания и закрепления иммунитета к совку.

Ну и просто смешно. И страшно. И мерзко. Впрочем, об этом я уже говорил.

Фото: volgafilm.ru
Фото: volgafilm.ru

НАКАЧАННЫЙ СТАЛИН ПРОТИВ МЕРТВОГО

Как поэтично говорится в подобных случаях, «Когда материал уже был готов...».

Действительно в последний момент заглянул на аккаунт известного кинокритика Ольги Галицкой. А там такое пояснение со ссылкой на инсайд от другого теледеятеля:

«...у меня это в голове не укладывается – глава одной прокатной компании (причем, американской) подписывает письмо против другой компании – своего конкурента, потому как на дате "Смерти Сталина" у Каро стоит свой «фильм-событие» – «Зомбоящик».
Как-то это нечистоплотно.
Но лучше другое – я никогда бы не притронулась к Зомбоящику (это оскорбляет все мои чувства разом), но в сложившейся ситуации посмотрела ролик.
И что я там вижу? "Накачанный Сталин", "свингеры", "любовь" ну и т.д. То есть Камеди-клаб глумится над Сталиным (он там из базуки всех расстреливает), рядом свингеры и геи – и все отлично, Каро (Каро-фильм, – ред.) дает мощную роспись, и тут же глава Каро подписывает письмо за запрет британской комедии.
Это что вообще такое?!»

Не знаю, нужно ли здесь что-то пояснять. Выдохшийся, но не издохший Камеди-клаб снял какую-то очередную лабуду (Ваня Охлобыстин там тоже присутствует), чей выход запланирован тоже на 25 января. То есть фильм российский, а прокатчик у него – американский филиал в РФ «Каро-фильм». Не правда ли, какой оригинальный перевертыш?! Американский прокатчик российской комедии выступает за блокирование английской комедии от российского прокатчика («Вольга» вообще отличается  от конкурентов тем и специализируется на том, что много чаще крутит умные, важные «неформатные» фильмы; кстати, и у нас «Смерть Сталина» прокручивает «Вольга Україна»).

Но не думаю, что в этой истории данный сюжет главный. Более того, судя по тому, что нет назойливого пиара «Зомбоящика», камедиклабцы притихли в испуге – бояться, что на волне ура-патриотической сталинско-советской истерики лицензию могут отозвать и у них.

Да и бог с ними. Хотя нет. Честно говоря, теперь будет любопытно понаблюдать за драчкой сталинистов с фильмом, где Сталин-топлес (хм, вообще-то неплохое прозвище и для ВВХ) где-то недалеко от свингеров и геев расстреливает всех базукой.

Но это тот вид драки, в которую лезть не хочется, хочется как в анекдоте: «А мне, пожалуйста, чашечку кофе и стул – вон там, в углу».

Олег Кудрин, Рига


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-