В ожидании «Оскара»: сюрпризы, тревоги и надежды

В ожидании «Оскара»: сюрпризы, тревоги и надежды

1128
Ukrinform
4 марта мы узнаем победителей. А пока – самое время для прогнозов.

Обо всем – по порядку.   

Фільм
Фильм "Все о Еве"
Фільм
Фильм "Титаник"
Фільм
Фильм "Ла-Ла Лэнд"

За последние пять лет в категории «Лучший фильм» на «Оскаре» не просматриваются однозначные фавориты, хотя по количеству номинаций ленты-лидеры стабильно держатся тут близко к рекордным. Исключением стал 2015 год, когда «Бёрдмен» и «Отель «Гранд «Будапешт» ограничились девятью категориями, что, впрочем, не помешало картине Алехандро Иньярриту стать лучшей. Показатели остальных были более впечатляющими: «Линкольн» (2013) – 12 номинаций; «Гравитация» (2014) – 10; «Выживший» (2016) – 12 и, наконец, «Ла-Ла Лэнд» (2017) с его рекордными 14 номинациями, повторивший достижения лент «Все о Еве» (1950) и «Титаник» (1997). Но как рекордсменов, так и победителей в эти пять лет трудно было назвать такими, что на голову выше остальных. Разве что с натяжкой – первыми среди равных, да и то весьма условно.

Фільм
Фильм "Форма воды"
Фильм
Фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"

2018 год продолжает эту тенденцию: «Форма воды» номинирована в 13 категориях, но сказать, что она лучше других восьми?..  Вряд ли. Фильм дель Торо роскошен в визуальном плане: Гильермо, чувствую, насладился сполна, экспериментируя с цветовыми гаммами и разрабатывая облик Существа. Есть еще замечательный саундтрек Александра Десплы с высокими шансами победить в соответствующей категории. Есть, наконец, две хорошие актерские работы, о которых – чуть ниже. Достоинств хватает, но до статуса лучшей ленты,  на мой взгляд, не дотягивает. Сюжет местами слишком уж предсказуем. У дуэта сценаристов, одним из которых был сам дель Торо, не нашлось каких-то изюминок, чтобы заинтриговать, увлечь зрителя. Справедливости ради стоит сказать, что этим грешат и все остальные претенденты на лучший фильм.

Исключение – фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны. От сюжетных поворотов и смены расстановки действующих лиц там просто дух захватывает, ну а главный сюжетный финт – это вообще отдельный разговор. Все остальное в этой картине тоже на уровне: актерская игра (о ней, снова-таки, чуть ниже), саундтрек, работа камеры, так что победа этого фильма на «Золотом глобусе» – абсолютно заслужена. Посмотрим, что еще скажет BAFTA, но вне зависимости от выводов британских киноакадемиков, «Три билборда…» – мой однозначный фаворит на «Оскаре», я болею и ставлю на картину МакДоны!

Фильм
Дензел Вашингтон в фильме "Роман Израэл, Esq."

В категории «Лучший актер» интриги в этом году, конечно, поменьше, чем в прошлом, но не сказать, чтобы уж совсем нет. Да, шансы Гэри Олдмена более чем высоки, однако и Дэниел Дэй-Льюис, и Дензел Вашингтон – фигуры на «Оскаре» более чем авторитетные и могут составить Олдмену серьезную конкуренцию.

Кстати, еще пару слов о Гари. Многие назвали «Темные времена» взглядом на Дюнкерк с другого ракурса, но я во время просмотра вспоминал другой фильм – «Король говорит!» Тома Хупера, описывающий события незадолго до назначения Черчилля премьером. Так вот, успех этой картины, выигравшей, в том числе, и главный «Оскар», был обусловлен, прежде всего, блестящим кастом. Там можно смотреть не только на Колина Ферта при всех его талантах. Кроме него есть играющий с ним на равных и составляющий ему отличный дуэт Джеффри Раш, есть великолепная Хелена Бонэм Картер, а в довесок к ним Гай Пирс, Майкл Гэмбон и Тимоти Сполл в эпизодической у Хупера, но тем не менее прекрасно сыгранной роли Уинстона Черчилля. Можно было бы назвать и еще несколько имен. И все они после просмотра остаются в памяти вместе с Колином Фертом в роли Георга VI.

В то же время Джо Райт в «Темных временах» сделал ставку явно на одного Олдмена, потому что остальные, включая короля, супругу Черчилля, его секретаря, политических конкурентов, проходят, к сожалению, не более чем фоном за спиной колоритного премьера. Это может помочь выиграть «Оскар» собственно Олдмену, но вот шансы самого фильма в главной номинации, на мой взгляд, сводит к минимуму.    

Тимоти Шаламе
Тимоти Шаламе в фильме "Зови меня своим именем"
Дэниел Калуя
Дэниел Калуя в фильме "Ловушка"

Кроме старой гвардии, в теории, могут выстрелить также Тимоти Шаламе («Зови меня своим именем») и Дэниел Калуя («Ловушка»). Особенно мне понравился первый, сыгравший в фильме «Зови меня своим именем» стильно, красиво, эмоционально и убедительно. У парня большое будущее и думаю, если не в этом, то в ближайшие два-три года шанс выиграть «Оскар» у него будет. О Калуе же лично мне сделать такие однозначно оптимистичные выводы пока сложно – его присутствие в пятерке выглядит пока большим авансом на будущее, но Дэниелу над собой еще работать и работать.

Марго Робби в фильме
Марго Робби в фильме "Я, Тоня"
Фрэнсис МакДорманд в фильме
Фрэнсис МакДорманд в фильме "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"
Мэрил Стрип в фильме
Мэрил Стрип в фильме "Секретное досье"

Совсем иная картина – в номинации «Лучшая актриса». Тут угадать победительницу чрезвычайно сложно, а у меня случилось «раздвоение личности»: хочу просто взять и распилить статуэтку, как ту гирю из «Золотого теленка», между Марго Робби и Фрэнсис МакДорманд – настолько обе хороши, настолько обе сыграли… Нет, это не передать словами! Просто посмотрите  фильмы «Я, Тоня», и «Три билборда…» – и тогда, возможно, вы меня поймете. Уже сейчас больно и обидно до слез, что какая-то из этих актрис в любом случае проиграет.

А ведь еще есть легендарная Мэрил Стрип, вписавшая в свою творческую биографию уже 21-ю по счету номинацию на «Оскар», а возможная победа в ней станет для нее уже четвертой. Стрип просто не играет ниже оскаровского уровня: как минимум одна такая лента с ее участием выходит каждый год уже на протяжении многих лет. Однако и давать за каждую из них статуэтку Мэрил, понятно, никто не будет. Но как бы то ни было, актриса всегда в фаворитках, и нынешний «Оскар» – не исключение. Картина Спилберга «Секретное досье», за которую Стрип номинировалась на очередную награду Американской киноакадемии, сильна главным образом актерскими работами – ее собственной и Тома Хэнкса. Отсутствие которого, к слову, среди претендентов в своей категории, несколько удивило. Видимо, наличие в пятерке трех представителей старой гвардии – Олдмена, Дэй-Льюиса и Вашингтона посчитали вполне достаточным, отдав оставшиеся два места молодым Шаламе и Калуе. Так или иначе, но Хэнкс, как и Стрип, также продемонстрировал высокий уровень, а значит, ждем его новых походов за статуэтками.

Салли Хокинс в фильме
Салли Хокинс в фильме "Форма воды"

Возвращаясь же к главной женской номинации, надо отметить еще блестящую игру Салли Хокинс в «Форме воды», которая отстала от Робби и МакДорманд буквально на полкорпуса, выложившись у дель Торо на полную. Выпадает лишь Сирша Ронан, которая хоть и не халтурила в «Леди Бёрд», но сравнивать ее игру с МакДорманд, Робби, Стрип и даже Хокинс, на мой взгляд, просто несерьезно. Уточню: дело не в том, что так уж плоха Ронан, просто остальные четыре – слишком хороши.

Сэм Рокуэлл в фильме
Сэм Рокуэлл в фильме "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"
Вуди Харрельсон в фильме
Вуди Харрельсон в фильме "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"

Наиболее знаменательным и интригующим событием в категории «Лучшая мужская роль второго плана» стало выдвижение сразу двух актеров из одного и того же фильма – Сэма Рокуэлла и Вуди Харрельсона из «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». И оба выдвинуты заслуженно. Лично меня чуть больше впечатлил Рокуэлл, раскрывшись в этой ленте как многогранный талантливый актер с совершенно неожиданной стороны. Но это уже дело личного вкуса.

Ричард Дженкинс в фильме
Ричард Дженкинс в фильме "Форма воды"

Симпатично смотрелся и герой Ричарда Дженкинса в «Форме воды», который станет для Сэма и Вуди достойным соперником. Как и Уиллем Дефо в «Проекте «Флорида».

Кристофер Пламмер в фильме
Кристофер Пламмер в фильме "Все деньги мира"

Что же до Кристофера Пламмера, то относительно его участия во «Всех деньгах мира» – двойственные чувства. С одной стороны, понимаешь, что сам Кристофер, в общем-то, ни в чем не виноват. Его пригласили, он добросовестно и талантливо отыграл, за что справедливо был номинирован на «Оскар». Но с другой, не покидает горькое чувство от того, что это была роль – и вполне вероятно, номинация Кевина Спейси, который – и в этом я тоже уверен! – отработал на съемочной площадке не менее добросовестно и, скорее всего, тоже получил бы номинацию от Американской киноакадемии. Если бы…  Мнения тут разные, но лично я с самого начала считал и считаю, что  скандал со Спейси и его грехи с неблаговидными поступками (если они были) не имеют никакого отношения к тому, как он сыграл во «Всех деньгах мира». А само решение вырезать из картины сцены с его участием и переснять их, задействовав Пламмера, по моему мнению, выглядит очень некрасиво по отношению  к Спейси, на которого создатели еще вчера  рассчитывали как на бренд, который привлечет к проекту дополнительное внимание и поможет собрать хорошую кассу. Так что от присутствия Пламмера в этой пятерке, хочешь не хочешь, остается чувство неловкости, которое лишь усилится, если Кристофер выиграет свой второй «Оскар», пусть и заслуженно. Хотя и при другом раскладе я в этой номинации все равно поставил бы на Рокуэлла.

Эллисон Дженни в фильме

Эллисон Дженни в фильме "Я, Тоня"

Лори Меткалф в фильме
Лори Меткалф в фильме "Леди Бёрд"
Октавия Спенсер в фильме
Октавия Спенсер в фильме "Форма воды"

В номинации «Лучшая женская роль второго плана» предпочтительнее выглядят шансы Эллисон Дженни («Я, Тоня»), уже получившей за нее «Золотой глобус». Что самое интересное, ее Лавона Голден в чем-то созвучна с конкуренткой Дженни по номинации – Лори Меткалф, сыгравшей Мэрион Макферсон в «Леди Бёрд». Обе героини – усталые, битые нелегкой жизнью женщины, старающиеся скрыть свои чувства за строгостью и суровостью, прежде всего – по отношению к собственным детям. Хотя, конечно, Мэрион у Меткалф получилась все же более теплой, любящей и душевной.  У Лавоны если что-то и осталось доброго в душе, то упрятано куда-то очень глубоко, потому что на экране она предстает редкостной стервой, не гнушающейся ничем для достижения собственного благополучия. А откровенное использование дочери в качестве выгодного бизнес-проекта, бездушное и бессердечное к ней отношение, даже в самые тяжелые для той минуты потрясает своим цинизмом! Не знаю, в какой мере характер Лавоны – художественный вымысел сценаристов, но сильно надеюсь, что в реальности все было хотя бы несколько иначе.

Однако как бы то ни было, шансы Эллисон на «Оскар», повторюсь, в этой пятерке выглядят  наиболее высокими. Из других номинанток обращает на себя внимание второе подряд выдвижение Октавии Спенсер, на этот раз за роль в «Форме воды». В принципе, у Торо Октавия мне понравилась, как и в прошлогодних «Скрытых фигурах», так что – если бы не было Дженни, она сейчас реально могла бы претендовать на награду. Хорошую роль сыграла и Мэри Джей Блайдж в «Ферме «Мадбаунд», но и она немного проигрывает Дженни.

Фильм
Фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"
Фильм
Фильм "Форма воды"

Относительно лучшего оригинального сценария, думаю, двух мнений быть не может: только МакДоне за «Три билборда…»! Единственным реальным конкурентом для него вижу лишь Гильермо дель Торо и Ванессу Тейлор с «Формой воды», однако, считаю, что именно сценарий «Формы воды» к ее достоинствам можно отнести с большим трудом.

Фильм
Фильм "Логан"

С адаптированным сценарием – уже посложнее будет. Все номинанты по силе приблизительно равны. Но все же выделю адаптацию Скоттом Фрэнком, Джеймсом Мэнголдом и Майклом Грином комиксов о Людях Икс в «Логане». Очень хочется, чтобы одна из лучших на сегодня и совершенно не типичная экранизация комиксов получила признание на «Оскаре».

Мультфильм
Мультфильм "Коко"

С мультфильмами в прошлом году в мире однозначно не сложилось. Иначе чем объяснять такое бедненькое и непоказное представительство в этой номинации? Лучше всего характеризует ситуацию присутствие тут слишком уж, на мой взгляд, детского «Бэби-босса». Для сравнения напомню пятерку прошлогодних претендентов: «Кубо: Легенда о самурае», «Зверополис», «Моана», «Жизнь Кабачка» и «Красная черепаха». Почувствовали разницу? Я – да, и большую. Но если уж выбирать среди того, что есть, то поставлю на «Коко». Не шедевр, но в целом неплохо. «Золотой глобус» уже со мной согласился.

Фильм
Фильм "Нелюбовь"
Фильм Квадрат

Фильм "Квадрат"

Фильм
Фильм "О теле и душе"

В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» – вновь жесткая конкуренция. Так, на «Оскар» после трехлетнего перерыва вновь претендует российский режиссер Андрей Звягинцев – на этот раз с фильмом «Нелюбовь», получившемся таким же психологически и социально острым, как и «Левиафан», проигравший в 2015 году польской «Иде». Непросто будет и теперь – один шведский «Квадрат» – конкурент более чем серьезный, а есть еще и крепкая венгерская лента «О теле и душе». По моему мнению, борьба в этой категории развернется между этими тремя фильмами.

Александр Деспла Фото: losundiscloseddesires.blogspot.com
Александр Деспла Фото: losundiscloseddesires.blogspot.com
Джон Уильямс Фото: Еentertainmentarts
Джон Уильямс Фото: Еentertainmentarts

В категории «Лучшая музыка к фильму» удивило отсутствие в пятерке саундтрека к «Величайшему шоумену». Не знаю, чем не угодила музыка Бенджа Пасека – Джастина Пола американским киноакадемикам. Может, решили, что с прошлогодних победителей «Оскара» за лучшую песню – Пасек и Пол писали слова к синглу City of Stars из «Ла-Ла Ленда» – пока достаточно? Не знаю. Впрочем, номинанты в этой категории и так собрались солидные. Статуэтку, мне кажется, могут получить и Ханс Циммер («Дюнкерк»), и Александр Деспла («Форма воды»), и Картер Бёруэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Ну а за Джона Уильямса, подоспевшего с саундтреком к очередным «Звездным войнам», говорит уже одно имя и соответствующий статус на «Оскаре» – где-то, думаю, на одном уровне с Мэрил Стрип. Как минимум. Чуть ниже в этом квинтете шансы разве что у Джонни Гринвуда («Призрачная нить»), да и то ненамного.

Фильм
Фильм "Величайший шоумен"

В номинации за лучшую песню «Величайшему шоумену» все-таки отдали должное. Хотя… По большому счету, песнями из этой картины можно было заполнить всю категорию, настолько они энергичные, зажигательные и оптимистичные, несмотря на обстоятельства и ситуации, которые они порой сопровождают. А самое главное – запоминающиеся. This Is Me? Что ж, пускай будет эта. Лично у меня возражений нет. Равно как и в отношении очень красивых, трогательных Mighty River из «Фермы «Мадбаунд» и Mystery of Love из ленты «Зови меня своим именем».

Фильм
Фильм "Дюнкерк"
Фильм
Фильм "Я, Тоня"

Немало интересного и в технических номинациях. Начнем с лучшего монтажа. Тут позиции «Дюнкерка» до последнего выглядели самыми сильными, но знаете, после просмотра «Я, Тоня» я уже не так уверен. Татьяна С.Ригер смонтировала фильм ну очень оригинально. Детализировать не буду, чтобы не ударяться в спойлеры, скажу лишь, что картина не в последнюю  очередь выигрывает именно благодаря талантливому и необычному монтажу. Что еще? Радует, что хоть в технической номинации отметили  фильм «На драйве», хотя там две актерские работы достойны, по меньшей мере, номинации на «Оскар». Речь о сыгравшем главную роль Энселе Эльгорте и Кевине Спейси за роль формально второго плана, хотя, по сути, она близка к главной. И исполнена отлично! У Эльгорта, я думаю, еще будет шанс проявить себя. Ну а номинация для Спейси… Это, увы, сейчас из области глубочайшей фантастики. Тут спасибо на том, что каким-то чудом из фильма не вырезали. Впрочем, о ситуации с Кевином я уже говорил выше, повторяться не буду.

Фильм
Фильм "Бегущий по лезвию 2049"

На лучшего оператора тоже претендует весьма солидная компания. Впрочем, здесь внимание, полагаю, надо сосредоточить на Хойте Ван Хойтеме («Дюнкерк») и Роджере Дикинсе («Бегущий по лезвию 2049»). Оба творили с камерами что-то немыслимое, и мимо этого Американская киноакадемия просто не могла пройти. Да и Брюно Дельбоннель удачно побегал за Олдменом в «Темных временах», выдав ряд просто великолепных крупных планов, раскрывших персонажа намного лучше, чем слова.

Фильм
Фильм "Красавица и Чудовище"

Категория «Лучшая работа художника» собрала абсолютно равных и, наверное, действительно лучших. Не могу выделить никого. Хороши «Бегущий по лезвию 2049», «Дюнкерк», «Темные времена», «Форма воды» и «Красавица и Чудовище». Но если уж прогнозировать, то ставлю на «Красавицу…» и «Бегущего…», хотя, вероятно, ошибусь.

Фильм
Фильм "Красавица и Чудовище"

За костюмы статуэтку должна забрать «Призрачная нить» или «Красавица и Чудовище». И наверное, все-таки вторая. Даром, что ли, Дисней снимал этот ремейк? Декорации и костюмы – по сути, все, на что можно смотреть в данном фильме. Могли быть еще грим с прическами, но там «Красавицу…» прокатили. Ну, еще есть Люк Эванс – это я в плане того, на кого смотреть. Да-да, дорогая Эмма (Уотсон – Ред.)! Ты уж извини, но если тебе суждено получить «Оскар» (чего я тебе от души желаю!), то явно не за роль в «Красавице…»! Слишком уж все там вторичным выглядит, включая персонажи, диалоги и песни. Ни единого намека на оригинальность и что-нибудь новенькое, в том числе, и в воплощении образа Белль.

Фильм
Фильм "Дюнкерк"

Лучший звук. Снова пять достойных и равных номинантов, сложно кому-то отдать предпочтение. Но все-таки поставлю на «Дюнкерк». А если вдруг не он, что вряд ли, то тогда – «Бегущий по лезвию 2049»

Фильм
Фильм "Бегущий по лезвию 2049"

Звуковой монтаж. Тут претенденты аналогичны тем, которые в предыдущей категории. Соответственно, и фавориты те же.

Фильм
Фильм "Стражи Галактики 2"
Фильм
Фильм "Планета обезьян: Война"

Своих лидеров в номинации «Лучшие визуальные эффекты» обозначу слоганом «Цезарь или Енот». Думаю, многим из тех, кто даже не видел списка претендентов в этой категории, все сразу стало понятным. Хотя, конечно, внимания в соответствующих картинах достойны не только Цезарь и не только Енот. И там, и там в плане визуала проделана очень большая кропотливая работа. Ради справедливости, в затылок этим двум проектам дышит «Бегущий по лезвию 2049» – там тоже эффектная картинка, просто наслаждение для глаз! А вот картине «Конг: Остров черепа», как по мне, сделали большое одолжение самим включением в этот квинтет: создатели перед премьерой обещали нечто запредельное, но в итоге все получилось довольно скромно, в том числе сам Конг.

Фильм
Фильм "Виктория и Абдул"

Перед выдвижением номинантов думал, что не только номинация, а уже фактически и награда за лучший грим и прически закреплена за «Красавицей и Чудовищем». Но ошибся. И раз уж так, тогда я – за прическу Джуди Денч в «Виктории и Абдуле». Уж прости, Гари! Твой грим и сигара Черчилля великолепны, тебя не узнать, но твой «Оскар» и так от тебя, скорее всего, не уйдет. А обаятельную  и элегантную Денч надо утешить хотя бы статуэткой за прическу. Это я снова возвращаюсь к номинанткам за лучшую женскую роль. Уважаемые американские киноакадемики, вы серьезно считаете, что Сирша Ронан в «Леди Бёрд» сыграла лучше, чем Джуди Денч – в «Виктории и Абдуле»?!! Ну-ну.

Вот, собственно и все. В документальный жанр и короткий метр не суюсь, так как их смотреть просто не успеваю, уж простите.

Как итог: неожиданности на «90-м «Оскаре» уже начались. Кого-то среди номинантов нет, хотя, казалось бы, стопроцентно должны быть. Кто-то – не в том количестве, в котором ждали, и не везде. А кто-то, как в поговорке – вы нас не ждали, а мы пришли. Думаю, и через месяц, на церемонии, сюрпризов будет не меньше. За что мы, собственно говоря, «Оскар» и любим. Итак, ставки сделаны. Ждем запуска рулетки в ночь на 5 марта.

Михаил Коронкевич, Киев.     


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-