Франковцы планируют снова повезти «Шельменко-денщика» в АТО

Франковцы планируют снова повезти «Шельменко-денщика» в АТО

608
Ukrinform
Бойцов на спектакль привозили прямо с передовой. Актеры же неугомонные – хотят попасть в блиндаж

На сцене Национального академического театра имени Ивана Франко состоялся юбилейный 250-й показ спектакля «Шельменко-денщик».

Классическая комедия-водевиль уже 19 лет подряд является аншлаговой в репертуаре театра. Мы пообщались с ее режиссером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств Украины Петром Ильченко и исполнителем главной роли народным артистом Украины Анатолием Гнатюком буквально за полчаса до юбилейного показа, когда декорации были уже почти собраны, а актеры переодевались в костюмы.

Роль денщика Шельменко за всю жизнь спектакля на сцене театра имени Ивана Франко играли всего два актера с самого первого дня: заслуженный артист Украины Евгений Свиридюк, который, собственно, был автором идеи создания спектакля, и Анатолий Гнатюк. Впоследствии, когда Свиридюк стал старше, он полностью уступил роль своему коллеге.

Спектакль объехал почти все украинские города, а также побывал в Севастополе, Минске, Москве. «Шельменко-денщик» стоит в репертуаре театра примерно дважды в месяц. Зал всегда заполнен.

П.Ильченко: «Это кассовый, аншлаговый спектакль. Мне особенно приятно, что украинская классика в почете, люди приходят, приезжают, смотрят. Это спектакль на все времена. Все гениальные пьесы содержат в себе какие-то кодовые вещи, ведь – кто такой Шельменко? Раб, денщик, которого никто ничего не спрашивал, но его природный ум, хитрость, умение, что называется, пройти между каплями – это искусство дипломатии, которому надо учиться не только простым людям, но и дипломатам, политикам. Ведь, в конце концов, Шельменко сделал все, что предназначалось Богом – влюбленных свел, недостойных отвел, проблему и свою, и своего хозяина решил. Это такой природный, народный, сельский дипломат».

Анатолій Гнатюк
Анатолий Гнатюк

А.Гнатюк: «Это вообще удивительное чувство, столько лет играть такую невероятно яркую, харизматичную, по-актерские интересную роль. У меня такое ощущение, что эта роль развивается вместе со мной, взрослеет актер, то есть я, и мой персонаж на сцене тоже взрослеет. Надеюсь, что со временем и умнеет актер, вместе с ним и мудрее становится его герой на сцене.

Для таких серьезных ролей как Шельменко-денщик, Голохвастов, Остап Бендер, я уже готовлюсь за сутки, не позволяю себе, простите за банальность, переесть, не дай Бог, что-то там выпить. Я должен быть в хорошей форме, я должен быть настроен на хорошую, позитивную работу, чтобы не подвести ни спектакль, ни своих коллег, ни режиссера, чтобы зритель, который придет на этот спектакль, не пожалел, что он пришел».

Петро Ільченко
Петр Ильченко

П.Ильченко: «Со временем мы обновляем декорации, потому что люди выдерживают, а доски, металл, краски, костюмы – нет. Самые стойкие в театре – это актеры, это люди, которые могут выносить колоссальные нагрузки. Все на любви актеров держится. Они любят автора, они любят конкретную пьесу, они любят спектакль, который является коллективным трудом, коллективной победой. Вот, наверное, это держит, потому что актеры много личностного принесли, своей фантазии, своих находок. И потом, спектакль трансформируется. При определенных обстоятельствах какие-то события или выходят на первый план, или отходят на второй. Гениальные пьесы живут своей жизнью – как меняется мнение зрителя, какие болевые точки происходят в обществе, так живет и спектакль».

Франковцы уже неоднократно возили комедию-водевиль «Шельменко-денщик» в зону АТО и планируют повезти ее туда снова.

П.Ильченко: «Мы были там не один раз. И еще поедем. Спектакль везти сложно, очень много декораций, да и место, где разложить сцену, должно быть безопасным, потому что актеры у нас неугомонные, они хотят попасть в блиндаж».

А.Гнатюк: «Я был несколько раз в прифронтовой зоне с концертной бригадой, а в позапрошлом сезоне мы ездили со спектаклем «Шельменко-денщик». Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо – конечно, было и страшно, но мы ехали туда, поверьте, с большой радостью, с большим чувством, что мы нужны нашим ребятам, которые там на передовой на Востоке, на этой страшной войне воюют ради того, чтобы мы сейчас спокойно могли работать, чтобы люди могли спокойно приходить на спектакли. Это были незабываемые спектакли – ребят привозили прямо с передовой, они воспринимали нас сначала немного настороженно, взволнованно. Но потом начинали улыбаться, а потом это уже переросло в громкие аплодисменты, и смех, и овации, а после спектакля никто не хотел расходиться, мы прямо на сцене с солдатами фотографировались, рассказывали какие-то интересные истории».

П.Ильченко: «Старый спектакль во время Второй мировой войны на фронте прошел огромное количество раз, потому что солдат, который шел в атаку, смотря спектакль, свято верил, что он тоже выживет, что он найдет выход. Ведь жизнь, то есть самое дорогое, это – Божий дар, а Квитка-Основьяненко зарядил пьесу этим оптимизмом».

А.Гнатюк: «Мы никогда не думали, что Шельменко опять станет актуальным именно из-за войны. К сожалению, так случилось. Но мы возвращались после выступлений в зоне АТО с таким чувством – пусть не большого, но выполненного долга перед этими ребятами, перед нашей страной».

Любовь Базив. Киев

Фото: Багмут Павел

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>