Киномарт: Из Киевской Руси – в 80-е будущего

Киномарт: Из Киевской Руси – в 80-е будущего

Аналитика
858
Ukrinform
Фестивальный репертуар первого месяца весны расцветает медленно, а вот киношный – во множестве красок

Март предложит зрелище по сердцу любому из наших сограждан, готовых продолжить знакомство с отечественным кинематографом – от самодельной интерпретации народных легенд до высокобюджетной анимационной вариации на пушкинские темы, от чёрной комедии до экзистенциальной драмы. Однако и для тех, кто предпочитает произведения иностранных мастеров, отыщется и залихватский кибер-панк, и эстетский триллер.

С 1 марта

Иней

Лента известного литовского режиссёра Шарунаса Бартаса, копродукция Литвы, Польши и Украины, только теперь выходит в украинский прокат, хотя её релиз должен был состояться ещё в октябре, а отечественная премьера прошла на Одесском МКФ. Какими бы не были закулисные причины задержки, она вполне соответствует сложному отношению к работе Бартаса наших соотечественников, многие из которых были недовольны тем, как в ней отразились шум и ярость украинской современности.

Главный герой картины, молодой литовец, везёт гуманитарный груз украинской армии в зону АТО. Молодой человек отправляется в путь, имея крайне смутные представления о конфликте на востоке Украины, не отдаёт отчёта в том, какая опасность его ожидает, и вдобавок тащит с собой возлюбленную, словно затем, чтобы в боевых условиях проверить крепость чувств.

Беседы героя о происходящем с военными журналистами-иностранцами и нашими согражданами, вступающими с ними в спор, предлагают отстранённый, объективистский взгляд на место нашей трагедии в мировой повестке дня. «Международное сообщество совсем забыло о нас». «А много ли вы сами думаете о Сирии? О том, что творится в Йемене, в Судане?» «Но ведь мы находимся в самом сердце Европы!» «Простите, с точки зрения, допустим, Франции, Украина не находится ни в каком сердце Европы».

Между тем, отношение создателей картины к переживаемым нашей страной катаклизмам полно сочувствия и симпатии. Образы участников АТО из «Инея», бойцов добробата и солдат ВСУ (исполнители играли самих себя) можно отнести к наиболее выразительным и обаятельным характерам наших сограждан, появлявшимся в современном кино.

С 7 марта

Украденная принцесса: Руслан и Людмила

Третий полнометражный анимационный фильм (и второй, выполненный в 3D-анимации) отечественной кинематографии является пробным камнем масштабного проекта по производству приключенческих сказок, призванных соответствовать голливудским стандартам и ориентированных не только на отечественный, но и на зарубежный рынок. Действительно, если судить по трейлеру, сюжет этой дебютной работы Олега Маломужа напоминает скорее о диснеевских мультфильмах (как бы далеки они не были по качеству компьютерной графики), чем о сказке Александра Пушкина, по которой она поставлена. Фабула, впрочем, имеет несомненное сходство с поэмой: когда чёрный маг Черномор похищает дочь киевского князя Владимира, прекрасную Людмилу, на поиски принцессы-княжны отправляется влюблённый в неё Руслан – который в данном произведении, впрочем, не витязь, а странствующий музыкант.

Помимо персонажей первоисточника, в действие, согласно диснеевским лекалам, введены маленькие помощники героя, ответственные за комическую составляющую, и дракон, усиливающий сходство повествования с типичным фэнтези.

С 22 марта

Тебя никогда здесь не было / You Were Never Really Here

Тема борьбы с сексуальным рабством вновь – после «Порока на экспорт» Дэйвида Кроненберга 2007-го года, –  оказывается в центре сюжета ленты, привлекшей внимание завсегдатаев авторитетных фестивальных площадок. Картина шотландской постановщицы Линн Рэмси, известной по триллеру «Что-то не так с Кевином», получила призы за лучший сценарий, написанной Рэмси по роману Джонатана Эймса, и лучшее исполнение мужской роли (Хоакин Феникс) на кинофестивале в Каннах.

Феникс играет роль отставного агента ФБР и ветерана войны, который, уйдя с государственной службы, только активизировал деятельность на невидимом фронте, на собственный страх и риск ведя войну с организаторами торговли людьми. Нанятый влиятельным сенатором, чья дочь была похищена, он отправляется вызволять девушку, однако в какой-то момент сталкивается с неожиданными затруднениями, превращающими и без того опасное предприятие в практически невыполнимую миссию.

Ржака

Поставленная одним из наиболее значимых отечественных кинематографистов Дмитрием Томашпольским история злоключений артхаусного режиссёра, вынужденного под дулом автомата обратиться к комедии, стала едва ли не самым радикальным в украинском кино представителем этого ненавистного герою ленты жанра. Не ведая, кажется, никаких ограничений, соображений корректности и правил приличия (в картине не случайно цитируются «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле как образчик произведений, «насквозь правдивых и чуждых жеманства»), фильм набрасывается, словно поножовщик, на представителей каждого кинематографического цеха, каждую институцию украинского кинопроизводства. Достаётся и продюсерам, людям невежественным и просто случайным, но убеждённым в своей компетентности, и членам разнообразных экспертных комиссий, воспринимающим в штыки всё, что не соответствует их закостеневшим представлениям, и кинокритикам, уверенным, что они являются более важной частью кинопроцесса, чем создатели фильмов,  приходящим в ярость, когда те не соответствуют их ожиданиям, и зрителям, сторонящимся отечественного кино, как чёрт ладана; не забыты ни киностудия имени Довженко, ни Украинский Оскаровский комитет, ни Одесский кинофестиваль.

Главной же мишенью самых жестоких насмешек в картине Томашпольского оказывается собственно фигура режиссёра с его непрошибаемой самонадеянностью, с его способностью черпать веру в собственную гениальность из уверений ближайших родственников и горстки полусумасшедших поклонников, с его готовностью приносить окружающих в жертву своему творчеству.

Вместе с тем, диковинные перипетии фильма воспринимаются как сновидческое отражение условий, в которых приходится работать украинским кинематографистам, свидетельство, что украинское кино - как и украинская культурная сфера в целом – является делом самоотверженных энтузиастов. А за внешним цинизмом повествования чувствуется боль за то состояние разобщённости, жестокой борьбы сторонников различных идей и методов, в котором находится не только отечественная киноиндустрия, но и общество в целом.

С 29 марта

Первому игроку приготовиться / Ready Player One

Ещё не завершился прокат «Секретного досье», а на экраны выходит уже новый фильм Стивена Спилберга. После экскурса в героическое прошлое американской журналистики режиссёр отправляет своего зрителя в мрачное будущее, в сумерки городской цивилизации Запада середины 21-го столетия. Наши близкие потомки, удручённые свидетели разгула бандитизма и олигархического произвола, черпают утешение в компьютерной игре, чей причудливый мир позволяет забыть об обескураживающей действительности. Популярность игре придают уверения разработчиков, что в её виртуальных недрах таятся загадки, разрешение которых сулит вполне реальное богатство. Когда центральный герой картины, увлечённый юный геймер, оказывается гораздо более успешен в поисках запрятанных в пиксели и байты сокровищ, за ним начинают охотиться головорезы всех мастей, что вынуждает его проявить сноровку и отвагу уже за пределами Сети.

Вслед за литературным первоисточником, одноимённым бестселлером Эрнеста Клайна (примечательно, что права на экранизацию были приобретены ещё до публикации романа), картина уделяет значительное внимание культуре 1980-х. Согласно сюжету, на этой эпохе помешан создатель игры, насытивший её пространство отсылками к настольным играм, «Терминатору» и творчеству Depeche Mode. Благодаря этому произведение может восприниматься как своеобразная метафора тоски наших современников по культурным достижениям недавнего прошлого, или, скорее, ностальгии подросших ровесников Джона Коннора по любимым произведениям детства.

Легенда Карпат

Ситуация в стране, увы, побуждает отечественных кинематографистов, прежде вдохновлявшихся образами гетманов, обращаться к личностям народных мстителей, противостоявших произволу власть предержащих. Летом 2019-го запланирована премьера «Довбуша» Олеся Санина, который со своим бюджетом в 86,7 миллионов гривен является наиболее дорогостоящей украинской игровой картиной. Теперь же на экраны выходит фильм о вожаке опришков, созданный дебютантом Сергеем Скобуном, владельцем сети отелей, который решил попробовать свои силы в искусстве кино.

Сценарий, написанный Скобуном совместно с опытными кинодраматургами Оксаной и Мариной Артёменко, не столько воспроизводит исторические свидетельства об Олексе Довбуше, сколько следует посвящённым ему легендам. При этом на визуальное решение картины, как можно судить по его трейлеру, оказали влияние жанры вестерна и фэнтези.

Фильм стал первым кинематографическим опытом не только для его режиссёра, но и для исполнителей главных ролей – самого Довбуша исполнил фронтмен «Другої ріки» Валерий Харчишин, а его отважную возлюбленную сыграла певица Мария Яремчук.

Стоит заметить, что первый фильм о «карпатском Робин Гуде» вышел в 1959-м году – его поставил на киностудии им. Довженко Виктор Иванов, следующей работой которого стала прославленная картина «За двумя зайцами».

Фестивали месяца

Одно из главных кинособытий года, Фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA, позволяющий своей аудитории увидеть лучшие образчики мировой и отечественной документалистики, пройдёт с 23-го по 30-е марта. В этом году фестивальным центром станет кинотеатр «Жовтень».

Подробная программа и расписание вскоре будут доступны на официальном сайте фестиваля.

Александр Гусев. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>