Ахтем Сеитаблаев, украинский актер, режиссер театра и кино
Культура должна быть хедлайнером в процессе «сшивания» Украины
11.03.2018 09:00 1970

Ахтем Сеитаблаев, чей фильм «Киборги» имеет большой зрительский успех не только среди украинской аудитории, а также хорошо воспринимался на презентации в Вене, уже начал подготовительную работу над своей пятой кинокартиной. Мы буквально выдернули его из плотного графика производственного процесса, наш разговор был не долгий, но очень интересный.

- Ахтем, сразу попрошу немножко открыть кинозакулисье вашего нового фильма. На каком этапе сейчас работа над ним?

- Жанрово «Захар Беркут» – это историческая драма. Сейчас мы в подготовительном периоде, группа отрабатывает сценарий, занимается поиском локаций, первым отбором актеров, художник-постановщик работает над тем, что должно быть в кадре. Большое внимание уделяем моментам, связанным с компьютерной графикой.

- Там будут сцены, которые требуют не только актерской работы, но и применение других средств?

- Ничего нового, чего не знал бы кинематограф до нас, там не будет. Хотя уже сейчас понятно, что на съемках могут возникнуть определенные сложности, поскольку такой локации, которая соответствовала бы нашей задачей, пока что нет. В частности, у нас есть сцена разрушения плотины, после чего огромная волна воды смывает 10-тысячную армию моголов. Пока такой локации мы в Украине не нашли ни в Карпатах, ни в Закарпатье, ни в Прикарпатье, поэтому наверняка построим декорацию. Нам нужно воссоздать огромную расщелину между скалами. Собственно, таких съемок, в которых будет сочетаться компьютерная графика и игра вживую, – запланировано много: сцена потопа, большое количество боевых сцен, в которых участвуют лошади. Всадников будут воплощать наши каскадеры. Вообще, будет довольно много сцен, связанных с использованием оружия того времени, но я надеюсь, что наша картина будет не только о боевых действиях, а в большей мере о жизненном конфликте мировоззрений. Мы пытались сделать подобное на территории фильма «Киборги», и, мне кажется, нам это удалось.

Основной акцент я хочу сделать на разнице между мировоззрениями и видением того, как должно развиваться общество и государство. Если проводить параллели, то это конфликт между тухольским боярином Тугаром Волком и собственно громадой села Тухля. Я хочу акцентировать внимание на том, что Тугар Волк, увидев систему координат, построенную в Могольской империи, увлекся ею и считал, что государство может развиваться только в условиях военной авторитарной системы и должно иметь именно такую вертикально-интегрированную систему, когда власть верховного правителя никем не подвергается сомнению.

Конечно,такая позиция боярина вступила в конфликт с позицией местной громады, которая является прообразом демократического общества, где все важные решения изначально принимались совместно, и эта громада столетиями договаривалась о том, как лучше всего построить собственную жизнь, чтобы каждый человек чувствовал себя частицей целого, был защищен, и при этом чувствовал ответственность за то, что происходит у него в доме, у него в громаде и у него в государстве.

Мировая драматургия, а я уверен, что Иван Франко является ярким представителем не только украинского, но и мирового литературного наследия, содержит много таких параллелей, и как показывает время, произведения таких авторов всегда актуальны.

- И каждое поколение будет открывать для себя по-новому.

- Да, их можно открывать для себя снова и снова и находить ответы на вопросы, которые волнуют нас сегодня.

- Вы определяете этот фильм как патриотическое кино?

- Я бы не стал сейчас раздавать маркеры – это патриотическое кино, а это – не патриотическое.

- В этом году на производство патриотического кино выделено 500 тысяч государственных денег, но пока что самого определения – что считать «патриотическим» кино – как бы, не существует. Как считаете, кто должен это определять, кто должен войти в состав подобной комиссии?

- Это большой вопрос. Я могу только предположить, что в такую комиссию должны войти люди, которые разбираются в кино, а также люди, которые многими годами своего труда и своими достижениями это кино поддерживали. Совместными усилиями они более-менее объективно смогут определять, что именно через фильмы пойдет на пользу воспитания патриотизма в людях.

Совершенно ясно, что кино должно нести в себе как гуманистическую, так и воспитательную составляющую. Но это довольно сложный вопрос, потому что, насколько мне известно, в Министерстве культуры сейчас еще нет такого отработанного инструментария, который есть в Госкино. Мне кажется, это будет очень непростой разговор: вопрос в том, на кого будут направлены эти деньги; говорят именно о телевизионном продукте, а кто будет его производить? Довольно странная ситуация, когда огромный бюджет будет направлен исключительно на телеканалы, которые все коммерческие. Я не считаю это правильным решением, даже если они будут производить патриотические сериалы. А где же тогда развитие индустрии, где же свободный рынок идей, свободный рынок возможностей?

- Как вы оцениваете нынешнее состояние украинского кинорынка, ведь у нас есть ниши, которые пока совсем не заполнены: подростковые сериалы, образовательные фильмы и мультфильмы, например. Как считаете, кто должен инициировать создание этого продукта – государство или сами деятели?

- Должен быть целый комплекс решений, которые должно инициировать в том числе и государство, потому что, я так чувствую, в обществе уже давно существует в этом насущная потребность и есть достаточно много инициатив по созданию как образовательных мультфильмов, так и сериалов, в частности, молодежных.

Нам не нужно придумывать какой-то велосипед: есть примеры многих европейских стран, которые имеют опыт в создании именно такого контента. Например, Польша, Литва, Франция, Швеция, США. Фильм «Храброе сердце» или «Патриот» Мела Гибсона – это патриотическое кино?можем

- Я считаю, да.

- Искусство – вообще очень субъективная вещь, поэтому к нему надо подходить осторожно. Должна быть очень тонкая грань между «ура»-патриотизмом, запалом майдана и пониманием – нужно ли вообще то, что ты пытаешься навязать зрителю. Это же чувство вкуса и собственного мировосприятия.

- Но в кино должны быть маркеры, которые идентифицируют страну, где происходит действие. Сейчас, мне кажется, иногда снимают украинские сериалы, но смотришь и не понимаешь – где все происходит. Это коммерческий расчет такой?

Много телесериалов в Украине снимаются именно с целью дальнейшей их продажи в Российскую Федерацию. Надоможем называть вещи своими именами

- Дело не в том, что есть коммерческий расчет. Если откровенно говорить о том, что вы имеете в виду, то действительно – много телесериалов снимаются именно с целью дальнейшей их продажи в Российскую Федерацию. Надо называть вещи своими именами.

Чтобы отметить, что это действительно украинское кино, в нем должны быть наши города, природа, герои, наша ситуация. Чтобы мы не прятали стыдливо номера машин, не переодевали форму – сначала это украинский полицейский, потом российский. Вообще не должны существовать такие вещи.

Если говорить о языке фильмов, то нужно иметь в виду, что, по крайней мере, сейчас мы разговариваем в стране на двух языках. Я за то, чтобы все средства массовой информации были стопроцентно украиноязычным, но в быту мы можем разговаривать на любом языке.

Мы должны сделать все, чтобы наши дети гордились тем, что живут в этой стране, гордились людьми, которые живут с нами рядом, понимали, что все мы разные, но мы – едины

- Вы заговорили о воспитании детей, а с какого возраста ребенку уже можно показывать, опять же таки, употреблю это слово – патриотическое кино? Со своими детьми вы уже говорили об истории собственного народа?

- Да, они знают, они же иногда снимаются у меня, младший сын снимался в «Хайтарме», был в массовке.

Я хотел бы немного расширить понятие патриотизма. Мы должны сделать все, чтобы наши дети гордились тем, что живут в этой стране, гордились людьми, которые живут с нами рядом, понимали, что все мы разные, но мы – едины, и для всех есть одинаковые человеческие ценности – доброта, воспитанность, образование, толерантность, чувство собственного достоинства. Вот об этом нужно рассказывать. Можно даже создавать образовательные мультфильмы о том, как себя вести в определенных ситуациях, как научиться делать что-то для того, чтобы знать больше, это – бесконечная территория для развития.

- Сейчас начали снимать много украинских фильмов и сериалов, хватает актеров? Попадут ли в кино - и телефильмы новые лица?

Запрет российских сериалов стал толчком к поиску украинских актеров

- Конечно – и довольно много. Но, если актера приглашают играть постоянно – это свидетельствует о том, что он востребован, а также указывает на определенные опасения тех, кто производит этот контент, брать или искать другие, менее известные имена.

Но я не согласен, что сейчас нет такого поиска и нет новых имен. Собственно, тот факт, что несколько лет назад состоялся запрет российских сериалов, стал достаточно сильным толчком к поиску своих актеров, и не только в Киеве. Я знаю много талантливых актеров из разных уголков страны, которые довольно успешно снимаются в телесериалах, и в прокатном украинском кино. Мы, как и зрители, также стремимся к появлению новых имен, новых лиц и работаем в этом направлении.

Каждый год выпускается много актеров театра и кино, но далеко не все из них в дальнейшем находят постоянную работу. Видимо, надо думать над тем, чтобы набирать не так много курсов. Как показывает опыт, значительное большинство тех, кто хорошо учится, уже в период учебы четко понимают, кем хотят быть и работают над собой каждый день – такие находят себе работу. Это же сознательный выбор человека. Актер – это не простая профессия, многое зависит, кроме таланта и труда, еще и от удачи.

Как показывает мой опыт, наиболее успешной является практика, когда студенты, которые учатся у практикующих режиссеров, кинорежиссеров, театральных режиссеров, приходят туда, где работает их наставник, и видят на практике, как воплощается в жизнь то, чему он их учит.

Я вижу хорошую тенденцию, что сейчас много именно практикующих режиссеров идут в вузы преподавать, в частности Дмитрий Михайлович Богомазов, Алексей Иванович Лисовец, Эдуард Маркович Митницкий.

- Ахтем, вы и режиссер, и актер, а что вам ближе, в какой роли вам комфортнее?

- Комфортнее в роли актера, а интереснее – в роли режиссера.

- Комфортнее в роли актера, почему?

- Потому что ты отвечаешь только за свой участок работы и на тебе не лежит бремя всего фильма или телесериала. У тебя есть зона своей ответственности, как человека и профессионала на территории своей роли, а когда ты режиссер – ты отвечаешь за все.

- Ваша мама – тоже актриса, она повлияла на выбор вашей профессии?

- Она вообще была инициатором того, чтобы я стал артистом. После школы я считал, что если у меня есть какой-то шанс поступить хоть куда-нибудь, то только на факультет физического воспитания, но в 1989 году я не поступил в тогдашний Крымский университет на факультет физического воспитания.

- Физруком хотели быть? А каким видом спорта занимались?

Мама тайком от меня отдала мои документы на поступление в университет культуры

- Я занимался баскетболом и борьбой дзюдо. Учился я не очень хорошо, был таким общественным деятелем в школе, участвовал в различных мероприятиях – таким образом у меня была возможность не так много внимания уделять собственному образованию. Это всех устраивало, и меня в первую очередь. Мама, видимо, увидела во мне актерские способности и тайком от меня отдала документы на специальный курс для возрождения крымскотатарского театра при Крымском университете культуры. И я, с удивлением для себя, поступил в него, учился, потом работал актером. Позже приехал в Киев, поступил в вуз Карпенко-Карого на отделение театральной режиссуры.

- А на выбор дочери, которая тоже училась на режиссерском факультете, вы как-то влияли?

- Нет. Это было ее самостоятельное решение. Я вообще стараюсь только поддерживать выбор детей. Да, я ей говорил, что это нелегкое дело и очень много зависит от удачи, но она у меня талантливая, кроме того – она актриса, она вообще любит учиться – и поэтому пробует себя сейчас в разных отраслях.

- А младшие, как вы считаете, продолжат династию?

- Не знаю, если говорить о младшей дочери Софии, – пожалуй, что да. Младший сын тоже гуманитарий, но ему более интересна история, он ею очень увлекается: не знаю, станет ли он артистом, но хорошим историком – по-видимому, может стать.

- Недавно был День солидарности с крымскотатарским народом, уже четыре года прошло, как Российская Федерация оккупировала Крым, вы сейчас общаетесь с родственниками, которые там остались?

- Да, постоянно, почти каждый день. Мы, конечно, поддерживаем связь.

- Но не бываете там?

- Нет, не был уже четыре года.

- Давайте вернемся к вашему, как я настойчиво его называю, патриотическому фильму «Киборги». Вы его так не маркируете, но лично для меня – он пример того, каким должно быть патриотическое кино.

Патриотизм – это не маркировка фильмов, это когда ты пытаешься сделать что-то вокруг себя лучше

- Это прекрасно, если человек во время или после просмотра фильма переживает гордость за страну, в которой живет, чувствует эмпатию к героям картины, а в его памяти останутся тезисы и высказывания персонажей ленты. Или если зрителя после просмотра военной драмы не покидает атмосфера подъема – что от него также многое зависит. Мы же все мечтаем жить в европейской стране с верховенством права, хорошими дорогами, качественным образованием, достойной пенсией для наших родителей. Это патриотизм? Я считаю, что да – это патриотизм, когда ты пытаешься сделать что-то вокруг себя лучше.

- Вы только что презентовали «Киборгов» в Вене, расскажите – как восприняла его не украинская аудитория.

- Там было 50х50 процентов украинская и не украинская аудитория, украинская – это, в частности, украинцы, которые живут в Вене. На презентации был мощный корпус дипломатов, начиная с Президента Парламентской ассамблеи ОБСЕ, представители ОБСЕ, было несколько послов разных стран. Зал был полностью заполнен, люди даже стояли в проходах. Нас очень тепло принимали и потом наговорили очень много добрых слов, интересовались, что происходит в Украине, – это было очень приятно.

- Хочу вернуться к вопросу языка: действительно ли настоящие патриоты должны разговаривать исключительно на украинском языке?

У нас не гражданская война, а война цивилизационного выбора между совковым и проевропейским будущим

- Герои фильма «Киборги» разговаривали и на украинском, и на русском именно потому, что мы хотели подчеркнуть – у нас не гражданская война, у нас война цивилизационного выбора между совковым, навязанным Российской Федерацией, и нашим проевропейским будущим.

Проблема существует, ведь сколько столетий уничтожалось все, что идентифицирует украинцев как украинцев – в том числе и украинский язык. Но я знаю настоящего патриота Украины Евгения Жукова, позывной Маршал, тогда капитан 79-й аэромобильной бригады, сейчас возглавляет патрульную полицию Украины. И всем тем, кто делает упреки – мол, ты не патриот, потому что не разговариваешь на украинском языке, мне хочется сказать: ну, так поднимите свою задницу, если вы хорошо разговариваете, пойдите туда и скажите Евгению Жукову: не надо меня защищать, потому что ты не разговариваешь на украинском языке, давай я вместо тебя погибну. Никто же этого не делает.

Культура должна быть хедлайнером в процессе «сшивания» Украины

Как мы можем построить будущее страны, если даже учебники истории для детей написаны теми, кто хотел нас как раз и рассорить. Нам нашу историю как навязали когда-то, так мы на этом и сидим. Поэтому у нас и война, потому что за 23 года независимости Украины ничего не было сделано для того, чтобы мы почувствовали себя единым народом. Нам только страхи продуцировали: мол, крымские татары хотят отгрызть Крым и убежать с ним в Турцию, на востоке страны живут исключительно маргиналы, на Закарпатье – сепаратисты, а в Сумской области – только русскоязычные, которые только и смотрят в сторону России.

Я считаю, что культура должна быть хедлайнером в том, что все политики называют объединением, сшиванием страны. Почему-то Вакарчука и его украинские песни слушают везде – и в Крыму слушают, полные стадионы были, и даже в России.

Но мы движемся вперед, и нынешнее положение вещей дает мне уверенность в будущем – к сожалению, из-за войны, но, видимо, так должно было случиться.

Любовь Базив. Киев

Фото Елены Худяковой

Фото на первой странице: Дмитрий Ларин

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>