Чудесное возвращение зарваницкой святыни

Чудесное возвращение зарваницкой святыни

710
Ukrinform
В Ивано-Франковске впервые покажут ризу чудотворной иконы

Совсем недавно житель Ивано-Франковска пришел в краеведческий музей и принес фрагмент серебряной ризы, который он нашел в 1997 году на развалинах старого дома в Зарванице. Удивительно, но находка оказалась частью оригинального оклада, обрамляющего пропавшую из Зарваницы во времена Второй мировой икону Распятия Спасителя.

В Ивано-Франковском краеведческом Музее к Пасхе традиционно откроют выставку «Возвращение сакральных реликвий». Впервые в ее экспозиции представят уникальную найденную святыню Зарваницы – серебряную ризу иконы Распятие Иисуса Креста.

ИСТОРИЯ ЗАРВАНИЦКОГО РАСПЯТИЯ

Для христиан всего мира Зарваница известна тем, что в ее храме есть чудотворная икона Божьей Матери и целебный источник, возле которого она появлялась. Однако три века назад на этом месте была еще одна чудотворная икона.

«Историю Зарваницы всегда связывали с двумя иконами: Богородицы и Распятого Спасителя. Последняя была одной из самых почитаемых святынь. Даже в XVIII веке икона Распятие Иисуса Креста была более известной. Сейчас в Зарванице осталась икона Богородицы и копия Петра Холодного, которую он сделал до войны», – рассказывает искусствовед и реставратор Ивано-Франковского краеведческого музея Валерий Твердохлеб.

Автор образа Распятия и ризы – неизвестен. Но икона все же имеет свою историю. В 1728 году образ нашел местный житель Зарваницы Стефан.

«За две недели до Пасхи житель Зарваницы Стефан Долган, идя из Дарахова домой, нашел в поле черный ящик, внутри которого был нарисован на шелке образ Распятого Иисуса Христа. После перенесения образа в церковь жители Зарваницы стали свидетелями того, как из него начали всплывать прозрачные капли. Вместе с тем, возле образа начали происходить чудесные оздоровления больных», – рассказывает искусствовед.

Уже в 1742 году митрополит Киевский и предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви Афанасий Шептицкий назначил специальную комиссию, которая записала показания Стефана и людей, которые возле образа вернули себе здоровье. Тогда в знак церковного подтверждения образ Христа короновали и поместили в специальный престол.

Фрагмент ризи розп'яття
Фрагмент ризы распятия

СЕРЕБРЯНАЯ РИЗА

Образ Распятия исчез в период Второй Мировой. И, как говорилось в начале публикации, на след его напали совсем недавно.

«Фрагмент этой ризы принес Виктор Чернов, который сейчас работает и живет в Ивано-Франковске. Мужчина увидел наш проект «Спасем сокровища вместе», который мы начали еще в 2009 году. Виктор пришел на консультацию, потому что стремился исследовать свою находку. До этого у него уже были собственные предположения. Мы начали заниматься более детально его находкой. Провели собственное исследование. Это – оригинал второй части ризы Распятие Иисуса Христа, которая была главной в храме Зарваницы. Ее вместе с иконой Богородицы в 1944 году везли во Львов Шептицкому. По свидетельствам епископа Будки, она была действительно отправлена во Львов. Правда, немного поврежденной. Не исключено, что тогда металлическую ризу спрятали в Зарванице, а саму икону повезли Шептицкому. Это наше исследование. Думаю, эта работа должна была бы дать толчок к более серьезным поискам искусствоведов», – убежден Валерий Твердохлеб.

Он признается, относительно невероятной находки пришлось провести многочисленные консультации с реставраторами. Экспертное заключение удалось получить от львовского искусствоведа и исследователя древнеукраинской живописи Олега Сидора.

«Нам было интересно, сохранился ли оригинал иконы, поскольку копии Распятия есть в Зарванице и в Филадельфии. Они сделаны из иконок, которые отец Василий Головинский (настоятель Украинской Католической Церкви Христа Царя в Филадельфии – авт.) вывез в Америку», – рассказывает Валерий Твердохлеб.

Он убежден, подобные реликвии возвращаются в Украину нечасто. Впрочем, даже такие находки во время войны – это определенный знак и возможность вернуть украинцам собственную историю.

«Мы не делали акцент на полной реставрации. Только на поверхностном снятии загрязнений. Перед нами стояла задача – исследовать и законсервировать эту памятку, чтобы коррозия не разрушила ее структуру. Теперь мы видим и можем предположить и размер оригинальной иконы Распятие», – отметил реставратор.

Корреспондентам Укринформа удалось едва ли не первыми увидеть и прикоснуться к Зарваницкой реликвии. Такие ризы изготовляли из чистого серебра, а отдельные элементы – золотили. На ризе изображена колоннада, петух и символы бичевания Христа. На второй части ризы, которая утеряна, утверждает реставратор, была изображена лестница.

«Это – классическая символика, которую используют в иконографии. Петух символизирует момент покаяния Апостола Петра. Помните из Евангелия: «Прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды отречешься от меня». Сейчас мы тоже – на перекрестке больших разрывов и войн. Возможно, для нас это тоже определенный знак покаяния», – предполагает Валерий Твердохлеб.

СОБЫТИЕ ДЛЯ ГОРОДА

Фрагмент серебряной ризы покажут в Ивано-Франковском краеведческом музее 22 марта в экспозиции «Возвращение сакральных реликвий». О дальнейшей судьбе чудотворного артефакта искусствовед говорит довольно сдержанно.

«Это будет предмет переговоров Церкви, владельца. Впрочем, это уже будет совсем другое дело. А сейчас мы хотим вернуть людям их историю», – отмечает Валерий Твердохлеб.

Наряду с зарваницкой реликвией искусствоведы покажут еще и уникальную гравюру Распятие, которую нашли в Варшаве. На ней видно оригинальную подпись Афанасия Шептицкого и молитву к Христу на украинском языке. Этот артефакт украинцы тоже увидят впервые.

Картина Осипа Сорохтея
Картина Осипа Сорохтея "Снятие с креста", фрагмент

Вообще, выставку сакральных произведений искусствоведы уже называют событием города. Предполагают, если зарваницкие святыни все же и вернутся на свою родину, Ивано-Франковск не останется без собственных шедевров. Один из них тоже представят в этой экспозиции. Это – уникальная картина Осипа Сорохтея «Снятие Иисуса Христа с Креста». Ее согласился предоставить для выставки Кафедральный собор Святого Воскресения УГКЦ в Ивано-Франковске. Картину высотой почти два метра художник написал в 1935 году. Сейчас это произведение считают шедевром европейского искусства и предполагают, что именно он в будущем может стать визитной карточкой Ивано-Франковска как города, где чтят традиции, историю и культуру.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>