Дикий и независимый. Как живут новые театры?

Дикий и независимый. Как живут новые театры?

839
Ukrinform
Если у человека есть интересная креативная идея, Дикий театр предоставляет ему шанс поставить и сделать спектакль

...В главных ролях: коррупция, феминизм, упадок украинского села, экономический кризис, толерантность, ЛГБТ-сообщество. Минимум декораций и максимум смыслов. Они говорят исключительно на остросоциальные темы. Их репертуар потрясает и завораживает. Да, это – Дикий театр.

Недавно в Киеве была создана Гильдия независимых театров, ее основной инициатор и руководитель – Ярослава Кравченко, основательница Дикого. Мы уже писали о планах и инициативах Гильдии, теперь же решили заглянуть за ее кулисы и познакомиться с теми, кого она, собственно, и объединила. Начинаем с хедлайнера объединительного процесса.

Ярослава Кравченко, основатель: «Мы создавались как театр, который должен был преодолеть все стереотипы о создании театра. Все представляют себе, что театр – это труппа, это здание, но мы опровергли эти моменты. Когда создался Дикий театр и люди спрашивали – «где он?», мы говорили: нигде, «а какая у вас труппа?» – а у нас нет труппы».

Дикий работает по принципу проектного театра – под каждую новую вещь объявляется открытый кастинг, на который приходят все желающие из разных театров.

За два года своего существования Дикий театр выпустил 13 спектаклей, сменил более 40 площадок в разных точках – это были клубы, театры, центры, залы КГГА, они играли даже в цирке и зоопарке. Сейчас у театра уже есть одна постоянная сцена на Голосеево, на 6 этаже Довженко-центра, там находится Центр независимого театра «Сцена 6».

Дикий и независимый. Как живут новые театры?

У Дикого есть своя аудитория, Ярослава ведет статистику и перед каждым спектаклем спрашивает у людей, кто у них впервые, говорит, что около 30 процентов – это люди, которые приходят впервые, все остальные – их постоянные зрители. За два года спектакли Дикого посмотрели почти 40 тысяч зрителей.

Мне показалось, что такой неординарный подход к работе, когда нет постоянной актерской труппы, делает невозможным гастрольную деятельность, но оказалось, что это не так. Театр ездит на гастроли, на фестивали. Хотя Ярослава призналась, что их сначала боялись приглашать из-за остросоциальной проблематики спектаклей: со сцены они говорят о действительно актуальных вещах – это и коррупция, и упадок украинского села, и тема толерантности по отношению к ЛГБТ-сообществам, и феминистические темы.

Ярослава Кравченко: «Мы не выбираем какую-то одну позицию, мы даем возможность людям определиться, просто показываем: есть такие, а есть и такие, в какой лагерь вы пойдете – это ваш личный выбор. В Дикий ходят, потому что нет больше ни одного театра, где вы увидели бы на сцене таких же людей, как вы, как те, кто рядом с вами. Главный акцент – мы говорим именно об этом времени и об этих простых людей».

В своем репертуаре Дикий театр ориентируется на современных украинских драматургов, есть, например, спектакль «Гей парад» о семье, к которой на три недели подселяют гея, эта пьеса написана буквально полгода назад украинским автором Игорем Билицем.

Но есть и произведения мировых знаменитостей, как, например, недавняя премьера «Кицюня» по Мартину Макдонаху – это британский автор, тот, что написал «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Он очень модный и дорогой автор, но Дикий театр выиграл конкурс от Британского совета и получил право на постановку. Это абсолютно эксклюзивные тексты, которых не найдешь в других театрах. Театр старается ставить тех драматургов, которые сейчас еще живы, которых можно пригласить на премьеру.

Иногда Дикий ставит российских авторов, как например, спектакль о женщинах «Быть снизу» по пьесе драматурга Юлии Тупикиной, именно на котором я и побывала. Три женщины, три судьбы, три взгляда на собственное (женское) существование и предназначение. Такая себе битва мировоззрений, кто кого победит – не понятно. Зритель наблюдает и делает выводы. Ярко, талантливо, умно.

Кроме женской проблематики в пьесе озвучивается еще одна пагубная тенденция, заложниками которой мы все чаще становимся – минимизация общения между родителями и детьми, даже в хороших семьях, даже при совместном проживании в одной квартире.

Богдана Шуманская, актриса: «Сначала я не воспринимала точку зрения моей героини, логику ее поведения: как так может себя вести умная женщина в 55 лет? Почему она такая? Почему не разговаривает с сыном? Для меня это неприемлемо. Но такова сейчас жизнь: все закрываются друг от друга и, к сожалению, это даже происходит в семье, где должна быть гармония через общение. Нам дан великий дар – разговаривать друг с другом, а мы, к сожалению, этого не делаем».

Спектакль «Быть снизу» идет на сцене Дикого театра уже полтора года. Состав участниц менялся. Богдана Шуманская играет в нем со дня премьеры и говорит, что на данный момент эта роль ей уже – как одежда, которая очень хорошо подошла, – ей идет, не полнит и не трещит по швам. Она называет ее своей любимой, но в начале немного сложной, потому что из-за несхожести со своей героиней ей пришлось искать какие-то связи и ниточки между собой и персонажем.

Богдана Шуманская: «В начале в спектакле вместе со мной играли другие актрисы, но в силу определенных обстоятельств они ушли от нас. Да и спектакль раньше совсем по-другому выглядел и воспринимался. Пришли новенькие – и все поменялось. Новые люди приносят свое видение, новое переосмысление. Для спектакля это новое дыхание. В июне ему будет уже 2 года, поэтому приход девушек как манна небесная, – чтобы он не стал «на штампах» и скучным».

Актриса Наталья Кобизкая, кроме театрального, имеет уже опыт и в кино – снималась в фильмах «Гетман», «Ржака», «Гуцулка Ксеня». Говорит, снимается еще «по чуть-чуть», но потенциал уже чувствуется. Больше всего перевоплощаться в разные образы пришлось именно ее героине.

Наталья Кобизкая, актриса: «Мне кажется, у каждой из нас внутри есть и Вера, и Галя, и даже тот самый Витя. Просто мы надеваем чью-то маску, которая нам более комфортна именно сейчас. Но таким женщинам, как моя Вера, надо помогать. Была ли для меня легкой эта роль? По-разному, знаете, сегодня показалась легкой, вчера было труднее. Мне кажется, у каждого из нас есть свои тараканы в голове, которые ты вытягиваешь – и потом играешь это».

Хрупкая Юлия Литвиненко играет в спектакле «кукольную» Олю и, как по мне, очень гармонично вписалась в образ кроткой Барби, готовой во всем слушать мужа, но ее собственное видение женского предназначения в мире отличается от сценического.

Юлия Литвиненко, актриса: «Этот образ – моя абсолютная противоположность. Я очень негативно отношусь к таким женщинам, хотя в моем окружении они есть, даже среди близких и родственников. Я не могу это из них выбить. Для меня это неприемлемо. Никогда не пойму ту, которая считает, что она родилась, чтобы только угождать, ухаживать и быть чьей-то женой. У меня карьера в первую очередь, а потом уже отношения, а у моей же героини главное – быть женой, а уже потом личностью».

Дикий театр прежде всего работает с молодыми режиссерами и дает возможность пока что не известным, но талантливым людям пробиться, потому что его основательница понимает, что в государственный театр нельзя просто прийти и сказать: я хочу поставить пьесу неизвестного автора и сам я неизвестный режиссер, тебе скажут: до свидания.

По образованию Ярослава театральный критик, но с ней на потоках учились сотни актеров, режиссеров, которые сейчас просто неприкаянные.

Ярослава Кравченко: «Я видела, сколько людей выпускаются из театрального, а потом не могут найти работу по специальности и должны идти на какую-то другую работу, или учиться еще на кого-то, чтобы просто найти себе хоть какое-то место и зарабатывать на жизнь.

Поэтому к нам в Дикий театр может прийти человек с нулевым опытом, но если у него интересная идея, мы даем ему шанс поставить и сделать спектакль».

Любовь Базив. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>