
Лина Костенко сегодня празднует день рождения
Она автор более 15-ти поэтических сборников («Паруса», «Путешествия сердца», «Над берегами вечной реки», «Сад нетающих скульптур», «Река Гераклита»), романа «Записки украинского самасшедшего». За исторический роман в стихах «Маруся Чурай» была удостоена Государственной премии им. Т.Г. Шевченко.
Для многих украинцев она - безоговорочный моральный авторитет, ведь за годы жизни не запятнала себя подлыми компромиссами ни с одной из властей. Тогда, когда большинство соотечественников закрывали глаза на всяческое беззаконие, послушно кивая головой и потакая «власть имущим», - у нее хватало смелости смотреть правде в глаза и говорить категорическое «нет». Нет - подлости, лжи, предательству, глупости, цинизму.
Ее поэзия, ее слова - не пустая болтовня демагога в вышиванке, за ее словом - позиция, поступок. Костенко подписывала в 1965 году письмо-протест против арестов украинской интеллигенции. В 1966 году во время львовского судилища над братьями Горынями бросила им цветы. Затем написала письмо в защиту Вячеслава Черновола в ответ на клевету на него в газете «Літературна Україна» и делала огромное количество других поступков, которые свидетельствовали о ее активной гражданской позиции. После этого она почти десять лет писала «в ящик», расплачиваясь за свою принципиальность.
Тогдашняя власть, поняв, что ее «не приручить», лишила права печатать собственные произведения, что для поэта - подобно смерти. Но она не испугалась, выстояла.
Младшая коллега Лины Васильевны поэтесса Ирина Жиленко в одном из писем 1964 года пишет: «Вчера водила Лину по художникам. Были в мастерской Аллы (Алла Горская). Столько красок, такие безумные вещи, аж глаза болели. Алла увлеклась трехцветной гравюрой (черно-бело-красной), делает очень экспрессивные работы... Лина ошарашено, аж будто перепуганно, смотрела на огромные эскизы Аллы. Спросила: «Как вы можете, Алла, все это делать, зная, что никогда не сможете выставить свои работы?». Алла засмеялась лукаво: «А вы?» А я смотрела на этих статных и гордых женщин с буйно-золотыми прическами, в клубах сигаретного дыма, и думала: как они похожи!» (Ирина Жиленко, «Homo feriens. Воспоминания», «Смолоскип», 2011).
Молчание Лины Васильевны также чрезвычайно красноречиво. Во время, когда пространство, эфир невероятно засорен болтовней, она, как поэт, человек с очень тонким слухом и вкусом, предпочитает молчать. Любые искушения вызвать у нее соответствующую реакцию по поводу чего-либо, или кого-либо - бесполезны. И это гордое молчание тоже является позицией, поступком. В 2005 году она отказалась (вещь неслыханная!) от звания Героя Украины. И действительно: любая «политическая бижутерия» ей ни к чему, ведь у нее главное - Имя. А у нас - ее стихи, где все сказано.