Филипп Ильенко, председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино
Дискуссия об "Иронии судьбы" – это четкий культурный маркер
22.03.2018 14:30 1044

Молодая украинская киноиндустрия развивается быстрыми темпами, почти все отечественные премьеры последних лет имели успех у зрителя и открывали новые имена с потенциалом настоящих звезд. Убедительным свидетельством, что украинскому кино быть и процветать, является то, что в этом году за право представлять Украину на кинопремии «Оскар» прогнозируется действительно серьезная борьба. А там, где есть конкуренция, есть прогресс, считает председатель Госкино Филипп Ильенко.

- Украинская киноиндустрия еще очень юная, но государство заявляет о своей готовности ее поддержать, как вы считаете, сколько вообще нужно влить государственных средств, чтобы насытить все кинониши, которые сейчас не заполнены?

- В этом году в государственном бюджете предусмотрено финансирование киноотрасли в сумме 505,8 млн грн в распоряжение Госкино и 500 млн – Министерства культуры. Эта сумма существенно больше по сравнению с предыдущими годами. Собственно, именно с постоянным увеличением бюджетного финансирования и связано такое успешное развитие украинского кино.

Новый Закон «О государственной поддержке кинематографии в Украине» предусматривает очень много форм поддержки, и это не только создание фильмов или сериалов, это их реклама и продвижение, поддержка развития кинотеатральной сети, особенно в малых городах, внедрение в сельской местности мобильных передвижных кинокомплексов, образовательные проекты, сохранение и восстановление украинского кинематографического наследия и многое другое. По нашим оценкам, на комплексную поддержку в полном объеме нужно 2 миллиарда гривен. Но чтобы внедрить все эти механизмы, на самом деле, кроме денег, нужно еще внести определенные изменения в законодательство.

- А как будут использованы 500 миллионов, выделенные в этом году Министерству культуры на патриотические фильмы? Будет ли у вас какое-то сотрудничество с министерством в этом вопросе, это же вроде ваша тема?

- Я думаю, что вопрос о том, как Минкульт планирует распорядиться средствами бюджетной программы на создание патриотических фильмов, распорядителем которой он является, надо адресовать собственно Минкульту. Мне некорректно это комментировать, потому что это не касается Госкино.

- Новый закон о господдержке кинематографии предусматривает механизм «cash rebates». На какой стадии сейчас его внедрение?

- Да, еще один важный элемент государственной поддержки киноиндустрии – это «cash rebates» или субсидии по возврату части потраченных средств производителям, которые приходят снимать в Украину. Механизм «саѕһ rebates» принят в Законе о государственной поддержке кинематографии в Украине, но для того, чтобы он мог заработать, еще необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс и предусмотреть соответствующее финансирование.

Закон предусматривает два вида «саѕһ rebates» – возврат за счет государственной субсидии 16,6 процента от общей суммы квалифицированных расходов, осуществленных в Украине, и возврат 10 процентов расходов на выплату вознаграждения актерам и авторам-нерезидентам Украины, если они платят здесь налоги.

- Каким образом проходит отбор фильмов, претендующих на государственное финансирование?

- Это открытые конкурсы, которые проходят в два этапа. На первом этапе члены Экспертной комиссии в течение шести недель с момента получения заявки на участие в конкурсном отборе проводят оценивание кинопроектов и принимают решение о возможности допуска кинопроектов ко второму этапу конкурсного отбора.

На втором этапе отбор проходит в форме открытого питчинга, который может посетить любой желающий. Кроме того, все демонстрируется в режиме онлайн в Интернете.

Отбор осуществляется независимой Экспертной комиссией по вопросам кинематографии, которая состоит из 16 человек. Все кандидатуры в эту комиссию, за исключением одной (которую назначает председатель Госкино без учета ее принадлежности к какой-либо группе субъектов кинематографии – ред.), предлагаются киносообществом. Это люди с большим профессиональным опытом, которые представляют весь спектр кинематографических цехов: авторы, продюсеры, дистрибуторы, кинофестивальники, телевизионщики, журналисты, критики. Новый закон добавил еще механизмов контроля за этим процессом в виде создания при Госкино Совета по вопросам кинематографии, который будет выполнять функции наблюдательного совета.

- Существует ли сейчас что-то вроде госзаказа? Кинопроизводителям предлагаются темы к разработке или просто отбираются хорошие фильмы на разнообразную тематику.

- Конечно, помимо общего конкурса, периодически объявляются тематические секции на актуальные темы, которые определяет Кабинет Министров, Министерство культуры, иногда Госкино по собственной инициативе.

- Мой коллега интересуется, почему мы не снимаем такие красивые исторические сериалы об Украине, как, например, турецкий сериал «Великолепный век»?

- Во-первых, потому что государственное финансирование сериалов стало возможным только сейчас, благодаря новому закону.

А во-вторых, сколько бы мы не сняли фильмов, все равно найдется какая-то тема, которая не будет охвачена, потому что их бесконечное множество и в этом – природа творчества.

Всегда найдется какой-то сюжет или персонаж, которые не будут воплощены на экране или реализованы не так, как кому-то хотелось бы. К сожалению, а может и к счастью, это вечная история, поэтому для творческих людей всегда остается поле для реализации их идей.

- Но очень бы хотелось иметь красивый исторический сериал о нашей стране.

Прокатное кино, о котором можно говорить как о товаре, у нас только зарождается

- Кино и сериалы – это вещи, очень похожие, но очень разные. Это как врачи, например, стоматологи и терапевты – и те, и другие имеют медицинское образование, но это не означает, что они делают одно и то же. Кино, которое делается для большого экрана, имеет серьезные отличия от сериального продукта.

- Заработали ли уже кинокомиссии в регионах?

- Сейчас идет процесс их создания. Но это зависит от инициативы местных органов власти. В некоторых городах, таких как Тернополь, Львов, Черновцы, еще в нескольких городах кинокомисии уже созданы и начали работать.

- Как считаете, их деятельность будет эффективной?

- Это все зависит от них. Новосозданные кинокомиссии сейчас пытаются работать, они первыми выявили инициативу, и я знаю, что у них уже есть конкретные результаты. В том же Тернополе уже начали снимать фильм при поддержке кинокомисии, также довольно активные кинокомиссии в Трускавце, Львове, Черновцах.

- Куда мы продаем свое кино? Кто активно покупает украинскую кинопродукцию?

Чтобы говорить о выходе на другие рынки, надо полностью сформировать собственный кинорынок

- Смотрите, фактически мейнстримное или прокатное кино, о котором можно говорить как о товаре, у нас только-только начало появляться.

Для того, чтобы говорить про другие рынки, нам еще надо полностью сформировать собственный, украинский кинорынок. Он только появляется, с ним еще надо работать и вкладывать в это огромное количество усилий. Поэтому очень сложно говорить про другие рынки, на которые мы гарантированно попадаем. Это очень сложный путь. Для сравнения – это совершенно то же самое, как Украина сделала бы смартфон и начала продавать его, например, в Канаду. Так и с фильмами – сразу начать продажу украинского кино в другие страны чрезвычайно сложно.

Но на самом деле, наши фильмы уже продаются на другие территории. Не все, пока это эксклюзивные случаи, но процесс начался.

Конечно, в этом плане очень помогает копродукция – когда мы создаем фильмы вместе с другими странами. Это сразу открывает рынки. По крайней мере тех стран, совместно с которыми мы работаем, и это очень улучшает перспективу.

- Есть определенные нарекания, что многие из наших фильмов и сериалов несколько безлики и не имеют четкой украинской идентификации.

- Сериалы финансируют частные телеканалы, мы никоим образом не вмешиваемся в их программную политику. Поэтому задавайте вопрос о сериалах тем, кто их создает, и тем зрителям, которые их смотрят, потому что те, кто их создает, очень хорошо знают вкусы зрителя. Ко мне, пожалуйста, претензии относительно того, какие у нас сериалы, прошу не предъявлять.

А насчет фильмов, я не согласен, что они безликие. У вас есть нарекания на безликость какого-то конкретного фильма? В прокате в прошлом году были десятки фильмов: «Киборги», «Сторожевая Застава», «Червоный», «Предел» и другие. Хоть у одного из них не было идентификации или он был безликим?

- Нет, наоборот, они, как по мне, были патриотическими. А как вы считаете, кто вообще должен определять, что является патриотическим кино? И кто должен войти в комиссию по отбору патриотических фильмов, если таковая будет создана?

Все украинские фильмы патриотические, потому что создают украинский культурный контекст

- Я вообще считаю нецелесообразным разделение кино на патриотическое и непатриотическое. По этой логике, если мы признаем, что я патриот, то вы, получается, – непатриот? То есть тех, у кого нет официального статуса создателей патриотического кино, мы должны автоматически воспринимать непатриотами, антипатриотами? Я боюсь, что если мы разделим авторов фильмов на авторов патриотического кино и авторов непатриотического кино, то это может привести к очень непредсказуемым вещам.

Тем более, что патриотичность и патриотизм – это понятия без четко очерченных границ. Каждый человек вкладывает в него свое понимание, и не может быть юридического определения патриотизма, это не юридический термин, а моральная категория, природа которой лежит в культурологической плоскости.

Вообще-то, я глубоко убежден, что украинский национальный кинематограф, в частности фильмы, которые мы поддерживаем, все патриотические, потому что они создают украинский культурный контекст.

Даже если говорить о комедии «DZIDZIO Контрабас», то этот фильм создает и чрезвычайно мощно формирует украинский культурный контекст, которого пока что полноценно нет в нашем обществе, потому что мы до сих пор шутим цитатами из фильмов Гайдая и Рязанова. Но это же фильмы страны, которой уже давно, слава Богу, нет и от которой мы убегаем. Но каждый раз, когда мы их цитируем, то снова переносим частичку Советского Союза в этот мир.

Если мы поддержим производство фильма, который запустит собственные цитаты, и люди начнут их повторять, шутить у себя дома, с друзьями, в быту, то не создадим ли мы что-то такое действительно патриотическое? Мы создадим новый украинский миф, новый украинский архетип, культурный символ, мем, тренд, которые будут объединять нас и формировать нашу культурную идентичность. И это очень важная патриотическая миссия.

Почему, собственно, ведется дискуссия – нужно или не нужно показывать «Иронию судьбы»? На это есть один очень простой ответ. Потому что это дает четкий культурный маркер – к какому сообществу ты принадлежишь: к новому украинскому или к старому советскому, вот и все.

Нам нужно создавать собственные украинские рождественские, новогодние фильмы для семейного просмотра, пусть это будет мелодрама, комедия, мюзикл или сказка. Сейчас мы поддерживаем съемки трех фильмов с рождественским сюжетом. Неужели это не патриотично, если мы на этих лентах будем воспитывать новое поколение украинцев, наших с вами детей, которым покажем не американские или русские сказки, а что-то свое?

Почему патриотизм сводится исключительно к военной тематике. В определенной степени, это правильно, и таких фильмов мы поддерживаем много, но патриотизм не исчерпывается такой прямолинейностью. Любая национальная культура априори патриотическая, потому что она национальная, она создает то, на чем базируется любая нация – мифы, культурные символы, культурный контекст.

Очень легко отличить японское кино, например, от французского. И не потому, что в японском фильме играют японцы, а потому, что в этих лентах есть глубокий культурный контекст. И французское кино тоже сразу можно легко отличить от любого другого.

Вот сейчас Марыся Никитюк сняла фильм «Когда падают деревья». Это абсолютно трендовое современное кино, но когда его смотришь, ты понимаешь, что оно в украинском культурном контексте, более того, даже в украинской культурной традиции, хотя там нет ни шаровар, ни козаков. Это новейшее возрождение украинского поэтического кино, согласно культурного контекста, прежде всего. Там нет прямых цитат из Параджанова, Ильенко или Миколайчука, но видно, что это украинское кино, и любой человек, который в этом разбирается, скажет: да это же наше! Это очень легко и четко можно почувствовать, но практически невозможно юридически описать.

- Назовите три украинские картины, которые вы считаете знаковыми, за последние три года.

Возрождение украинского кино - это заслуга каждого, кто работал хотя бы над одним фильмом

- Знаете, за это время было создано очень много картин. Я горжусь тем, что мы поддерживали абсолютное большинство из них, и на самом деле – они все уникальные, своеобразные, с разной судьбой.

Я не хотел бы выделять кого-то. Более того, я считаю, что возрождение украинского кино – это заслуга каждого из тех, кто работал хотя бы над одним фильмом. Потому что возрождение не может осуществиться за счет одной удачной картины, оно происходит за счет всего процесса. В том числе, и за счет конкурентной среды. Именно киноиндустрийный процесс может давать основу для становления вещей, которые должны из этого вырасти в виде жанрового разнообразия, творческих экспериментов, формирования облика современного украинского кино.

Кино, в принципе, коллективное творчество, а становление киноиндустрии – это коллективная совместная деятельность тысяч людей, которые сегодня в ней работают.

- Какие ближайшие премьеры нам ждать?

- Недавно была премьера анимационного фильма «Украденная принцесса». Когда смотришь этот фильм, становится понятно, что на наших глазах уже родился (не рождается, уже родился) украинский конкурент Диснея и Пиксара. То есть, по техническому и художественному уровню этот фильм является достойным конкурентом лучших образцов мировой анимации и имеет серьезный коммерческий потенциал.

Если сравнить, то это все равно, что Украина сейчас создала бы собственный смартфон – конкурент Samsung и Apple. И не просто создала, а вывела его на рынок и начала продавать, например, в Аргентину. Это абсолютно корректное сравнение. В анимационном кино это произошло. Собственно, это произошло в прошлом году и в игровом и неигровом кино: те же «Червоный», «Припутни», «Изи», «Сторожевая Застава», «Предел», «Киборги», «Сломя Голову», «Родные», «Дом «Слово» , «МИФ» и другие фильмы.

- А как вы оцениваете уровень подготовки украинских актеров?

У киношкол в Украине сегодня нет никакой материально-технической базы

- Хорошо оцениваю. Я хочу сказать, что нам всем есть куда развиваться и расти. К сожалению, в Украине профессионально готовят именно театральных актеров и нет высшего учебного заведения, где специально обучали бы киноактеров. Нам этого немножко не хватает, именно специального образования. Возможно, тогда людям было бы легче входить в профессию. Но проблемы с образованием есть не только у актеров, это в принципе, общая проблема. Я очень ценю усилия преподавателей киношкол, которые там работают фактически на энтузиазме, потому что деньги, которые им за это платят, можно назвать символическими.

Но самая большая проблема – это полное отсутствие материально-технической базы. Кино сегодня – это высокотехнологичная индустрия, в которой каждые полгода-год появляются технологические изменения, за ними надо следить, и владеть этими технологиями. Сегодня научить снимать кино на пальцах невозможно, это все равно, что на пальцах научить управлять современным самолетом «Боинг». К сожалению, у киношкол в Украине сегодня нет никакой материально-технической базы.

Хорошо, если какие-то частные компании-ренталы берут студентов на практику, дают им возможность хоть посмотреть и подержать в руках современную технику. Возможно, у кого-то родители имеют возможность приобрести качественные фотоаппараты или компьютеры для монтажа, но это не решение глобальной проблемы.

Я был в киношколах в других странах, причем в соседних, в том числе в странах бывшего СССР, и видел, как там выглядит материально-техническая база. Например, павильоны в киношколе в Таллинне оборудованы так, как у нас – не каждая студия: со всей техникой, полным циклом постпродакшена, залами для записи и сведения звука, для цветокоррекции, монтажные станции, где действительно можно все технологические процессы собственноручно пройти и освоить, – и это действительно современный уровень.

- Предполагается ли какое-то решение этой проблемы у нас?

- Это тоже вопрос не к Госкино. На самом деле, эти вопросы разбиты между Министерством образования и Министерством культуры, ведь это комплексный вопрос образования в целом. В области кинообразования мы тоже чувствуем серьезный вызов, и эту проблему надо решать.

- Хватает ли в Украине актеров? Ждать появления новых имен?

- Хватает или не хватает, трудно сказать. Актеров хватает, но всегда ведется поиск новых лиц, всегда есть люди, которые хотят реализоваться в кино.

- А как происходит этот поиск? Кто ищет молодых актеров?

- Во-первых, проводятся кастинги. Это неотъемлемая часть подготовки к любой ленте. Но для того, чтобы иметь шанс попасть на кастинг, надо проявить инициативу, познакомиться с людьми, которые работают кастинг-директорами. Их в Украине не так много, и они все известны, пройти с ними интервью или собеседование, иметь портфолио. Также режиссеры и кастинг-директоры целенаправленно посещают театры, не только киевские, кстати.

- А сказка о том, что шла девушка по улице, ее заметили, пригласили сниматься в кино – и она стала звездой, сейчас не сбывается?

В украинском кино сегодня не хватает кинозвезд с точки зрения маркетинга

- Знаете, Фрэнсис МакДорманд, которая недавно получила свой второй «Оскар» за фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», сказала, что когда вы выбираете профессию актера, то несмотря на то, сколько денег вы на ней заработаете, вы все равно всю жизнь будете безработным. И это очень мудрые слова, потому что действительно: актер, если он не театральный, и не играет в труппе театра, а именно киноактер, то он постоянно безработный. Сегодня он снялся в фильме, завтра он не снялся в фильме. И никто не знает, как сложится его карьера. Даже суперзвезды не застрахованы от того, что их слава сойдет на нет. Зритель не обязан любить кого-то вечно.

Последние премьеры уже дали имена, которые потенциально станут украинскими кинозвездами

Вот как раз звезд в украинском кино сегодня не хватает. Актеров, может, и хватает, а вот не хватает именно звезд с точки зрения маркетинга, потому что кино – это шоу-бизнес, и кино продает лицо главного исполнителя. Люди ходят на узнаваемые имена, на тех актеров, которых они знают и любят.

Известные актеры в Украине есть, но тех, которые бы гарантировали, что у них есть 1 миллион фанатов и эти фанаты любой ценой будут штурмовать кинотеатры в первый же день показа фильмов, таких актеров в Украине пока что нет. Поэтому продюсеры стараются привлекать звезд, как говорится, смежников, то есть, эстрадных певцов, КВН-щиков, раскрученных телевизионных ведущих. Возможно, для быстрого старта индустрии это правильное решение, но с точки зрения дальновидной стратегии – нам нужно воспитывать именно кинозвезд.

Не исключаю, что Дзидзьо может в перспективе стать больше актером, чем певцом

После успеха фильмов «Киборги», «Сторожевая Застава», «Червоный» и др. на горизонте уже появились люди, у которых есть потенциал. А учитывая фантастический успех «DZIDZIO Контрабас», я даже не исключаю, что дальнейшая карьера самого Дзидзьо изменится, и он может стать больше актером, чем певцом. Такие случаи в истории человечества тоже случались. Эти фильмы уже дали 5-7 имен, которые имеют серьезный потенциал стать в будущем именно украинскими кинозвездами. Поэтому надо, пока не поздно, брать у них автографы и делать селфи, потому что потом это будет сложно. И это, кстати, тоже зависит от средств массовой информации. Мне понравилось, что сейчас появились журналисты, которые начали делать цикл интервью с украинскими актерами. Такие вещи очень важны, потому что не только фильм создает звезду, но и вся информационная активность вокруг проекта. Журналисты тоже является частью киноиндустрии, хотя они так себя не позиционируют, потому что считают, будто они-наблюдатели, а некоторые – что они вообще надзиратели на вышках с пулеметом». Но они являются частью этой индустрии, успех которой, в том числе, существенно зависит и от них. Они же могут распространять информацию, и это будет интересно, даже в разных жанрах – от сплетен в желтой прессе до серьезной аналитики или профессиональной критики.

- Относительно кинокритики. Как вы оцениваете, насколько она у нас развита?

У нас не было кино, поэтому у наших кинокритиков не было природной среды для существования

- Кинокритики у нас есть, но поскольку долгое время у нас не было кино, то наши кинокритики были, как коза в квартире, то есть у них не было природной среды для существования. Для кинокритика такая среда – это активный кинопроцесс именно в его культурном поле. Знаете, сидеть в Киеве и писать рецензию на то, как сыграла американская актриса, которая и не догадывается о существовании Украины, очень интересно, но это никак не влияет ни на ее судьбу, ни на судьбу ее фильма.

В Украине есть люди, которые пишут регулярно, просто их никто не публикует. Очень часто все пишется на Фейсбук, сейчас даже появились блогеры, которые делают киносмотры.

Под кинокритикой иногда выдают собственную рефлексию с элементом попытки самоутвердиться

Я очень благодарен людям, которые занимаются в Украине кинокритикой, потому что это не приносит им ни денег, ни славы, они это делают, в принципе, на энтузиазме. Но надо сказать, что очень часто, к сожалению, под кинокритикой люди понимают собственную рефлексию, и хорошо, если это просто рефлексия. А это еще может быть элементом определенной попытки самоутвердиться за счет кого-то другого.

Кино как высокотехнологичная индустрия у нас только рождается, с этим много проблем. Поэтому сделать полнометражный игровой фильм в Украине – это пока что серьезный подвиг. Люди сталкиваются с миллионом проблем финансового, организационного, технического, творческого характера. Многое делается впервые. И потом, когда их упрекают в рецензии, написание которой заняло два часа, что-то типа: «Дерьмо, было бы лучше, если бы ты вообще не мучил нас плодами своего творчества», – это унизительно, это оскорбляет и это некорректно, потому что люди вложили в этот проект не два часа, а три года своей жизни.

Поэтому, если хотите самоутвердиться за счет творческих людей, будете получать ответ такой же публичный, и такую же болезненный, потому что никто уже не будет такое терпеть. А если эта кинокритика действительно конструктивная и сделана с уважением к человеческому труду, – конечно, она всегда приветствуется. Это на пользу самому фильму и помогает расти в творческом плане тем людям, которые делают кино.

В конце концов, когда-то новая волна французского кино началась именно с того, что кинокритикам не нравилось, как режиссеры снимают фильмы. Жан-Люк Годар взял и сказал: я сейчас покажу, как снимать кино. И начал снимать, тогда он еще был критиком. Так же Франсуа Трюффо. Они сделали кино таким, каким, по их мнению, оно должно быть. Я, конечно, не буду переводить дискуссию в плоскость «а пойди сними что-то сам, а потом мы с тобой поговорим». Конечно, это тоже некорректная постановка вопроса, но критик в своей рецензии должен оценить степень усилий, которые человек приложил, чтобы чего-то достичь и с уважением относиться к этому труду.

В этом году за право представлять Украину на Оскаре будет действительно серьезная борьба

Кино в Украине люди снимают пока что не для того, чтобы материально обогатиться. Кино – это очень долго, сложно, придется тратить свои деньги, забыть, что такое выходные и проведение досуга с родными. И я это говорю потому, что очень хорошо это знаю из практики своей собственной жизни, жизни своих родственников, друзей, коллег. Эту практику я наблюдаю постоянно.

- Как вы оцениваете шансы попадания фильма «Киборги» на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке?

- Заседание комиссии Украинского Оскаровского Комитета будет в августе-сентябре. Я не знаю, кто поедет на «Оскар». Могу только сказать, что в этом году за право представлять Украину будет действительно серьезная борьба. И серьезная конкуренция, это уже без шуток. Но это хорошо, что есть конкуренция, потому что рядом с ней идет прогресс.

Любовь Базив. Киев

Фото: Худякова Елена

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>