Гонки по вагонам на глазах у зрителя

Гонки по вагонам на глазах у зрителя

383
Ukrinform
В украинский прокат вышел фильм «Пассажир» с Лиамом Нисоном

Это – эклектичная смесь детектива, триллера и боевика, в которой зритель сможет узнать с десяток уже увиденных лент.

Если все же считать детектив жанровым первоисточником «Пассажира», сразу в памяти всплывает его лучший создатель – Агата Кристи. В таком случае Нисон, как центральный герой, должен стать Эркюлем Пуаро, и для того, чтобы стать им, у него многое есть. Например, долгая жизнь в одном и том же образе.

Уже десять лет, со времен «Заложницы», он попадает в центр игры «поймай, если сможешь», когда надо спасать семью, искать тех, кто ей угрожает, охотиться на тех, кто его использовал и подставил. При этом, как и у Пуаро, его образ и внешний вид не меняются: тот же характер бывшего полицейского-ЦРУшника-работника-службы-безопасности – в костюме, неизменно выбритый, с той же прической. Более того, Нисон даже играет у одних и тех же режиссеров. Коллет-Серра уже в четвертый раз работает с ним, фактически переселяя актера из одной локации в другую: с улиц в «Ночном беглеце» – в самолет в "Воздушном маршале", а теперь – в поезд.

Именно в поезде к только что уволенному с работы 60-летнему мужчине (Лиам Нисон) подсаживается женщина (Вера Фармага), и предлагает игру, в которой первый шаг очень даже приятный и подходящий – пойти и взять спрятанные 25 тысяч долларов.

Фото: Super Cinema UP
Фото: Super Cinema UP

Продолжение игры еще лучше – его ждут дополнительные 75 тысяч, которые он получит, если найдет в поезде человека, которого не должно здесь быть – ведь главный герой ежедневно ездит одним и тем же маршрутом 10 лет, и знает постоянных пассажиров в лицо. Правда, такое предложение его, бывшего копа, перестала радовать, несмотря на вполне благоприятную возможность получить нужные для безработного деньги. Понимая смену настроения, персонаж Фармиги подогревает ситуацию: мол, если он этого не сделает, – пострадает семья.

Впрочем, второсортное заимствованное (или украденное?) развитие событий с аналогичным замкнутым пространством как в «Воздушном маршале» не должно отпугнуть любителя жанра, хоть так делать и нехорошо: в «Пассажире» узел детектива завязан так крепко, что, даже учитывая полный идейный плагиат, интерес не исчезает, а триллер держит зрителя почти до финала.

Каждый шаг героя в его навязанном поиске насыщен деталями, словно в квесте, и зритель вместе с ним разгадывает загадку, мысленно делая ставки на того или иного пассажира – кто же этот загадочный свидетель, который так нужен убийцам? Плюс, к чести сценаристов-дебютантов, Байрона Уиллингера и Филиппа де Блази, надо признать удачными несколько новых сюжетных ходов.

Например, герой Нисона раскрывает карты перед другими пассажирами, чего ни в коем случае не делают (нельзя делать!) в подобных фильмах. А еще неожиданным нововведением является использование компьютерных спецэффектов в сценах драк: вероятно, для того, чтобы сражаться убедительно, нужно было нанимать дорогих постановщиков и использовать много времени, а у продюсеров не было столько времени, или не хотели его тратить, таким образом создали едва не ноу-хау для боевика.

Фото: Imagem Filmes
Фото: Imagem Filmes

К сожалению, напряжение ответственности покинуло сценаристов в последней трети фильма, где события уже напоминали какой-то абсурд и вызывали нескрываемый смех, что смертельно для жанра. Неожиданно, к известным клише (так тому и быть, принятых зрителем) начали стремительно добавляться другие (ну, сколько же можно?!): сначала аллюзии из «Поезда-беглеца» Андрона Кончаловского, потом из «Спартака» Стэнли Кубрика и наконец – из «Захват подземки 123» Тони Скотта.

Чтобы как-то примирить зрителя со всей этой мутью, сценаристы подбросили аудитории несколько шуток – четыре гега подряд вызвали довольный хохот немного прибитых посетителей пресс-показа, а очевидный крючок на продолжение вызвал хохот уже у критиков: кто же такое будет смотреть дальше?

Тем не менее, если опустить немалое количество глупостей, нелепостей и штампов, «Пассажир» выглядит хорошо продуманным и очень сложным концептом, сделанным на самом высоком профессиональном уровне во всех аспектах (кроме сценарного). В самом начале, чтобы разложить историю персонажа Нисона и его семьи, создают калейдоскоп ежедневности, когда в каждом следующем кадре герой переодет и локация имеет новый вид, отвечая требованиям нового дня.

С первого взгляда, прием нехитрый, тем не менее – он является довольно непростым в производстве. Также и с «историями» в поезде: для того, чтобы герою так бегать из вагона в вагон, показывая зрителю такое разнообразие планов и ракурсов других пассажиров, надо иметь арсенал камер, многостраничный план-раскадровку съемок каждой отдельной сцены и бездну компьютерного времени на пост-продакшне. И сначала здесь должна быть «химия» между режиссером Коллет-Серра и его оператором Полом Кэмероном. Между ними «химия» была. Теперь осталось понять, будет ли «химия» между фильмом и зрителем?

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кинокритик. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>