Сергей Грабар, генпродюсер Международного джазового фестиваля «Єдність»
Книга об истории украинского джаза уже написана и будет издана в этом году
29.03.2018 09:00 1053

Джаз - это искусство, которое сформировалось под влиянием африканских ритмов и европейской гармонии с примесями элементов афроамериканского фольклора.

Постепенно он приблизился к сфере высокого искусства и продолжает влиять на мировую музыкальную культуру.

Какое место занимают украинские музыканты на мировой джазовой карте - об этом мы решили поговорить с Сергеем Грабарем, председателем Всеукраинской ассоциации джаза, организатором Международного Джазового фестиваля «Єдність», который уже 17 год подряд проходит в Киеве.

- Сергей, прочитала такую шутку, что весна в Киеве не наступит, пока джазовый фестиваль «Єдність» не пройдет. В этом году высказывание оказалось очень точным...

- Да, после нашего фестиваля всегда начинается весна, и вы видите, что уже солнце, хотя март был переменчив, но мы уже возвращаемся к теплу, потому что наш фестиваль - это тепло.

У меня личное впечатление от общения с людьми, которые там были, - все говорили о теплоте и комфортности. Это очень важно, это то, чего нам всем не хватает сейчас в силу разных причин - нищеты нашей жизни, политической неясности, войны, которая не прекращается, и о которой надо вспоминать и помнить.

- Вас не упрекают, что сейчас война, а вы проводите фестивали - развлекательные мероприятия?

- Нет, такого мне не говорили, но у меня есть на это очень простой ответ. Когда была Вторая мировая война, в 1943 году Киев освободили от фашистов и начали отстраивать Крещатик. Тогда многие говорили, что не время, потому что еще идет война, а люди начали восстановление центральной улицы Киева.

Во-вторых, фестиваль - не развлекательное мероприятием, он скорее, духовное. Понимаете, музыка - это то, что нам необходимо постоянно, это внутреннее очищение. И людям нужны такие фестивали, которые уже 17 год подряд проходят независимо ни от чего, ни от моего состояния, ни от состояния в стране.

- А как именно возникла идея создать джазовый фестиваль, была ли у вас команда единомышленников?

- Организационного центра как такового не было, основной центр - это, конечно, я, двое моих сыновей Александр и Валентин, и мои жены. Жены менялись, а фестиваль оставался. В этом году очень активно присоединилась невестка, жена старшего сына, раньше она была в стороне, а в этом году помогала.

- Фестиваль проходит по вашей инициативе и за ваши деньги?

- Я не могу покрыть все своими деньгами.

- Меценатство или государственная поддержка?

- В организации фестиваля три финансовые составляющие. С одной стороны - государство, и в этом, и в прошлом году департамент культуры КГГА значительно помог. И это для меня колоссальная поддержка.

Вторая составляющая - это меценаты. Но с ними бывает сложно, потому что в нашем сегодняшнем обществе момент несдержания слова очень распространен. Нормально, когда ты обращаешься, а тебе говорят: «нет, я тебе помогать не буду», ты понимаешь, что ты ни на что не рассчитываешь. А когда за два дня до фестиваля один из главных спонсоров говорит, что не может помочь, хотя обещал, получается обидно. В этом году такого не было, но раньше случалось. Да, это его деньги, но есть планирование, и он наверное тоже планирует, когда свой бизнес строит. На мой взгляд, это моменты непорядочности.

Что касается третьей составляющей - это посольства, у меня хорошие контакты с посольствами, потому что 11 лет я был директором дипсервиса, который занимался отдыхом и бытом дипломатов. Большая помощь идет со стороны посольства Венгрии в Украине, несмотря на все политические вещи. Традиционная помощь была от посольства Литовской Республики в Украине, посольство Швеции тоже помогало.

- А насколько меценатство в Украине развито, стало ли больше у нас сейчас меценатов?

- Их не стало больше, их стало меньше. Я возглавляю Всеукраинскую ассоциацию джаза, это общественная организация, она пока о себе громко не говорит, но все мероприятия идут под ее эгидой. Почему я именно сейчас вспомнил? Да потому что в украинском парламенте уже давно лежит и не двигается закон о меценатстве, и у меня очень большие намерения силами нашей организации начать его продвигать.

Дело в том, что закон о меценатстве - это очень серьезный удар по «любимой» всеми коррупции, это выбивает у чиновника возможность сказать «да» или «не да». Согласно закону о меценатство, меценат дает определенную сумму и освобождается от некоторых налогов, это льгота, и когда она появится, то появится больше людей, которые захотят помогать.

У Всеукраинской ассоциации джаза очень много прав и возможностей. Мы общаемся с коллегами за рубежом, обмениваемся информацией, советуем друг другу музыкантов, помогаем друг другу. Это уже внутриевропейское сообщество, которое мы создали за счет собственных инициатив.

На конференции в рамках фестиваля мы говорили о совместных действиях, я рекомендовал нашим гостям, чтобы они обратили внимание на некоторых музыкантов, чтобы мы могли, например, дать им работу. Тем более, при помощи Всеукраинской ассоциации мы могли бы побудить наших партнеров записать им пластинки.

- То есть, ваш фестиваль - это как рекомендательная площадка для каждого участника?

- Причем не только для музыкантов. В рамках фестиваля мы знакомим зрителя и с другими творческими личностями. Прошла выставка картин, как по мне, гениального художника Вячеслава Брейша «Джазовые силуэты». Все увидели очень интересную презентацию видео-инсталляции художницы Алины Максименко «Саундчек». Она сняла на видео репетицию прошлого фестиваля, наложила виды Подола и это все транслировалось через монитор. Это очень симпатичная, хорошая художница, наша интеллигенция, которой надо, с одной стороны, помогать и подтягивать, а с другой стороны, такие люди сами помогают. Люди же делятся: одни смотрят, получится ли что-то у тебя, и если все хорошо, присоединяются, другие завидуют и пытаются помешать чего-то достичь, а третьи - просто помогают, и таких меньше всего.

Вот, мы дарили гостям кукол ручной работы. Их автор мастерица Люба Мовлянова пришла ко мне и говорит, я хочу помочь фестивалю, я хочу сделать кукол. Говорю: хорошо, но денег нет. Мгновенная реакция: я просто их сделаю. Она сделала 40 кукол, там же каждая кукла произведение искусства, потратила на это свои деньги, время, умение. Есть такие люди, и хотелось бы, чтобы было больше.

Так же у нас очень интересные «сладкие» спонсоры. Вы знаете, в Киеве есть люди, которые нашли старинные рецепты, поработали в архивах и сейчас изготавливают сухое варенье «Балабух», которым славился Киев еще в ХІХ веке. Так вот, Киевское сухое варенье - это киевский бренд с большой историей. Они нас поддерживают и мы даем в подарок не бутылки, которыми уже всех замучили, а вкусное сухое киевское варенье. Нам помог и Союз пасечников Украины, каждый музыкант получил по баночке меда с этикеткой о сладкой жизни. Понимаете, это все творчество, это абсолютный энтузиазм, это люди, которые друг друга находят.

- Видно, что вы к организации фестиваля с душой подходите.

- Так и должно быть! Тогда человек выходит из зала и ему хорошо, он чувствует себя комфортно: здесь диск исполнителя можно увидеть, здесь какие-то портретные открытки, здесь ты можешь взять буклет.

Вообще я хочу при Ассоциации сделать библиотеку джаза, уже даже есть книги, написанные, но не напечатанные. Известный исследователь джаза Ефим Марков написал, например, книгу об истории украинского джаза, у нас ни одной нет такой. Она уже написана и даже отредактирована, думаю, в этом году мы ее издадим.

- Под эгидой Всеукраинской ассоциации джаза?

- Мы думаем о разных направлениях популяризации джазового искусства, поскольку на самом деле джаз возможен везде, и в библиотеке, и в музее, потому что мы запопсовались до изнеможения. И большинство наших заслуженно-народных попсовиков, тех, кто эстраду так называемую поют, они же выступают под фанеру. Получается, мы платим большие деньги, чтобы послушать в большом зале большой магнитофон, а тут живой звук и во второй раз музыканты уже никогда не сыграют, как в первый раз, понимаете, они одну и ту же вещь могут играть в бесконечном количестве вариаций.

- Раньше джаз был исключительно андеграундным искусством, сейчас уже совсем другая ситуация?

- Раньше так и было, джаз, как свободное и протестное искусство, не укладывался в каноны, запрограммированные Советским Союзом. Там же были свои критерии, из всех джазовых коллективов выпускался за границы Советского Союза фактически только один - это трио «ГТЧ»: Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Владимир Чекасин. Они выезжали на гастроли в капиталистические страны, а за ними ехал шлейф надзирателей-наблюдателей и информаторов в делегации. Но они бывали и в Западном Берлине, и в Финляндии. Тарасов - это выдающийся мировой музыкант, в прошлом году он выступал у нас на фестивале, в этом году - приехал как гость просто послушать. Сейчас Ганелин живет в Израиле, Чекасин, по-моему, в Норвегии, а Тарасов - в Вильнюсе, но понятие проживания для Тарасова является очень относительным, потому что он читает лекции и у него выставки, мастер-классы и выступления по всему миру.

- Человек мира.

- Да, он человек мира. Вообще, выдающиеся музыканты являются людьми мира, конечно, место прописки имеют, город, где они живут, но он сейчас в Киеве бывает довольно часто и, славу Богу, я очень рад нашему знакомству, он открыл для меня очень много в наших беседах.

- Традиционно на ваших фестивалях играет Владимир Соляник, было так и в этот раз?

- Владимир Соляник выступал на всех фестивалях «Єдність», с первого и по сегодняшний, 17 лет подряд. Мы друзья, он заслуженный артист, один из лучших джазовых пианистов в нашей стране, несомненно. Один из лучших вообще, я считаю, что он должен быть народным.

- На прошлогоднем фестивале у вас был поющий мэр, правда?

- Это мэр города Клайпеда Витаутас Грубляускас, он играет на трубе и поет. Он был действующим профессиональным музыкантом, потом несколько каденций членом парламента. И уже 7 лет - мэр Клайпеды. В Киев он приехал с коллективом и классно играл, классно пел, они играли мейнстримовые вещи, те, которые люди знают и узнают. Кроме того, он классный колоритный шоумен, такой большой красавец-балтиец и голос у него под Армстронга, еще и на трубе играет. К нему любой мог подойти, сфотографироваться, о чем-то спросить. Не было у него 4-х кругов охраны, человек должен оставаться человеком, и он такой.

- А в этом году кто был изюминкой?

- Я возлагал большую надежду именно на международный квартет «Киев Арт Ансамбль» в составе Владимира Соляника (Украина), Валентина Корниенко (Украина), Фроде Барза (Норвегия) и Алекса Фантаева (Израиль). Фантаев, хоть и имеет гражданство Израиля, большинство времени проживает у нас, я считаю, что он лучший барабанщик в Украине. Я знал, что они будут играть, и как они будут играть. Для меня это была изюминка.

Где-то на втором месте у меня были венгры - «Трио Арона Талаша». Их молодой пианист Арон - это мировая звезда, которую сегодня можно легко пригласить за небольшие деньги, но через пару лет даже за очень большие будет трудно пригласить. Колоссальный пианист и колоссальное трио. Вообще, венгерский джаз - это своя отдельная тема. Фактически, для Украины я его открыл, потому что кроме меня никто их особо не знал, они всегда стоят в стороне во всем - в литературе, в искусстве.
Интересен и наш проект с американской певицей Брией Блессинг, который назывался «Ивасюк». Это песни Владимира Ивасюка в джазовой обработке.
Трио из Литвы «Infiltrators» мне очень понравилось.
Конечно, очень интересным было выступление «Eclectic Sound Orchestra». Это в основном струнный коллектив, ближе к классике, чем к джазу, но тоже очень интересный.
В этот раз у нас также выступал уникальный Энвер Измайлов. Это единственный в мире музыкант, который играет 10 пальцами на грифе, это наше уникальное украинское явление. Энвер живет под Симферополем, он очень глубоко переживает ситуацию с аннексией Крыма, в своей речи к людям перед всем этим, что началось, он призвал прекратить, остановиться, потому что будет война. Он совершенно отчетливо это понимал еще тогда. Он часто выступает на нашем фестивале, хотя не каждый год.

- В этом году в программе фестиваля появилось интересное новшество «Джазочтения».

- Да, я придумал и ввел термин «Джазочтения», это когда люди слушают произведения под музыку. Это тексты Владимира Ешкилева, а также мои из новой книги «Джаз для тебя», на фортепиано играл Владимир Соляник.

Еще у нас было очень интересное выступление Юрия Евсеева. Это бард, врач-кардиолог, переселенец, который заведовал кардиологическим отделением в главной больнице Донецка. Человек со своей историей. Мы встретились случайно, он лечил мою маму, я ему рассказал о фестивале, а он мне начал декламировать стихотворение. Так и получилось, что мы его пригласили выступить, а мама, слава Богу, держится, он просто вернул ее. Юрий прочитал стихотворение «Джаз» и под гитару спел песню, которая называется «Белый джаз».

Знаете, это - капелька, это всего 5 минут. Но они запоминаются! И это такая капелька дополнение к общему празднику.

Поэтому мы вводим новые формы для того, чтобы зрители чувствовали, насколько джаз - это широко. И выставка, и видео-инсталляция, и джазочтения.

Вы знаете, я же ограничен определенными рамками. Мы не можем пригласить больше восьми коллективов - два дня по 4 коллектива, потому что если коллективов будет больше, зрители не выдержат и уйдут. И на выступлении последнего, а он как обычно топовый, был бы пустой зал.

- В рамках фестиваля вы презентовали свой новый сборник «Джаз для тебя», расскажите нам о нем.

- Я же вообще не музыкант, а писатель. Так получилось, что джазом я увлекся еще в школе, и любовь к нему передалась еще и в литературном творчестве. «Джаз для тебя» - это моя 12-я книга новелл, а есть еще три поэтические, и эссе «Метаморфозы». Мои произведения переведены на 15 языков мира, в 6-ти странах выходили мои отдельные сборники. И в каждом сборниен было что-то связанное с музыкой, особенно с джазом. Потом я написал целый ряд жизненных историй, которые, в частности, изложены в новом сборнике. Здесь есть кое-что из предыдущих сборников, но процентов 20 - не больше. И то они переработаны, в некоторых случаях даже сильно. Например, если взять новеллу «Свирельщик», то я ее, оставив сюжет, фактически переписал заново, потому что она была написана в 99-м, сейчас я пишу по-другому. В моем сборнике очень много любви. Иллюстрировал его Вячеслав Брейш и получилась просто такая книжка-конфетка.

- Джаз - это элитная музыка, а кто из известных людей является сторонником джаза, может, кто-то из политиков - ваш постоянный слушатель?

- Действительно, это элитная музыка. Среди постоянных гостей джазового фестиваля могу назвать министра регионального развития Геннадия Зубко. Сергей Тигипко - большой любитель джаза, мы вообще с ним познакомились на концерте, когда сидели рядом. Олесь Доний постоянно бывает на фестивале. Анатолий Борсюк постоянно приходит, братья Капрановы. Очень много людей, представители дипломатического корпуса, послы государств очень часто бывают, мэры других городов приезжают.

Наш Президент Петр Порошенко любит джаз, и раньше он ходил на наши концерты. Раньше это было проще, потому что сейчас начинается - рамочки и металлоискатели, а это колоссальное усложнение для проведения фестивалей. Но он - любитель джаза.

- А существуют ли в Украине детские джазовые школы?

- Они есть, но их очень мало. У нас во время II Международной конференции организаторов джазовых фестивалей выступал Петр Полтарев, директор единственной детской школы джазового и эстрадного искусства с государственной поддержкой, она находится в Киеве на Левобережной. Также есть Киевский институт музыки имени Глиера, который Александр Злотник возглавляет, там более взрослых детей учат джазу. То есть, у нас уже есть кое-что, чего раньше вообще не было, ведь у нас очень много талантливых детей. К сожалению, дальнейший момент после обучения сложный - после Глиера, как правило, трудно найти джазовую работу.

Но для этого мы Ассоциацию и создавали! Это же действительно рекомендательная площадка. У меня лично очень много связей по миру, не зря же, фактически за свой счет, приглашаю разных людей, чтобы они приезжали и смотрели на наших исполнителей. Я им говорю: посмотри, это очень интересный музыкант, потому что талантливый человек нуждается в поддержке.

Любовь Базив. Киев

Фото Юлии Овсянниковой и Родиона Тучи

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-