Кому повезет с "Золотой Дзигой": Украинская киноакадемия объявила номинантов

Кому повезет с "Золотой Дзигой": Украинская киноакадемия объявила номинантов

869
Ukrinform
Главная украинская кинопремия, как и украинское кино в целом, прогрессирует, обрастает традициями и неожиданностями.

К одной из неприятных неожиданностей на нынешний «Золотой Дзиге», претендентов на которую объявила на днях Украинская национальная киноакадемия, следует отнести отсутствие режиссера «Киборгов» Ахтема Сеитаблаева среди номинантов в соответствующей категории. Конечно, эта практика не нова, она давно уже бытует, в частности, на «Оскаре», но от этого не становится более понятной. Как по мне, включение той или иной ленты в главную категорию «Лучший фильм» должно предполагать автоматическое попадание ее постановщика в режиссерскую номинацию. Если картина претендует на то, чтобы называться лучшей, это по логике означает, что в ней на высоком уровне исполнено все, и прежде всего – режиссура. И если она не среди лучших, то и фильм в целом не может претендовать на это. Как, в принципе, и наоборот: если есть режиссер-номинант, а его ленты нет среди претендентов на лучшую, это тоже будет большой вопрос.

Исключений, как уже было сказано, здесь много. Одним из самых ярких для меня остается «Оскар» 2013 года, когда фильм Бена Аффлека «Операция «Арго» был признан лучшим, а самого Бена даже не было среди режиссеров-номинантов.

Валентин Васянович
Валентин Васянович

Что касается, собственно, тройки режиссеров-претендентов на «Золотую Дзигу», то в ней удивило присутствие Валентина Васяновича, который снял «Уровень черного». Кстати, этот фильм хоть и произвел неплохое впечатление, но, по моему мнению, не дотягивает до уровня одного из лучших, не говоря уже о том, чтобы быть представленным от Украины как номинант на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Это стало, считаю, большой ошибкой со стороны Украинского Оскаровского комитета. Как и в прошлом году, когда Американской киноакадемии отправили «Украинских шерифов» - ленту симпатичную, но у которой не было там никаких шансов. Слава Богу, место от Украины на следующем «Оскаре», хоть и неофициально, но уже закреплено за «Киборгами» - вот с ними перспектива в Лос-Анджелесе у нас уже есть.

Относительно двух других режиссеров, то и Сергей Лозница с перепевом произведения Достоевского «Кроткая», и Аркадий Непиталюк с «Припутнями» вполне заслужили место среди номинантов.

Фото: Solar Media Entertainment
Аркадий Непиталюк. Фото: Solar Media Entertainment

Кстати, то, что «Припутни» - главный конкурент «Киборгов» во Второй Национальной кинопремии и даже опередили их по количеству номинаций (11 и 9 соответственно), установив параллельно новый рекорд "Золотой Дзиги" (в прошлом году у "Гнезда горлицы" Тараса Ткаченко было 8 номинаций), стало как раз неожиданностью приятной. Честно говоря, не очень надеялся, что картину Непиталюка достойно оценят. Но эта его кинодрама из провинциальной жизни, приправленная элементами юмора, хотя и кажется на первый взгляд слишком простой, даже упрощенной, на самом деле очень глубокая по содержанию и месседжам. «Припутни» очень органично совместили реалии – это практически хроника жизни одного из многих современных украинских сел, которые вполне могут быть на месте Припутней, и одновременно художественное кино высокого уровня с неплохим сюжетом и интересными актерскими работами. В пользу фильма, думаю, говорят и параллели с классикой: лично я во время просмотра не один раз вспомнил «Кайдашеву семью» Нечуя-Левицкого. Это касается и персонажей, и истории в целом. Хотя и прошло уже более века, многое в отношениях между людьми с тех пор не изменилось – как со знаком "+", так и "-".

к
«Киборги»

В целом, к пятерке номинантов на лучший фильм вопросов нет: все ленты, за исключением «Уровня черного», достойны самых высоких оценок, хотя тягаться с «Киборгами» остальным будет крайне тяжело. Но и собственно присутствие, кроме уже упомянутых картин, в этом квинтете легкой комедии «Dzidzio Контрабас» Олега Борщевского и драмы «Стремглав» о связанных с Майданом человеческих судьбах Марины Степанской уже является признанием обоих этих проектов, каждый из которых в прошлом году стал кинособытием в Украине.

Также стоит отметить сильное представительство во всех четырех актерских номинациях. Борьба здесь будет нешуточной. Например, в категории «Лучший актер в главной роли», несмотря на, казалось бы, неоспоримые шансы «Серпня» – Вячеслава Довженко из «Киборгов», я бы не поставил однозначно на его победу, ведь и Михаил Хома в «Dzidzio Контрабасе», и тем более Дмитрий Хомяк в «Припутнях» сыграли практически на таком же высоком уровне – свои истории и своих героев, но тем не менее. А если учесть, что вне номинации остались еще несколько не худших ролей, в частности, Николая Березы в «Червоном», то и вовсе наполняешся оптимизмом относительно перспектив украинского кино и украинского актерства.

Михайло Хома
Михаил Хома

То же касается и актрис, хотя основная борьба за «Золотую Дзыгу» здесь все же, наверное, идти между Еленой Узлюк («Припутни»), которая кроме сильных актерских работ, уже много лет отлично работает и на дубляже, еще со времен латиноамериканских сериалов на украинском ТВ в 90-е, и Лилеей Яценко («Чужая молитва»). Отдать предпочтение какой-то из них сейчас сложно.

Лілія Яценко
Лилия Яценко и Ахтем Сеитаблаев

Радует сильными конкурентами и второй план. У мужчин вновь сойдутся «Припутни» (Яков Ткаченко) и «Киборги» в лице «Старого» - Виктора Жданова.

У женщин во втором плане, на мой взгляд, - равные шансы, у всех троих: Нина Набока («Припутни»), Лариса Руснак («Стремглав») и Римма Зюбина («Межа»). Последняя произвела на меня гораздо более сильное впечатление, чем в позапрошлогоднем «Гнезде горлицы», где у нее была главная роль.

Награду за лучшую операторскую работу однозначно должен забирать Юрий Король за «Киборгов»: все планы, ракурсы ленты просто безупречны!

Не вижу альтернативы победе картины Сеитаблаева и в номинациях «Лучший художник–постановщик» (Шевкет Сейдаметов), «Лучший художник по гриму» (Лилиана Хома) и «Лучший звукорежиссер» (Антон Бржестовский).

Лагідна
«Кроткая»

А вот в категориях «Лучший сценарист» и «Лучший художник по костюмам» «Киборгам» будет уже сложнее, ведь в первой из них очень неплохо поработали тот же Сергей Лозница («Кроткая») и дует Аркадия Непиталюка – Романа Горбика («Припутни»), а во второй стоит выделить Светлану Симонович – за костюмы в «Червоном», которые во многом помогли зрителю окунуться в ту сложную и трагическую эпоху, лучше понять ее.

Что касается композиторов, то из трех представленных в соответствующей номинации саундтреков я успел оценить только очень неплохую музыку Виктора Моисеева в ленте «Стремглав». В то же время ни «Дикси Ленд», ни «Дом «Слово» посмотреть пока не удалось, поэтому здесь от оценок и прогнозов воздержусь.

Как и в категориях «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший документальный фильм», где, к сожалению, до сих пор не посмотрел ни одной ленты: просто не хватает времени.

«Причинна»
«Причинна»

Ну, и напоследок о мультфильмах. Здесь я - однозначно за «Причинну» Андрея Щербака: очень интересная и неординарная работа, которой отдали должное уже не на одном международном фестивале.

Если сравнить нынешнюю «Золотую Дзигу» с прошлогодней, то стоит отметить, что стало больше интересных фильмов и актерских работ, а конкуренция практически во всех номинациях станет еще горячей, что пойдет украинскому кино только на пользу. Поэтому ждем 20 апреля.

Михаил Коронкевич, Киев.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-