Взрывы, которых мы не слышим. Театральная премьера

Взрывы, которых мы не слышим. Театральная премьера

578
Ukrinform
Студенческий театр “Вавилон” презентовал новый спектакль

Что ты должен чувствовать к людям, которые находятся в твоей стране в статусе беженца? Жалость? Сочувствие? Снисходительность? Любовь? А что чувствуешь на самом деле? Ответ на этот неоднозначный вопрос искали актеры театра «Вавилон», которые представили премьеру спектакля «Под прицелом тишины».

В информационно-гуманитарном центре условной страны проживают «временные гости», люди разных национальностей. Они лишились своих домов на родине и нашли тихий, сытый и чистый приют в чужом государстве. Отныне они в безопасности, руководитель и юрист центра относятся к ним с добротой и отзывчивостью, им ничего не угрожает, им больше не нужно работать и думать о будущем, о них позаботятся... Но готовы ли эти люди стать безропотными подопытными в комфортабельных запертых домах, готовы ли они отказаться от права делать собственный выбор?

Драматургический материал пьесы Александра Витра «Под прицелом тишины» касается будто бы знакомой всем темы беженцев, но автор задает вопрос глубже: часто ли мы задумываемся о взрывах, которые до сих пор слышат эти люди даже в тишине?

Решать сложные морально-этические и психологические задачи на сцене не легко даже профессиональным театральным актерам, а в «Вавилоне» за них взялись студенты. Режиссер театра Ирина Савченко считает, что ее воспитанники достаточно взрослые, и для этого через литературные произведения они знакомятся с нагромадженным человеческим опытом, а театральная среда превращает этот опыт в индивидуальный.

В Европе, например, студенческий театр – привычное явление. Европейские педагогические системы определяют его едва ли не основным фактором в раскрытии творческого потенциала. Театральное искусство в учебно-воспитательном процессе активно применяют в Британии, Италии, Германии, Польше, Словакии, Франции, Чехии.

Украинское студенчество не стоит в стороне от театральной жизни, некоторые университеты имеют свои театры с широким репертуаром, талантливыми руководителями и собственной зрительской аудиторией.

Театр “Вавилон” существует уже 16 лет, он создавался и сейчас функционирует исключительно как самодеятельный любительский театр, в котором играют студенты.

Состав актеров разнообразный, хотя основной состав - это студенты Национального педагогического университета Драгоманова, но есть и актеры из других высших учебных заведений. На сегодня в труппе 42 человека. В рабочем репертуаре, вместе с премьерной постановкой “Под прицелом тишины”, восемь спектаклей.

Каждый спектакль играется примерно дважды в год. “Вавилоняне” часто ездят на фестивали любительских театров по Украине, чтобы чувствовать чужую аудиторию и совершенствовать свои навыки, умения, психологические состояния.

Ірина Савченко
Ирина Савченко

Ирина Савченко, режиссер Народного студенческого театра “Вавилон”:

«Главная цель театра, это скорее, не воспитание актеров, хотя у нас есть актерские тренинги и мы работаем по определенным методикам. Мы не готовим актеров, мы готовим максимально социализированных людей, которые умеют бороться со своими комплексами и наполняют свою жизнь глубокими смыслами. Собственно, с помощью театра мы воспитываем людей, за которых не стыдно и которым за себя не стыдно.

Во время работы над спектаклями они получают определенный набор моих нравственных принципов, которые я им транслирую, и они, скорее всего, их принимают.»

Театр “Вавилон” работает исключительно с украинской современной драматургией, примерно две трети драматургического материала - это пьесы, которые подавались на международный литературный конкурс «Коронация слова» и, или побеждали в нем, или просто выходили в номинации.»

Ирина Савченко, режиссер:

«Мне посчастливилось работать почти 10 лет в жюри «Коронации слова», я получаю этот материал, как говорят, еще горячим. И большинство спектаклей, которые у нас есть, ставятся вообще впервые в Украине.

Поле наших драматургов - это Олег Гончаров, Сергей Щученко, Михаил Белан - драматург из Крыма, о его судьбе сейчас ничего не знаем. У нас две его пьесы в репертуаре и я так подозреваю, что он даже сам не догадывается, что мы ставим его пьесы. Потому что контакты с ним прервались у нас еще летом 2014 года».

Пьеса Александра Витра “Под прицелом тишины” в прошлом году заняла второе место на «Коронации слова», первое не присуждалось.

Это пьеса о людях, которые по разным причинам лишены своего места жительства, они вынуждены беглецы из своих стран. Возможно, эти люди ни в чем не виноваты, но при этом нельзя отрицать их вины в ситуации, которая превратила их в беженцев, потому что никто из них не смог перейти границу, взять в руки автомат и начать защищать свое. Так это интерпретируется в пьесе. Другая проблема, о которой говорит автор, это отношение к ним со стороны жителей тех условно благополучных стран, к которым они попадают. В основном это отношение (обычно подсознательное) как к людям, которые обязаны тем, на чьей территории их приютили, что в определенной степени унижает обе стороны. Хотя в большей степени неприятнее от этого «временным гостям».

Ирина Савченко, режиссер:

«Здесь был определенный личный момент. У меня есть двое очень близких друзей, которые вынуждены были выехать в 2014 году из Крыма. Они обустраивались здесь на материковой Украине очень трудно, и тот мир, в который они приехали, не всегда был к ним благосклонен, они преодолевали много препятствий и приложили колоссальные усилия, чтобы снова стать на ноги.

И у нас в театре есть несколько актеров из Луганской и Донецкой области, для которых это тоже очень больно, оно в них сидит постоянно. Это люди, которые там потеряли все».

Каждый из актеров пропустил материал пьеси сквозь себя и интерпретировал его по-своему, но в основном видение совпадает.

Христина Шилюк
Кристина Шилюк

Кристина Шилюк, актриса (исполнительница роли Валори - юрист):

“Это спектакль о том, что мы все разные, у каждого свое воспитание, свои семьи, различные внешние факторы влияния на развитие, и главное - понимать друг друга и помогать ближнему. Это спектакль о каждом из нас. Даже добро каждый из нас по-своему понимает, моя героиня росла в хорошей семье, была окружена любовью отца и матери, не знала, что такое война, конечно, для нее счастье и любовь - это одно, а для других героинь, которые вынуждены были бежать из своих домов и стран, это совсем другое”.

Антон Прасоленко, актер (исполнитель роли Каджа, временного гостя):

«Что касается национальностей, у нас абстракция, мы не привязаны к каким-то конкретным государствам, конкретным нациям. Это о всех нас, и не о ком-то конкретно».

Дарья Прищепа, актриса (исполнительница роли Виолы, временного гостя):

“Моя героиня живет в информационно-гуманитарном центре около пяти лет, уже свыклась с судьбой, но ситуация напомнила ей о собственной утрате. А легче всего сделать больно человеку - это напомнить ему о том, что он имел, но потерял в своей жизни. Я не скажу, что моя героиня негативная или позитивная, она просто честная, и откровенно говорит в глаза то, что думает из-за тяжелого опыта пережитого”.

Хотя режиссер театра считает, что не воспитывает профессиональных актеров, некоторые из них уже достаточно серьезно задумывается над театральной карьерой.

Антон Прасоленко
Антон Прасоленко

Кристина Шилюк, актриса:

“У меня двойная специальность - география и иностранный язык, я будущая учительница с театральным хобби. Мне бы хотелось, конечно, учительствовать, но я подумываю, не связать ли свою жизнь с театром? Мне нравится, я бы хотела режиссировать, находить новые тексты, переделывать их, потом давать это на публику, работать с людьми, это интересно”.

Антон Прасоленко, актер:

«Я играю в театре «Вавилон» уже второй год. Пришел, можно сказать, случайно, но остался вот уже насколько. Это невероятное место. Оно позволяет тебе меняться и меняет тебя само по себе. Я учусь на переводчика, но душа все же лежит к профессии актера. Люблю современные экспериментальные театры. В последнее время на это остается очень мало времени, ведь приходится совмещать учебу с репетициями и попыткой просто выспаться.

Дар'я Прищепа
Дарья Прищепа

Дарья Прищепа, актриса:

«Как только я поступила на первый курс в университет на факультет украинской филологии и литературного творчества, сразу пошла на кастинг. И вот, уже второй год играю.

Не скажу, что хочу, чтобы это стало моей профессией, потому что для меня театр - это удовольствие, это хобби и я не хочу, чтобы оно переросло в обыденность. Я хочу, чтобы сцена оставалась моей отрадой, местом, где я отдаю частичку своей души людям”.

Исполнители главных ролей после спектакля восторженно делились своими впечатлениями от подготовки к ролям. Некоторые из них уже в который раз показывали актерскую игру зрителям, а для кого-то «Под прицелом тишины» стала дебютом на сцене театра «Вавилон», так, Кристина Шилюк учится на третьем курсе университета, но пришла в театр только в этом году.

Кристина Шилюк, актриса:

«Сначала эта роль была мне далека. Мне казалось, что у меня не получится, я не верила в себя, думаю, первую роль дали, да еще и главную, да еще и премьерную. Я честно очень переживала, но Ирина Витальевна правильно делала, она никогда не говорила, правильно или неправильно, она только слушала и наблюдала. Сразу же ничего не приходит, ты сначала вообще в роль не входишь, потом читаешь второй, третий, четвертый раз свой текст полностью, и только тогда понимаешь, почему там та реплика, как ее надо сказать, ты себе говоришь: «нет», а надо сказать «н-е-е-т». Да, это все приходит со временем и хорошо, что оно приходит”.

Персонажа Антона Прасоленко по сюжету вот-вот должны депортировать и в последний момент предлагают сделать бескомпромиссный выбор.

Антон Прасоленко, актер:

«Работа над ролью была не из простых, пришлось подумать и над мотивацией своего персонажа, и над его историей, и над тем, чего он хочет.

Я смотрел фильмы со схожей проблематикой, наблюдал за работой других актеров, а также общался с людьми, которые пережили похожие истории. Да, у меня есть такие знакомые».

Дарья Прищепа, актриса:

“У моей героини очень специфическое отношение к людям, она считает, что ее соседка по центру “разжирела” из-за того, что у нее все хорошо и даже не задумывается, что возможно где-то кому-то до сих пор гораздо хуже. Она честно относится к таким людям и не боится им в лицо это сказать. Вот такое у меня отношение к моей героине, на этом я базировала внутреннее состояние во время спектакля”.

Вход на спектакли театра “Вавилон” свободный, билетов не продают, но с 2014 года по коллегиальному решению творческого коллектива каждый спектакль “Вавилон” проводит как благотворительный, сначала работали с волонтерской организацией «Крылья Феникса», сейчас передают деньги в фонд «Вернись живым».

Ирина Савченко, режиссер:

«Понятно, что это небольшие суммы, сегодня мы собрали две с половиной тысячи гривен в среднем, так с каждого спектакля и получается, но мы очень хотим, чтобы наша помощь действительно давала хоть небольшой шанс кому-то вернуться живым.

У нас есть спектакли, которые мы играем для сбора средств на лечение маленьких деток с тяжелыми болезнями. То есть, если нам попадается такой ребенок, если к нам приходят люди и просят об этом, то мы идем навстречу».

Я поинтересовалась у режиссера, не слишком ли сложный для осмысления подобный материал пьес, ведь актеры еще достаточно молоды. Режиссер признается, что иногда им бывает сложно, но в итоге все получается.

Ирина Савченко, режиссер:

«Я иногда думаю - с чисто такой педагогической позиции - что, возможно, я для их возраста ставлю перед ними очень сложные задачи. А с другой стороны, я склоняюсь к тому, что они достаточно взрослые, чтобы сформулировать для себя ответы на определенные вопросы и сформировать в себе чувство ответственности не только за себя, но и за тех людей, в кругу которых мы существуем, в кругу которых мы живем».

Да, наверное, им сложно и они волнуются, но за те полтора часа спектакля молодые актеры действительно прожили на сцене под прицелом зрительских взглядов всю боль утраты собственного дома, страны, надежды, которую несли в себе их персонажи.

...Пластично двигались тела, страстно звенели голоса, по-настоящему блестели слезы, и зрители верили каждому слову, а после спектакля аплодировали стоя.

Любовь Базив. Киев

Фото: Евгений Любимов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>