Тишина, кукуруза, монстры. Кино дня

Тишина, кукуруза, монстры. Кино дня

932
Ukrinform
5 апреля в украинский прокат вышел мистический триллер «Тихое место» с Эмили Блант в главной роли

Успех голливудского кино состоит прежде всего в хорошем планировании каждого этапа создания фильма, и лента «Тихое место» вполне причастна к этой системе. Даже если мы имеем научно-фантастический фильм на тему постапокалипсиса с элементами драмы, триллера и фильмов ужасов, это совсем не означает, что он не может быть уместным к Пасхе, ведь в нем - о воскресении надежды человечества.

Конечно, такой подход к сюжету «Тихого места» очень смелый, но убежден, что зритель вполне одобрит эту смелость после просмотра.

Итак, мы имеем неординарное кино, в котором оригинальность, достойная аплодисментов, сочетается с жанровыми штампами, за которые создатели должны были бы получить килограммы помидоров в рожу. Но позитив в восприятии фильма все же преобладает, чтобы сохранить помидоры для их целевого использования.

В первую очередь, он касается самобытной идеи, такой редкой птицы в небе современного кинематографа. Попутно сам Бог велел вспомнить фильмы Шьямалана, которые все без исключения основаны на сюжетных фокусах и вопросах «как он это сделал?». Конечно, и «Шестое чувство», и «Таинственный лес», и «Сплит» являются фокусами ограниченного любопытства: когда уже узнал, в чем секрет, можешь посмотреть максимум еще один раз (если не успел стать фанатом), чтобы отследить, где попал в ловушку хитростей режиссера.

В «Тихом месте» идея подается сразу, хоть и очень долго растягивается, чуть ли не на весь фильм. Но здесь вспомогательным является общий хронометраж - фильм идет ровно 90 минут, что в наше время удивительно мало!

Любящие супруги с тремя детьми живут в загородном доме. Они ходят в магазины, играют друг с другом и за столом перед ужином в молитве держатся за руки. Вот только все это они делают молча, передвигаясь максимально тихо - ходят без ботинок и по песку, играя в монополию, кубики бросают на одеяло, а из детских игрушек вынимают батарейки. При этом общаются они на языке жестов, и не потому, что говорить не умеют или глухонемые. К этому их побудили монстры, которые реагируют на звук и просто сжирают всех, кто неосторожно включил мигалку космического корабля или случайно разбил фонарь.

Откуда взялись эти монстры - не объясняется точно, и этот прием, как реагент любопытства, стоит на втором месте в списке удовольствий после общей идеи тишины как спасения. Ведь разжевывание интриги убивает саму природу фантазии, чем так часто грешат создатели фильмов массового жанра, переживая из-за опасности потерять массового зрителя из-за его не слишком требовательного уровня.

В «Тихом месте» накидано достаточно дров, чтобы пламя интереса в аудитории горело как костер, к небу, а из отрывков информации - газетных вырезок о вторжении инопланетян, их способе колонизации Земли и вариантах противодействия - можно сформировать неплохую картину фильмового мира.

Зрительская фантазия работает в фильме постоянно и во всех направлениях, пытаясь достроить конструктор из ограниченно предлагаемых пазлов - с чего все началось, куда подевались другие люди, где прославленные американские войска, как живут уцелевшие и, главное, чем все закончится при таком невыигрышном раскладе? И здесь еще подкладывают такую драматическую бомбу с триллеровым нитом - жена беременеет, а как рожать без криков боли, и тем более - без первого, как минимум, плача ребенка?

Надо признать третьим большим позитивом фильма то, что в его мир веришь. Для этого создатели смогли детально выстроить каждый шаг героев, причем буквально - чего только стоят нарисованные краской следы-метки в доме в качестве точного указания, куда нужно ступать, чтобы не скрипели половицы. Все в доме и вокруг него приспособлено для выживания: система камер в важнейших точках; система гирлянд-лампочек, которые горят желтым, когда все хорошо, и красным - во время опасности; в доме повсюду лежат ковры, а вход в подвал, где много механических и электрических устройств, закрыт матрасами, простой звукоизоляцией.

И у каждого героя своя, важная для мира, роль: мама учит детей наукам и говорит по-доброму, папа мастерит для утратившей слух дочери звуковое устройство, а с сыном ходит к водопаду, рассказывая, что можно говорить и даже кричать там, где много других, природных звуков и тебя не услышат. Старший сын всего боится, но он должен перебороть себя, чтобы выжить. А дочь протестует против всего, потому что у нее пубертатный возраст, и именно она окажется тем спасительным кругом, за который зацепится несчастное человечество.

Все это не вызывает сомнений и сразу цепляет. Минимализм постапокалипсиса, нераскрытые до конца все тайны и очень умеренное в начале и вплоть до финала скрытое изображение пришельцев - все работает на фильм магически, как любая тайна в детстве. И ты сидишь, прикованный к стулу интригой, ужасно переживая за героев, потому что уже стал отождествлять себя с ними, переживать, как за себя, и едва не подталкивать героя вперед, чтобы он бежал быстрее, а героине пытаться закрывать рот, чтобы она не выдала себя криком.

Собственно, такое напряжение было, скорее всего, изначально хорошо «прописано» в сценарии. А то, что он был добрый, свидетельствует и то, что сценарий молодых, перспективных сценаристов Брайана Вудса и Скотта Бека взял один из шести мейджеров Голливуда, студия Paramount, и то, что его продюсером выступил знаменитый Майкл Бэй, создатель «Плохих парней» и «Трасформеров».

Разумеется, это получилось не на пустом месте. И дело даже не в том, что Вудс и Бек вместе уже написали и поставили 10 коротко - и полнометражных фильмов, а в большей степени в том, что сценарий «Тихого места» попал в десятку лучших скриптов Tracking Board's 2017 - мероприятия, которое организовывает исключительно для поиска талантов сама индустрия.

Как написано на imdb.com, студия переслала сценарий Джону Красински, что, вообще сомнительно, учитывая преимущественно комедийное амплуа актера. Скорее всего, это сделал сам Майкл Бэй, поскольку хорошо сработался с ним на своем предыдущем проекте «13 часов: тайные воины Бенгази». Параллельно - не запланировано? - сценарий прочитала и жена Красински, голливудская звезда Эмели Блант, мультижанровая актриса, великолепная как в фантастике («На грани будущего»), триллерах («Девушка в поезде») или напряженных драмах («Дьявол носит Prada») и захотела принять участие в фильме, ведь, согласитесь, это необычный и довольно волнующийй опыт - сыграть в кино жену того, за кем замужем в реальной жизни...

Кроме этого, она же подбила мужа, который до этого снимал комедии, дебютировать драматическим фильмом. «Это было бы весело», - сказал он перед съемками. На что сторонники незыблемости стезе амплуа только закатили бы глаза. Как оказалось - зря.

Красински взял хорошего оператора (опять, вероятно, по совету жены) - чувственную данку Шарлотт Брюус Кристенсен, которая работала на «Девушке в поезде», «Жизни» Антона Корбайна и «Охоте» Томаса Винтерберга. Пригласил (или это Бэй сделал?) максимально хорошего для такого жанра композитора Марка Белтрами («Логан», «Керри», «Всемирная война Z»). И хорошо поставил кино за очень небольшие деньги (вероятно, имея в контракте прописанные условия о процентах с проката)...

Уже на следующей неделе можно будет оценить продюсерскую чуйку Бэя и режиссерские потуги Красински. Но сейчас, на глаз, уже понятно - перед нами блокбастер, возможно, и не уровня прошлогодней «Прочь» или позапрошлогоднего «Сплита», но... Хотя нет, это не обдуманно - ведь в «Прочь» был социальный контекст и глубокая ориентация на многочисленного афроамериканского зрителя, а «Сплит» - это Шьямалан, чем все и сказано...

Тем не менее, преимущества «Тихого места» очевидны без сравнений и о них было сказано выше. Но не бывает молока без пенки или дороги без камешка на ней. Красински с командой сценаристов предоставили достаточно оснований для критики. Кукуруза перед домом - это не аллюзия на кинговских «Детей кукурузы», это просто штамп фильмов ужасов. А кукуруза, в которой бегают монстры - чуть ли не плагиат на «Знаки» того же Шьямалана. Случайное изобретение дочери героя - просто таки смесь «Войны миров» и «Марс атакует». Вырезки из газет про инопланетян - вообще общераспространенное клише, от «Тихой планеты» и «Терминатора» до «28 дней спустя» и «Инопланетного вторжения: битва за Лос-Анджелес». Быстрый бег мимо камеры, звуковые резкие удары, напряжение-затишье-напряжение, героическое спасение детей.

И это только верхушка айсберга, который свидетельствует о довольно убогом интеллектуальном уровне создателей, способных сделать интересный продукт, но лишенных возможностей создать большое кино.

«Тихое место» наполнено легко понятными вещами. Их влияние на зрителя простое и довольно действенное. Любители триллеров, фантастики и умеренных фильмов ужасов вполне найдут свою радость, а финал подарит радость тем, кто уже устал от напряжения. И это не прорыв года, не прыжок выше головы. «Тихое место» - это вам не «Нечто», Красински - не Дэнни Бойл и кассовые сборы вряд ли достигнут сборов «Шестого чувства».

Этот фильм - выше среднего уровня, и что важно - в нем хватает простора для фантазии, такой необходимой составляющей, чтобы считать его кино.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский. Киев

Фото: http://bhfilms.com.ua

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>