Бег по перилам эскалатора. День кино

Бег по перилам эскалатора. День кино

414
Ukrinform
Альманах короткометражек – лакомый кусок для любителя динамичного и незанудного кино

12-го апреля начался прокат альманаха короткометражных фильмов «Украинская Новая Волна: Runaway». Задуманный и реализованный Национальным центром Александра Довженко как ежегодный, в этом году он стартовал со столичного кинотеатра «Киев».

8 разножанровых фильмов составляют довольно богатую картину отечественного кино, где есть место спецэффектам, эротике, психологической драме и фантасмагорической анимации. Временная ретроспекция охватывает 2016-2017 годы, а производство не ограничивается только одним Госкино, которое, в принципе, можно благодарить за создание львиной доли украинского кинематографа, к сожалению, за небольшим исключением, лишенного прикосновения к общеевропейским культурным программам, региональным фондам и партнерства крупных банков.

На самом деле, именно эти 8 представленных фильмов являются прекрасным отражением нашего общества, с его вкусами и страхами, проблемами и способами их решить, иногда экстремальными способами и феерическим решением, вполне современным и абсолютно соотносительным к мировым формам. Даже больше, есть смысл сказать – формы порой настолько оригинальны и многомерны, что расплываешся в самодовольной улыбке от искренней радости – мы сделали классный товар, который не стыдно показать другим и с удовольствием держать в памяти самому.

Например, «Фингермен» Ивана Шоха. Это самый настоящий маленький мир, напоминающий прозрачный шарик со снегом и зданиями. Здесь фантазия настолько богата, а ее воплощение такое простое, что сначала и не понимаешь, как тебя захватили в плен внимания и восторга. Всего 6 минут экранного времени, и ты становишься фанатом фильма...

Все снято в метро, на двух пролетах эскалатора, где, вероятно, один из трех был забронирован за киношниками и их экстраординарными действиями: герой в виде окрашенной руки с пальцами-ногами и кистью-туловищем «бежит» по перилам эскалатора, перепрыгивая заранее расставленные деревья и кусты, вырезанные из картона, соревнуется с зеленым драконом, стреляющем огнем (другими руками) или фиолетовым кальмаром; между переходами от одного эскалатора к другому герой перелетает на ракете, чтобы продолжить свой марафонский забег, который снят весь одним (!) кадром... пока фантазию не прерывает мама, которая зло трясет маленького сына, кричит ему в лицо про грязные руки и неподобающее поведение – «на нас же люди смотрят!», и он здесь не один такой, позади него 30-40-летний парень играется так же...

Весь шквал восторга от фильма не только в простой фантазии с воином и его противниками, а в том, что история с руками – это часть большой, жизненной истории, где всплывает на первый план социальный подтекст, и он настолько серьезен, что лирически-сказочный в начале сюжет превращается в драму с проблематикой всенародной.

Отношение родителей к детям в Украине частично объясняет дикое состояние самой Украины, где детский плач – перманентное звуковое сопровождение городской жизни (в европейских странах это нонсенс). Насилие над ребенком в семье воспринимается как что-то нормальное и не стоит внимания со стороны полиции, прокуратуры и судей, хотя именно на этом – отношении общества к детям – основывается современная цивилизация (многих матерей надо лишать материнских прав, но наше законодательство до сих пор доисторическое, где права детей – эфемерны).

И «Фингермен» за шесть минут успевает показать линию фантазии, линию ребенка и линию общества, скрутить это в драматический клубок, отметить нюансы, расставить акценты и подтолкнуть зрителя к выводам: что ребенок нормальный, когда фантазирует, что грубость к нему не нормальна, и проблема возникает после такого отношения, когда 50х50 – будет ли угнетена детская самобытность, найдет ли она силы противостоять насилию над собственным «я».

«Electroman»
«Electroman»

Конечно, не все фильмы из «Украинской Новой Волны» имеют важный месседж, социальную задачу и многослойный сюжет. «Electroman» – очень правильный фильм, чтобы переключиться с серьезного – на развлекательный, и просто кайфонуть. Это даже не фильм, это едва не клип, 4-минутное выражение, почти возглас, но очень драйвовый и хорошо сделанный.

Речь идет о немного придурковатом электрике-экспериментаторе, запертого у себя в подвале среди кабелей, ламп, рубильников и электрических молний. Его цель – если я правильно понял – овладеть силой электричества, которой он грезит с того момента, как не смог объяснить дочери – почему между его рукой и шерстью кошки возникают разряды. Эксперименты бородатого дядьки с остатками сигары во рту и электродами в руке вербализируются наваристым закадровым текстом. Объединенные искусным монтажом с феерично-убийственным финалом – в прямом смысле слова, – они образуют лакомый кусок для любителя динамичного и незанудного кино.

Правда, свою ложку дегтя в эту мисочку с медом добавляет язык – фильм снят на русском языке, что никаким образом не обосновано, а в наше время и в нашей стране вызывает немного больше, чем удивление и вопрос – какого черта?

Лишен вообще какого-либо языка мультфильм «Елювиум. Регенеративное существо» – это мистика с примесью детектива и психоделии.

«Елювиум. Регенеративное существо»
«Елювиум. Регенеративное существо»

Герой попадает в отель, где в номере висит картина, а на ней изображен он с неизвестной женщиной. За картиной – дыра, вход в другую комнату-мир-реальность, и неизвестная женщина с картины – певица перед обществом людей с лицами-масками... Вполне кинематографический сюжет, достойный воплощения в полноценный фильм а-ля «Психо», «Сияние» или «1408», вписал в 7 минут анимации днипровский клипмейкер и художник-мультипликатор с псевдонимом Стас Сантимов. Очень подходящей для того, чтобы полностью провалиться в мир мультика и почувствовать на себе атмосферу триллера, была гипнотическая музыка Мэтью Купера. Вместе это создало музыкальный клип совершенно потрясающей формы, чья уникальность делает честь всему альманаху украинских короткометражек.

Еще один фаворит программы – «Выпуск 97» Павла Острикова, тоже серьезный противник в борьбе за приз Украинской киноакадемии «Золотая дзига» в номинации «лучший короткометражный фильм». Хотя, кажется, борьбы не будет – «Выпуск...» подкорит всех своей реалистичной легкостью, причудливо смешанной с точным попаданием в тяжелую социальную катастрофу. Плюс, конечно же, в финале переход мелодрамы в триллер стоит особо пылких поздравлений – это и интересный жанровый ход, и безусловный драматургический успех...

«Выпуск 97»
«Выпуск 97»

Встреча на рынке двух бывших одноклассников заставляет Его срочно попробовать закрутить с Ней роман – 20 лет после школы прошло, а он до сих пор один, да и она в таком же положении. Тортик, вино, воспоминания переходят в поцелуи и интимные дела двух статей. Но утром он не может ее отпустить, поэтому идет на радикальный поступок... Ситуационно оглушительный НЕхеппи-энд перекрывает даже прекрасную игру двух актеров, а они – настоящая актерская находка (благодарность за это кастинг-директору Алле Самойленко). Правда, им и в уста был вложен Остриковым мастерски написанный текст, с правильным суржиком и такими играющими словами, что аж душа радовалась, слушая эту бывальщину.

«Цапля» Марии Пономаревой – фильм очевидно слабее выше освещенных, но безусловно с интересной атмосферой. Пусть он немного и длинноват, ритмично неравномерный, а финал такой, будто режиссер-сценарист не придумала, чем это должно закончиться, но в целом и отдельными моментами «Цапля» вполне правильно добавлена в альманах.

«Цапля»
«Цапля»

Имеем историю, рассказанную без слов, и молчание в качестве приема – оправданное и действенное. Вместо слов работает мимика героини и героя (они встретились на вечерней пробежке). Во время бега – не поговоришь, поэтому двигателем становится темпоритм движения героев и ручной камеры, и музыка, которая передает настроение героев: вот они вместе съели мороженое и она испытывает приязнь, вот он невежливо срезает дорогу и обгоняет ее, и теперь они бегут напряженно-нахмуренные, пока не решает срезать она, но его уже не встречает. Куда он делся? Обиделся? Ушибся? Похищен? Ответа нет...

Оставить зрителя с таким знаком вопроса в глазах не очень хорошо, но это – эмоция. В конце концов, можно будет потом поболтать с друзьями о возможном развитии событий, и придумать детективную развязку. Которую предложить режиссеру. С ней доснять фильм. Или снять новый сиквел. И выйти с ним на мировой рынок... Концепция.

В программе также есть: «Невидимая» Максима Наконечного, «Дина» Мирославы Клочко, «Ма» Марии Стояновой. Кроме Киева, альманах «Украинская Новая Волна: Runaway» будет показан в Харькове, Луцке и Виннице.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кинокритик


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-