«Проект «Флорида» – играть, как жить. Кино дня

«Проект «Флорида» – играть, как жить. Кино дня

465
Ukrinform
В отечественном прокате – "недокументалистику" назвали в числе десяти выдающихся лент 2017 года

Один из лучших фильмов прошлого года – по результатам большинства опросов кинокритиков, топов и премий – наконец дошел до отечественного проката.

Его назвали в числе десяти выдающихся лент 2017 года киноассоциации Остина и Чикаго, Детройта и Флориды, Хьюстона и Гамбурга, Сан-Франциско и Торонто, а также Американский киноинститут и Национальный совет кинокритиков Соединенных Штатов, издания The New York Times и The Wall Street Journal, The Hollywood Reporter и Cosmopolitan, The Guardian и IndieWire.

Фильм, стоимостью  2 миллиона долларов, только в США собрал втрое больше, а кроме того – уже вышел в 38 странах мира, к счастью, и в Украине тоже.

Почему  возник такой ажиотаж вокруг авторского фильма, полностью лишенного каких-либо спецэффектов или других дополнительных наслоений ради привлечения массового зрительского внимания?

Режиссер Шон Бейкер смог создать удивительный социально значимый фильм, хорошо понятный малоимущим, а кроме того, сделал его художественно увлекательным. Дело именно в этом: реальный мир с реальными людьми вставлен в выдуманную кинематографическую форму полнометражного фильма, когда документалистика непостижимо, на самом высоком профессиональном, творческом уровне подается как НЕдокументалистика... Станиславский в таких случаях уже даже не кричал, а слетал с кресла под непрекращающиеся овации!

Камера фокусируется на районе бедняков в непосредственной близости от богатого флоридского центра развлечений «Диснейленд» (рабочее название фильма было «Диснеевский мир»). Здесь в одном из мотелей снимает комнату девушка Хейли со своей 6-летней дочуркой Муни.

Мама – та еще сорвиголова, без постоянной работы и каких-либо моральных ценностей. Чтобы выжить, заплатить за квартиру 30 баксов в неделю и купить еду, она продает мелочевку туристам, мухлюет, спит со случайными мужчинами, порой грабит их. Иногда использует для этого дочь, которая живет фактически «на улице», целыми днями шатаясь с другими детьми подобного разбора.

Но в этих диких условиях малышка сохраняет свою непосредственность, воплощает свои безумные фантазии и остается полностью свободной. И Хейли потакает Муни в этом, частично из-за настоящей любви к дочери, частично из-за незнания того, чем на самом деле малышка  занята каждый день. Конечно, ни к чему хорошему это не приводит, и аппарат социально развитых Соединенных Штатов вмешивается в эту бесконтрольную жизнь, оторванных от норм общества двоих несчастно-счастливых людей...

Но насколько пессимистичным «Проект «Флорида» не выглядел бы в описании, он - компендиум режиссерских находок, операторских причуд и исключительной актерской игры, что вместе превращает его в сплошное визуально-сенсорное удовольствие. Так, все увиденное побуждает человеческую душу к тяжелой работе над постижением экранной действительности и ее интерпретации применительно к реалиям жизни, особенно если учесть отказ от «приукрашивания».

Но отождествление зрителя с персонажами фильма, собственно, и является задачей создателей и стремлением аудитории – именно для этого и идут люди в кино, чтобы постичь чужой опыт, пропустить его через себя и вынести что-то полезное, может даже и в практическом смысле. Например, как не надо поступать с детьми. Режиссер фильма об этом и говорит, резюмируя свое творение: «Если вы хотите, чтобы конец был счастливым, вам нужно мысленно  войти в пространство  воображения ребенка, потому что только так этого можно достичь».

Исполнительница роли Муни, с "попрыгунистым" именем-непоседой Бруклин Кимберли Принс (или «принцесса»?) - магнетический и эмоциональный центр фильма, она – находка, о которых мечтают режиссеры, а зрители от таких млеют. И – представьте себе, – она играла так, как жила, держа в голове лишь общие требования к своим  действям и при этом НИКАКОГО сценария!

«Это было замечательно – видеть Бруклин... каждый день, – говорит Шон Бейкер. – Она была на площадке не более определенных нормой шести часов. И огорчалась от этого, потому что надо было идти домой, а она хотела продолжать, хотела работать». И добавляет: «С детьми работать гораздо легче, чем с некоторыми взрослыми, которые выносят мозг».

Может, он намекал на Брию Винаите, актрису из Литвы, которая сыграла мать Муни, Хейли, и которую Бейкер нашел по фоткам в Инстаграм. Хотя, на самом деле, какой бы не была в общении актриса, она идеально подошла для своего кинообраза – такая нервная, грубая и бескультурная – Бриа идеально воплощает образ представительницы беднейших слоев населения, одинаковый в любом уголке мира.

Однако, несмотня на свою духовную и интеллектуальную пропасть, ее героиня достигает достойных подражания душевных высот, потому что, как может, любит дочь, и говорит ей об этом, и ласкает ее, и танцует-развлекается-читает вместе с ней, и покупает мороженое и прочие вкусняшки, может и не слишком полезные, но желанные для дочки.

Этой парочке прекрасно подыгрывает уже не дебютант, а настоящий маэстро – Уиллем Дефо («Человек-паук», «Антихрист») – может на него намекал Бейкер? Вероятно, нет, потому что режиссер везде и на все лады превозносит актера, говоря, в частности и в интервью для Odserver, что «он всегда прекрасен», что в своих ролях он - «моральный компас», «о чем люди забывают, потому что он очень часто играет воров», и что именно такие актеры «облегчают мою работу».

Чтобы вжиться в свою роль администратора мотеля и освоить местный диалект, Дефо неделю перед съемками жил в декорациях. А потом, как и его герой, сдружился с детьми и полюбил их, и на время съемок как бы стал их отцом. Стоит отметить, что он играет так же, как и дети – без надрыва, без игры, в каждом моменте, как бы подчеркивая ситуацию, служит контуром, обращает взгляд на детей, не отвлекая на себя внимание зрителя. Хотя именно его, как актера второго плана номинировали и на «Золотой глобус», и на «Оскар».

И все они вместе – инструмент для режиссера, средства для показа шокирующей, важной и актуальной проблемы – равнодушия общества, самой системы, системного лицемерия, что позволяет существовать в одно и то же время и в одном и том же месте безумному богатству и безумной бедности, таким образом легитимизируя зло, несчастья, страдания. И показывает это Бейкер не с помощью «пустых слов», он укрепляет идею, сопоставляя и сравниваяя, делая вывод очевидным.

Вот кадр, где маленькие дети идут по улице мимо огромных развлекательных заведений, и едят мороженое, на которое выпросили несколько долларов у полной дамы, мол, врач им порекомендовал мороженое, как лекарство от астмы. И еще добавили: «Мы не придумываем». Вот кадр, где те же дети поджигают заброшенный дом, что вполне могло бы привести к масштабному пожару, который охватил бы весь район. И все из-за пренебрежения ребенком, потому что общество не побеспокоилось о его матери, о ее работе, ее зарплате, ее семье – представляете, у детей должна быть не только мама, но и отец?! –  место для ее проживания, возможность ухода за ребенком, его обучения и его будущего. Да, виновато общество, потому что ненормально вкладывать миллиарды долларов в развлекательный бизнес, когда здесь же, за забором центра развлечений, кто-то подыхает с голоду.

Идейный контраст, намеренно брошенный в глаза зрителю, усилен и цветовой гаммой – фильм яркий, радужный, весь такой красочно-веселый, что в конце «Проект «Флорида» превращается в гротеск, где веселье приводит к разрушению, развлечения граничат со слезами, поцелуи раздаются за деньги, а дети существуют не ради собственной радости и радости их родителей, а «потомучтотакполучилось». Это еще один пласт фильма, который, словно праздничный пирог, такой вкусный, что кушать больно, потому что жалко, а когда уже съеден, то уже и не вкусный, потому что его больше нет.

Фильм Шона Бейкера – удовольствие за определенную цену, а цена больше чем материальная, ведь она будет выдана из кладовой души, и заплатить ее придется. А оно того стоит, и особенно финал – открытый, незавершенный, но такой классный, что унынье, зарожденное судьбой девочки, превратится в хулиганский драйв, когда зритель, переполненный энергией, будет выбегать из зала. И точно будет улыбаться, какие бы горькие мысли не роились бы в его голове.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский. Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-