Украина вышивана: от Днипра до Латорицы

Украина вышивана: от Днипра до Латорицы

460
Ukrinform
Вышиванка издавна считалась вещью сакральной, магической. Ее считали оберегом и энергетическим двойником владельца

Корреспонденты Укринформа пообщались с музейщиками и исследователями, увидели уникальные вышиванки из разных уголков Украины и выяснили, в чем особенности боржавской "довгани", как вышиванка делала женщин более сдержанными, где, кроме Полтавщины, вышивали белым по белому, и откуда на наших просторах появился вездесущий "крестик".

ПРИДНЕПРОВЬЕ: В КОЛЛЕКЦИИ ЯВОРНИЦКОГО ВЫШИТЫХ "КРЕСТИКОМ" РУБАШЕК НЕ БЫЛО

В справочниках по вышиванию можно встретить определение, что на Приднепровье особенностью вышиванок является растительный орнамент – чаще всего, мол, изображали лилии и розы.

"Но это не так, и я вам сейчас докажу, – говорит старший научный сотрудник Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого, хранитель фондовых групп «Ткань», «Этнография», «Этнография техническая» Маргарита Подосиновая. – Вот эта – моя самая любимая, – демонстрирует она вышиванку. – Согласно маркировке, она из поселка Звонницкое, Бахмутского района – тогда это была Екатеринославская губерния, 18 век. Вы не смотрите, что она такая старая и изношенная, вы посмотрите на другое: вот эти вставки между рукавом и полотном – удивительное произведение мастерства. Я не очень хорошо разбираюсь в технике вышивки, но это не мережка, это какое-то такое странное выкалывание, в результате которого идеально присоединяется рукав, образуется оригинальный узор, причем довольно мелкий и с множеством элементов, и, кроме этого, так называемый «пухлик» на рукаве".

Маргарита Підосінова
Маргарита Подосиновая

Подосиновая говорит, что узор этот можно увидеть, только если захотеть, присмотреться – в этом тоже есть какая-то тайна, скромность наших предков, которые изготавливали свою одежду не для хвастовства, а закладывая эти узоры как обереги – для себя и Бога.

"Иногда мастерицы, рассматривая эту часть старых вышиванок, говорят, что это следует делать вот так и так, а я не доверяю им, мне кажется, что они не до конца поняли, как именно этот элемент отшивался, мне кажется, что это умение немного утраченное, – добавляет она. – И вы видите, что здесь нет ни лилий, ни роз".

По словам исследовательницы, это один из немногих примеров, когда вышиванку украшали не только спереди и на рукавах, но и со спины. На более поздних образцах такого уже не прослеживается.

"Это уже аксиома, что украшение было второстепенным, все эти вышивки в сознании человека того времени были очень сильными охранными знаками. Очевидно, тогда их носили без керсеток, и этим объясняется, почему они вышиты со всех сторон, хотя полный костюм состоял из плахты, запаски, керсетки и остального", – отмечает она.

Вышита рубашка двумя цветами – красным и индиго (темно-синим). Красили только натуральными красителями – свеклой, орехом, дубом. А вот индиго покупали на рынках, потому что для покраски добывалась эмульсия из специального индийского моллюска; позже этот цвет заменили более дешевым черным. Сперва же черного цвета в вышиванках практически не было.

Еще одна рубашка датирована 19-м или серединой 18-го века, Екатеринославская губерния, возможно, Волосское, под Днипром.

"Здесь такая же невероятно изысканная гармония – необычный сиреневый цвет. Даже соединение элементов здесь обыграно и сшито в виде мережки. И уже это не просто потайной шов, скрепляющий детали, он украшает все изделие. Работая с тканями, одеждой, я поняла, что чем старее вышиванка, тем она больше подкупает: ее делали так, чтобы «перед людьми было не стыдно, а перед Богом – не страшно», – говорит этнограф.

Она обращает внимание, что у рубашек вышивка разная, а покрой – у всех одинаковый, пошита она в 18-м или в 20-м веке. Наши предки его нашли и поняли, что в нем удобно, практично, комфортно. Также отмечает, что на Западной Украине отсутствуют ластовицы под мышками, и поэтому движения женщин там более сдержаны, это заметно даже в танцах.

"Нашим женщинам проще было закидывать руки – очевидно жали, вязали снопы, забрасывали сено в телегу – это требовало размаха рук. Получается так, что вот эта присобранная вставка на плече, вставка под мышкой – это то, что делает рубашку безгранично практичной и удобной", – объясняет ученая.

Шили их из трех полотен (потому что ткацкие станки не были такими широкими, как сейчас), соединяя по вертикали.

Иногда верхняя часть (называется станок) соединялась с нижней (подтыкой) горизонтальным швом ниже талии. Они могут быть даже из разной ткани. Когда носили плахты – обязательно украшали низ (подол), потому что он был виден. А ближе ко второй половине 19 века, когда перешли на юбки, в которых низ также украшали разноцветными полосками из бархата, низ вышиванок просто начали подрубливать.

Маргарита Анатольевна продемонстрировала и три рубашки с вышивкой «белым по белому».

"Не удивляйтесь. Это тоже Екатеринославщина, поскольку губернию во второй половине 18 века заселяли представители 65 национальностей. Большинство – выходцы из Киевской, Полтавской, Черниговской губерний, они принесли с собой и свою культуру, и свой быт, свои традиции в вышивке, которые ассимилировались на местной почве. Что касается вышивки "белым по белому" – очевидно, она идет с очень древних славянских традиций, потому что имеет очень много солярных знаков. В этой технике такое сверхсложное и при этом не запутанное, а логическое сочетание магических ромбов, квадратов, углов, овалов, узор настолько просчитан, настолько филигранно сделан!" – рассказывает она.

Рубашки с черными и белыми «лапками», по предположению и преданиям, вышивали «на смерть», чтобы в ней положить покойника в гроб.

Ну и наконец о том, что любят приписывать Днепропетровщине, – розы и лилии.

"Это вышиванки 20 века, которые заполонил брокаровский крестик. Француз Генрих Брокар привез в царскую Россию парфюмерию. Вместе с мылом «Крестьянское», которое стоило 1 копейку, крестик «пошел в народ», потому что на обертке мыла печатались модные французские узоры, орнамент цветов, те же лилии и розы. Все это очень быстро повлияло на орнаменты, характерные для нашей местности. Они переделывались на относительно простой в исполнении крестик, которым, как оказалось, можно заменить практически все узоры", – объясняет Подосиновая.

По ее словам, в 70-е годы 19 века, когда произошло стремительное развитие химии, появились анилиновые красители, в частности стойкий черный цвет, который заменил дорогостоящий «индиго», кардинально изменились как цветовая гамма, так и техника вышивки.

"Дмитрий Яворницкий, Леся Украинка, украинская интеллигенция – все тогда били тревогу о том, что народная вышивка умирает, что крестик убил народную вышивку. Только теперь происходит определенное возрождение древних техник, но при этом прошло 150 лет и "крестик" стал таким для нас привычным, вошел в быт, что мы воспринимаем его как наше украинское достояние. А вот в собрании Яворницкого ни одной рубашки, вышитой крестиком, не сохранилось. Конечно, музей очень много потерял во время войны, разорение было катастрофическим, но ни рушников, ни рубашек, вышитых крестом, нет, очевидно, что тогда, когда Яворницкий собирал свои коллекции, таких и не было", – подчеркивает она.

ЗАКАРПАТЬЕ: АРХАИЧНЫЕ БОРЖАВСКИЕ "ДОВГАНИ"

Уникальными вышиванками на Закарпатье являются довгани – традиционная рубашка закарпатских жителей долин реки Боржавы. Это тот единственный случай среди многообразия традиционных вышиванок украинцев, когда основная вышивка размещается сзади (“долі рукавом” і “поза плечі”), по продольному кроя рукава.

Фото: facebook
Фото: facebook

"Это самый интересный тип рубашек украинцев Закарпатья, кроме того, ученые считают их самыми древними в этом регионе", – комментирует Василий Коцан, известный исследователь закарпатской традиционной одежды и вышивки, директор Закарпатского музея народной архитектуры и быта.

Боржавские долиняны живут в долине рек Боржавы и Латорицы в селах Иршавского района, также на правом берегу Латорицы в Свалявском и Мукачевском районах и украинских селах Виноградовщины и Береговщины.

Рубашки-довгани (от слова “довгі”) – это цельные рубашки из белого домотканного полотна с длинными широкими рукавами. Кроме необычного размещения вышивки, на Боржавщине они также имеют уникальный покрой.

Спереди в рубашку вставляли тканый специальным способом кусок конопляного полотна – "пазуху", к нижнему краю которой пришивали кусок простого домотканого полотна. Сверху «пазуха» разукрашивалась тканой красной или, реже, синей, полоской-"краской" шириной 5-7 см. На фоне «краски» ткали 6-8 рядов черных или синих пунктирных линий.

Вторая особенность: сзади в верхней части рубашки делали продольный разрез длиной 10-15 см, который завязывался на плетеные шнурочки с кисточками-бойтами на концах. К переднему и заднему полотнищу женских рубашек конца ХІХ – начала ХХ века пришивали еще два боковых. В них вшивали рукава, которые собирали («морщили») в мелкие складки: вокруг манжет – на 4-6 нитей, а в верхней части – на 2 нити.

Вышивку на довганях боржавские долиняне выполняли в старинной технике «низь» (местная разновидность низинки “упонить”) и размещали на рукаве сзади – «долі рукавом», по боковому шву. Вышивали также горизонтальную полоску вверху рукава с интересной деталью – крестом-ромбом, который местные называли «хвост». Интересны также орнаменты этих рубашек (узоры «на столбики», «лягушки»), которые не изменились даже с засильем техники «крестик»: их воспроизводили мастерицы уже в новой технике, но сохраняя древние узоры.

Свою отдельную роль в отделке боржавских довгань играли также расшивки – то есть вышивка на соединительных швах на станках рубашки и на рукавах. Их обметывали разными способами. Кроме отделки, такая вышивка имела и практическую роль – она укрепляла швы.

По словам старых мастериц, как цитирует их исследователь закарпатской вышивки Роман Филип, на то, чтобы вышить один рукав довгани, нужно было потратить две недели кропотливой работы.

Как отмечает этот исследователь, колористика традиционных довгань боржавских долинян была монохромной – как правило, вышивали красным или синим цветом. Уже в начале ХХ века с появлением анилиновых красителей вышивка стала полихромной, но многоцветность все равно подчинялась одному доминирующему цвету: красному, синему, бордовому, изредка фиолетовому. В частности, свадебные вышиванки продолжали вышивать только красными нитками. Вместе с тем, рубашки старших женщин вышивались нитками темных оттенков, преимущественно синих или темно-красных.

Татьяна Заводяк, мастерица-вышивальщица из Ужгорода, в прошлом году отшила реплику традиционной довгани – в рамках курса по народной вышивкие Закарпатья «Косиця», который действует при музее-скансене в Ужгороде.

"В конце курса мастерицы отшивали одну из типичных рубашек регионов Закарпатья. Я выбрала именно довганю с Иршавщины: этот тип рубашки зацепил с первого взгляда. Я – девушка, любящая цветовое разнообразие. И именно в этой вышиванке соединились все мои предпочтения – радуга цветов, орнаментика, интересный и необычный вид. Никогда не встречала орнамент, идущий по заду рукава. Наверное, это и был тот главный аргумент, побудивший выбрать для воспроизведения именно эту рубашку, – люблю все необычное. Процесс вышивания, действительно, был долгим и сложным (с кроем очень помогли девушки из студии!). В начале работы пробовала рисовать схему по фото с оригинала рубашки, но поняла, что это долгий процесс, поэтому просто взяла иголку и начала вышивать. Так пришло понимание того, как вышивали наши предки раньше, не имея готовых схем. Когда начинаешь вышивать, имеешь только представление об общей структуре узора, а дальше зажигается огонек, и ты просто плывешь по этому вышивальному течению, создавая уже свою историю", – поделилась мастерица.

ВИННИЧЧИНА: ЧЕРНОЙ НИЗЬЮ ПО БЕЛОМУ ФОНУ

Восточное Подолье, частью которого является Винниччина, очень богато техниками вышивки, но самой распространенной из них, по крайней мере, в отделке вышиванок ХІХ – начала ХХ века была низь, или низинка. Это вышивка снизу ткани, «наизнанку» – узор вышивается с обратной стороны полотна.

"Техника низью – очень древний способ, его знали еще византийцы, но особенность подольской вышивки в том, что черный цвет в ней был всегда доминирующим и узор был имитацией ткачества и рельефно выделялся на фоне белого полотна. Более того, в позапрошлом веке вообще речь шла о монохромной вышивке шелком, шерстяными нитками – лучкой и гарусом исключительно черного цвета, – это если богатая хозяйка была. А беднота вышивала нитками – конопляными невыбеленными нитками. Позже появились покупные хлопчатобумажные нити. В середине прошлого века вышивальщицы начали «разбавлять» черные орнаменты вкраплениями элементов неоновых цветов, используя нити, окрашенные анилиновыми красителями. Но черная низь по белому – это уникальная подольская классика, присущая в основном юго-западным районам Винницкой области", – рассказывает старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела древней истории Винницкого областного краеведческого музея Лилия Гальчевская.

Лілія Гальчевська
Лилия Гальчевская

По ее словам, было четыре основных вида кроя подольских вышиванок. Воротник у них был стойкой, отложный, или же горловина рубашки густо-густо собиралась в тесемку. Вышитые низью рубашки имели именно узенький стоячий воротничок и длинный рукав с манжетой, который иногда заканчивался чехлами или собирался на шнурочек дудицами. Манжеты и воротник вышивали восьмиугольными звездами: если такая звезда была одна – она символизировала солнце, если же они собирались в ряд, то это уже были звезды. Рукава в основном вышивали от плеча до локтя, а полотно до манжеты оставляли белым. Спереди двумя вертикальными прядями геометрический орнамент шел от горловины вдоль груди – это так называемые погрудки. А в некоторых случаях узором украшали и спинку праздничной или обрядовой вышиванки и пидтычку – низ одежды. Ее, кстати, на Подолье иногда называли дрочилом, потому что из-под него соблазнительно женские ножки выглядывали.

"Раньше вышитая рубашка считалась вещью сакральной, магической. Женщина ее должна была вышивать только для себя или членов своей семьи. Их не советовали покупать и продавать. Потому что, если купишь рубашку с недобрыми мыслями вышитую – беду накличешь, а свою продашь – счастья не будет. Вышитую рубашку считали оберегом и энергетическим двойником владельца. Поэтому когда маленьких деток брали кудо-то с собой, то даже одевали рубашечку наизнанку, чтобы от дурного глаза защитить – сглаз отпугнуть", – рассказывает ученый.

Не случайным был и черный цвет. Сейчас существует много версий, почему именно монохромную черную низь выбирали подольские вышивальщицы. Черный цвет как фон доминирует на подольских коврах и писанках. Среди причин рассматривают и земледельческое уважение к земле-кормилице, и мистическую связь с культом умерших предков. Возможно, речь идет о поклонении их духам и мольбе о защите, потому что черное все плохое в себя впитывает, а белое – защищает от него. Собственно, как и геометрический узор, который является знаковым письмом. К сожалению, прочитать его мы уже не способны – можем только догадываться, что означали древние символы и их сочетания.

ПРИКАРПАТЬЕ: ЧЕТЫРЕ РЕГИОНА – ЧЕТЫРЕ ТИПА ВЫШИВАНОК

На Прикарпатье вышиванки, прежде всего, различаются по четырем этническим регионам.

Если на Ополье предпочитали растительные орнаменты, то в селах Гуцульщины до сих пор любят геометрические узоры и многочисленные оттенки.

Разнообразие геометрических орнаментов и красно-черную гамму цветов имеет Бойковщина, тогда как на Покутье вышиванку могли украсить четырьмя и даже пятью узорами, чтобы подчеркнуть мастерство вышивальщицы и богатство вышивки.

Впрочем, в давние времена у мастериц были любимые оттенки, техника и предпочтения не только в регионе, но и в каждом селе и районе, поэтому именно по вышиванке определяли, из какого села пришел хозяин. Об этом корреспонденту Укринформа рассказала мастерица и исследовательница вышивки Мария Турчин, которая собрала более полусотни старых вышиванок в собственной коллекции. Самую дстарую рубашку этой коллекции относят к 1903 году.

«Если взять Покутье, куда входит мой родной Тлумачский район, то он вовсе отличается от вышивки, которая присуща Городенковскому району, географически расположенному ближе к Тернопольщине.

Там вышивка очень подобная к борщевской: темные цвета и интересная «кудрявая» техника вышивания. На Гуцульщине – тоже разные традиции в вышивке.

Верховинщина издавна предпочитала низинку. Думаю, это связано с любовью к ткачеству.

Верховинщина интересна еще и тем, что там отдавали предпочтение розовому, фиолетовому и даже голубому оттенкам. Именно там наибольшее разнообразие цветов на рубашках.

А уже для Космача характерна желто-горячая гамма. Немножко там любят добавить зеленый. Села, которые ближе к Косово, любят темно-красные узоры и умеренно добавляют желтый и зеленый. Интересной является Старокутская (село Старые Куты – авт.) и Вербовецкая вышивки. На Старокутских рубашках очень много зеленого цвета и немного черного. На Вербовецких – рукава зашивали так, что цветки чередовались: один - зеленый, другой – темно-красный, один - синий, а за ним - темно-красный», – рассказывает Мария Турчин.

В древности вышивание, говорит мастерица, было исключительно женским делом. Хозяйки принимались за вышивку преимущественно зимой. С весны и до осени готовили для этого полотно. Пеньку делали из льна или конопли. И это была довольно тяжелая работа.

«В первую очередь, надо было отделить «мужскую» коноплю от «женской». Последнюю молотили, чтобы собрать зерно. Затем в копанках расстилали горстки конопли для вымачивания в воде. Здесь была особая технология. Далее – полоскание, трепание и неоднократное высушивание. Вычесывали волокна на металлическом устройстве, закрывая лицо платком. Щетку делали из шерсти дикого кабана. Для создания полотна использовали станок. На рубашки брали более тонкое полотно, грубое шло на покрывала, мешки и возища – веревки, которыми перевязывали сено. Нити волокна золили в пепле из ивы, которая делала полотно белее», – добавляет Мария Турчин.

Покрой рубашек тоже имел свою особенность. Поскольку полотно было не очень широким, то здесь использовали метод «прямого угла»: складывали полотно вдвое, вырезали горловину и пришивали рукава, вкладывая в них и боковинки четырехугольные вставки для свободного движения». Для этого же внизу рубашки, которая обычно была длинной, вставляли клин.

«На Покутье и Гуцульщине был очень неудобный покрой рубашек. Рукава собирали в уставок сзади, оставляя небольшое расстояние между ними. Из-за этого рубашка как бы тянула назад. Этим наши рубашки отличались от тех, которые шили на восточной Украины. Больше всего у нас украшали рукава. Вышивка будто оберегала трудолюбивые руки. Также вышивали горловину и низ. Это тоже была определенная защита человека, оберег от всего злого. На свадебных рубашках вышивали преимущественно две птички, которые смотрят друг на друга, соприкасаясь клювиками. Но есть и такие вышиванки, на которых птички развернуты в разные стороны и больше ничего. Это была определенная защита. Хозяева носили рубашки поверх штанов и подпоясывались, чтобы в тяжелой работе уберечь себя», – отмечает мастерица.

По ее словам, до 20-х годов на Галичине вышивальщицы использовали только шерстяные нити. Окрашивали их натуральными красителями: бузиной, орехом, ольхой, которая давала желтые оттенки. Для того, чтобы получить красные цвета, использовали свеклу. Популярными были техники стебновка, низинка, яворовка, счетная гладь и церкование – прокалывали на холсте шилом дырочки, которые обшивали нитью. Сейчас эта техника известна как вырезание, выбивание и выкалывание. Уже в 30-х годах появились шелковые нити разнообразных оттенков, а позже – еще и продукция известной фирмы «DМС». Ориентировочно тогда же из Европы на Галичину пришел и «крестик», который сейчас стал самой популярной техникой у вышивальщиц.

Фото: facebook.com/oksana.bejlakh

Фото: facebook.com/oksana.bejlakh

И хотя крестиком вышивать легче, прикарпатские мастерицы и сегодня обращаются к традиционным яворовке и стебновке, сохраняя цветовую гамму своего села и региона. Впрочем, вышивка – это процесс творческий и живой. И это смог доказать молодой ученый Прикарпатского университета, кандидат искусствоведения Оксана Бейлах, которая два года назад основала авторскую технику «Вишита перфоаплікація». Она появилась тогда, когда художница, которая преподает на кафедре дизайна и теории искусства, захотела сделать себе рубашку, не подхожую ни на одну другую. В работе она соединила традиционную технику обработки кожи с художественной вышивкой. Первая коллекция авторских вышиванок называлась, как говорится, с намеком: «Порізала пальчик та й болить». А вот последняя, которую дизайнер посвятила Дню города, получила название «Неофольк», которая ярко показывает, во что может перерасти творчество и любовь к вышиванию.

ТЕРНОПОЛЬЩИНА: СТАРИННАЯ БОРЩЕВСКАЯ РУБАШКА ВЕРНУЛАСЬ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

Среди более 200 борщевских вышиванок в Борщевском краеведческом музее на Тернопольщине хранится одна с довольно интересной историей.

Но сначала – древняя легенда о том, как доминирующий черный цвет вышивки в борщевской рубашке связан с трагическими местными событиями.

В XV-XVII вв. борщевский край был постоянным объектом нападений турок.

Враги безжалостно опустошали и грабили села, забирали в плен местных жителей. После одного из таких нападений в нескольких селах над Днестром погибли все мужчины. Тогда девушки и женщины, оплакивая свои горькие судьбы, поклялись в течение нескольких поколений носить траур по погибшим любимым и венчаться в рубашках, вышитых преимущественно черными нитками.

Рассказала эту легенду главный хранитель фондов музея Леся Грабик. Сегодня борщевская рубашка занимает почетное место среди всего разнообразия национального костюма.

"Этнографы, искусствоведы утверждают, что на сегодня в Украине остались два наиболее популярных вида вышивки: полтавская и борщевская, как феноменальное явление, в котором запечатлены фрагменты трипольской культуры, – рассказывает Леся. – В нашей коллекции более двух сотен неповторимых рубашек, вышитых в разные годы местными мастерицами. В каждой аутентичной работе, вышитом символе, закреплен определенный сакральный смысл".

Мастерицы использовали традиционные для нашего края техники – «узелок», «колодки». Для узора брали шерстяную нитку-"бовну", которую красили натуральными красителями. Также, как раньше, так и сегодня часто для отделки рубашек использовали разноцветные бусины – "пацьорки".

Рубашки на Борщевщине преимущественно шили из конопляного полотна, хотя лен селяне тоже выращивали.

"Отдельные рубашки передавались из поколения в поколение. Как и эта, которую я держу в руках. Ей – не меньше 125 лет. Она принадлежала известной в диаспоре и в Украине общественной деятельнице, руководителю старейшего в Канаде украиноязычного журнала "Український Голос", сопредседателю благотворительной организации "Фундація імені митрополита Іларіона (Огієнка)" Анне Фигус-Ралько", – демонстрирует раритет музеяйщица.

Рассказывает, что мать Анны – из борщевского села Гермаковка, отец – из Сапогова этого же района. В конце XIX века мама Анны Фигус-Ралько в 4-летнем возрасте вместе с братьями и родителями эмигрирует в Канаду. Выезжали в Пасхальный вторник, 27 апреля. Все цвело, люди радовались Воскресению, а семья собирались в дальний путь. Провожало все село, потому что очень уважали эту семью. Даже отдельная Служба Божья была тогда в местной церкви. Священник им подарил икону в дорогу. Все прекрасно понимали, что никто из них на Тернопольщину уже не вернется. В память об этом в селе даже поставили дубовый крест.

А впоследствии на американском континенте они вместе с другими эмигрантами-украинцами в провинции Манитоба основывают поселение Шевченково. Анна родилась уже там, в 1926 году. Окончила колледж, стала активной общественной деятельницей. Она – первая женщина-президент издательского союза «Тризуб», в 1991 году, после провозглашения Независимости Украины, учредила благотворительный комитет "Допомога Україні", начала отправлять сюда, в Украину большое количество посылок – где-то больше 100 тыс. пакетов.

"И вот когда госпожа Анна сюда приехала, то увидела нашу богатейшую коллекцию вышитых рубашек. Тогда она сказала, что у нее есть вышитые рубашки, которые с Борщевщины в свое время привезли в Канаду. Через некоторое время передала их нам. Вот одна из них. Видите, на них вышита инсталяция креста, это – оберег, крест здесь присутствует в виде таких цветочков. Узоры повторяют символику, которая есть на трипольских горшках: очертания рыбок, извилистая линия – «берегинька», бараньи рога в виде трипольского кувшина... Такое тесное переплетение орнаментов, узоров на старых рубашках и на изделиях Трипольской культуры свидетельствует о глубинных этнических истоках этой, в конце концов и других, сохранившихся у нас рубашек", – говорит Леся Грабик.

Отметим, что в Борщове ежегодно проводится Всеукраинский фестиваль «У Борщівському краї цвітуть вишиванки», который каждый раз начинается с осмотра более 200 вышитых рубашек, сохранившихся в местном музее.

ЖИТОМИРЩИНА: ДЕРЕВО ЖИЗНИ И "ЗУБЫ"-ОБЕРЕГИ

Две аутентичные свадебные вышиванки из северных районов края хранятся в Житомирском областном краеведческом музее.

Как рассказала старший научный сотрудник отдела этнографии краеведческого музея Надежда Борисова, на территории области хорошо развивалось льноводство и скотоводство, что давало возможность получать сырье, из которого ткали ткань и украшали ее вышивкой и тканым орнаментом.

«Житомирскую область можно условно отнести к двум этнографическим регионам: север – к Полесье, а южные районы – к Подолью. Для севера в вышивке и ткачестве был более характерен геометризованный цветочно-растительный орнамент, а для южных районов – цветочно-растительный», – уточняет Надежда Юрьевна.

Свадебные вышиванки имели свои особенности. Покрой для женщин и мужчин совпадал в том, что он был свободным, чтобы не ограничивать движений, а сама одежда имела туникоподобную форму. В таком наряде обязательно декорировался воротник, который был отложный или стойкой, и манишка. Вышивкой также украшали рукав рубашки тоже свободного кроя, который присобирался возле манжета. Случалось, что женщины на свадебной одежде делали снизу боковые распорки, чтобы с возрастом, когда фигура становится не такой стройной, рубашка подходила и не ограничивала движений.

В экспозиции привлекает внимание вышитая свадебная рубашка конца XIX – начала ХХ века из Овручского района. Она сшита из фабричной льняной ткани и украшена обильной гладью. Одежда пестрит красным цветом, который был обереговым. Рубашка декорирована солярными знаками, которым поклонялись, и стилизованным древом жизни, которое можно трактовать как изображение богини с головой и руками. На ней присутствуют еще и так называемые зубы, которые тоже выполняли функцию оберега (по народным поверьям, зубы в хозяйстве должны иметь собака и женщина, чтобы могла себя защитить, – авт.). У этой уникальной рубашки ромбичной аппликацией украшен подол. Считалось, что таким образом вокруг женщины образуется своеобразный защитный круг.

Далее Надежда Борисова показывает вышитую гладью рубашку с Емильчинского района конца ХІХ - начала ХХ века. Она уникальна тем, что по замыслу вышивальщицы должна была бы стать ее одеждой и на свадьбу, и на смерть. Женщина удачно вышла замуж, поэтому передала этот наряд в музей.

Надежда Борисова подчеркивает: «Кроме вышивки красным и черным с незначительным вкраплением желтого и синего цветов, на Полесье бытовала еще и традиция белым по белому. Есть известная решетиловская вышивка, но ведь никто не отменял переселение людей. Можно предположить, что она пошла от нас или же наоборот – попала к нам».

Эта рубашка пошита из домотканого льняного полотна. Техника отделки – двусторонняя гладь, которая придавала вышивке объем, а также вырезание. На воротничке заметна зигзагообразная линия, которую образует треугольники. Такой орнамент можно трактовать по-разному: как сочетание мужского и женского начал, как зубы или ромб, что является символом плодородия, ведь женщина должна рожать детей. Те же самые геометрические знаки присутствуют и на манжетах рубашки. Вместо защитного круга, как на предыдущей вышиванке, здесь по подолу мастерица сделала окаймление.

К свадебным вышиванкам невесты одевали коралловое ожерелье. Считалось, чем большее количество этого украшения на шее, тем богаче невеста. Поэтому девушкам приходилось иногда даже занимать у подруг ожерелье, чтобы произвести хорошее впечатление на родственников будущего мужа. Дукачи в качестве декора к свадебному наряду встречались редко, потому что традиционно Полесье было бедным регионом.

Сохранению архаичных орнаментов в полесских вышивках способствовала удаленность сел от городов, где проводились ярмарки и можно было купить или хотя бы увидеть что-то новое. Поэтому в селах укоренялись и передавались из поколения в поколение свои традиции вышивания.

Людмила Блик, Татьяна Когутич, Антонина Мних, Ирина Дружук, Олег Снитовский, Ирина Чирица. Днипро, Мукачево, Винница, Ивано-Франковск, Тернополь, Житомир

Фото авторов текста, а также Николая Мякшикова и Александра Ляпина.

Фото на первой странице: https://prekrasa-studio.blogspot.com


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-